Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Войти с помощью
Зарегистрироваться

Древнерусский город. Окружающий мир. 4 класс. Разработка урока

УМК «Окружающий мир» Е. В. Саплиной и др.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель:

  • подвести к первичному пониманию роли древнерусских городов как экономических, политических, религиозных и культурных центров.
  • способствовать формированию интереса к истории своей страны;
  • создать условия для развития  познавательных умений обучающихся.

Задачи:

  • выяснить значение понятий «город», «слобода», «посад», «ремесленник», «купец»;
  • развивать умение тезисно фиксировать основные мысли материала, делать выводы.
  • способствовать формированию у обучающихся самостоятельно находить  информацию в различных источниках,      работать в группах.

Использованные источники:

Ход урока

Этап

ИКТ

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный.

 

Сегодня мы продолжим путешествовать по древнерусским городам. Улыбнитесь друг другу и пожелаем интересной и плодотворной работы.

 

Проверка дз

 

Проверим, как хорошо вы запомнили материал предыдущего урока с помощью игры «Гол!». Темы; «Князь Владимир», «Князь Ярослав Мудрый», «Возникновение христианства  на Руси»

4 чел. выполняют работу в печатной тетради (кроссворд с. 43)

2 чел. работают по атласу (1 задает вопросы, другой отвечает)

Играют мальчики против девочек, задавая друг другу вопросы по теме

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению новых знаний.

1 слайд

Покажите, о каком месте реки времени идет речь?

(До начала нападения монголо-татар.)

Именно в это время  Русь называли «Гардарик». Почему? Найдите ответ на этот вопрос в учебнике с. 86

Работа с учебником

2 слайд

– Судя по летописям, если в 9 – 10 веках в Древней Руси было около 25 городов, то в 11 – 12 века их насчитывалось уже более 200.

Как вы думаете,  рост числа городов в то время положительно или отрицательно сказывался на развитие Руси как государства?

3 слайд

Сегодня мы продолжаем работать по теме «Древний город» Подумайте и в листах обратной связи сформулируйте вопросы, которые вы бы хотели найти сегодня ответ.

(Как образовались города? Кто проживал в городах?)

Получать ответы на свои вопросы вы сегодня будете самостоятельно, тезисно фиксировать главное, делать выводы.

Листы обратной связи (приложение 1)

Обратить внимание на цель!

Этап усвоения новых знаний.

4 слайд

Перед нами «золотые ворота» крепостной стены древнего города, они ведут нас в историю. Почему они названы «золотыми»? (В старину в город вели ворота, размеры которых зависели от размеров города. Самые торжественные назывались Золотыми. Много легенд связано с золотыми воротами. Через них стремился войти в город враг, чтобы продемонстрировать свою победу. Через них же въезжали самые почётные гости).

По периметру класса на стенах 4 листа с информацией. (приложение 2)

Дети разбиты на 4 группы. В течение 2 мин они читают информацию, фиксируют главное в тетрадях, затем переходят к другому листу. На всю работу уходит 10 мин.

5 слайд

Приглашаю и вас зайти через них в древнерусский город. Возможно, вы найдете ответы на свои вопросы уже сейчас. Ознакомьтесь с алгоритмом работы.

На пути следования у вас будет 4 остановки. На каждую остановку вам дается ровно 1 мин. Если знаете что-то еще по этой теме, фиксируйте здесь же на листах. Встретимся через 9 мин.

Этап проверки понимания учащимися нового материала

 

У каждой группы есть вопросник. Постарайтесь осветить вопросы как можно полнее.

Учащиеся возвращаются к первоначальному листу, берут его, садятся. У каждой группы есть листы с вопросами, на которые можно найти ответ из текста, дополнительной литературы, учебника, толкового словаря  и т.д.

(Приложение 3)

Дети обсуждают вопросы.

1 чел. отвечает, остальные добавляют.

6 слайд

Вопросы 1 группе: 

  1. Объясните термины «город», «детинец», «Кремль», «посад», «село»
  2. Как мог образоваться город?

7 слайд

Вопросы 2 группе**

  1. Как образовалось сословие ремесленников?
  2. Что такое слобода?
  3. Какое ремесло возникло раньше других? Почему?

8 слайд

Вопросы 3 группе ***

  1. Кто такие купцы?
  2. С кем торговали русские купцы?
  3. Чья деятельность приносила больше пользы княжеству: купцов или ремесленников?

9 слайд

Вопросы 4 группе:

  1. Какую роль играли монастыри в развитии Руси?
  2. Какой монастырь появился самым первым?

Этап закрепления нового материала

10 слайд

– Итак, из всего сказанного нам надо выделить самые главные пункты.

Город – постоянный укрепленный населенный пункт, центр округи, оторванный от земледелия.

Первые города образовались на Руси в конце IX – начале X века.

Город – место, где сосредоточена власть князя.

Город – центр развития ремёсел и торговли.

Город – центр религиозной культуры.

– Чтобы убедиться в том, что вы хорошо разобрались с вопросами темы, предлагаю  выполнить тестовую работу. (взаимопроверка) г, б, а, в, а, г

Приложение 4

Итог урока

11 слайд

А теперь мы возвращаемся к вопросу, который  я задала в начале урока: рост числа городов в то время положительно или отрицательно сказывался на развитии Руси как государства?

 

Рефлексия

 

– Итак, мы провели с вами интересную работу, познакомившись с понятием «древний город».

Вернемся к листам обратной связи. На какой свой вопрос вы не нашли ответ? Какой выход можете предложить? (поработать дома)

Листы обратной связи

Информация о дз

 

История – наука противоречивая и очень интересная. Уверена, что вы с удовольствием продолжите исследование этой темы и ответите на все интересующие вас вопросы. А на следующий урок нам об этом расскажите.

Кто хотел бы на следующий урок подготовить сообщение о великом защитнике земли русской Александре Невском?

 

  • Древнерусский город. Окружающий мир. 4 класс. Конспект урока

  • Древнерусский город. Окружающий мир. 4 класс. Приложение 1

  • Древнерусский город. Окружающий мир. 4 класс. Приложение 2

  • Древнерусский город. Окружающий мир. 4 класс. Приложение 3

  • Древнерусский город. Окружающий мир. 4 класс. Приложение 4

  • Презентация к уроку окружающего мира 4 класс Древнерусский город

Учебные издания по теме

Дополнительные материалы по теме:

Оставайтесь с нами на связи
Оставьте свой электронный адрес, и мы будем оповещать Вас обо всех новинках, а также о вебинарах и других интересных мероприятиях
Восстановление пароля
Забыли пароль?

Просто укажите адрес электронной почты, на указанный адрес будет отправлена ссылка для смены пароля

Еще не зарегистрированы?

Вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация займет не более 2 минут.

Зарегистрироваться