Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Войти с помощью
Зарегистрироваться

Дидактический материал по русскому языку для подготовки к ГИА на материалах, взятых их художественной литературы и СМИ. 9 класс

Автор: Зинченко Наталья Александровна, МКОУ «Тундутовская СОШ», Р.Калмыкия, с. Тундутово.

1.Исправьте предложения, укажите, какие допущены ошибки. (Какие лексико-фразеологические нормы нарушены?)

1.

  1. Теперь нас считают закадычными врагами.
  2. Иванов был уволен за небокоптительство.
  3. Все ученики вышли встречать по¬пулярного гостя.
  4. Еще издали мы увидели похоронную демонстрацию.
  5. Петрова можно назвать всезнайкой своего района.

2.

  1. До офиса мне приходится дефилировать 20 минут.
  2. Только в Африке можно встретить аборигена.
  3. В начальных классах дети учат письмена.
  4. К бальному платью я подобрала все необходимые атрибуты.
  5. Профессора принудили еще раз повторить некоторые правила.

3.

  1. Он оставил о себе хорошую репутацию.
  2. Всем необходимо следить за своим произнесением.
  3. Вы пропустили последнее занятие по неуважительному поводу.
  4. Большая половина урока уже прошла.
  5. Вы смогли доставить нам страшное удовольствие.

4.

  1. За штурвалом руля находится капитан корабля.
  2. Всем гостям подарили памятные сувениры.
  3. Докладчик доложил о результатах работы.
  4. Ученики старших классов несут дежурство по школе.
  5. Ну, собрание, вообще, прошло прекрасно, ну, просто превосходно.

5.

  1. Мы должны поощрять творческую дерзость молодежи.
  2. Зимой необходимо одевать шубу.
  3. С абонементом своевременно был заключен договор.
  4. Юбиляру мы преподнесли гранильную вазу.
  5. Это является личностным делом каждого.

6.

  1. Если пальто вас будет лимитировать, то вы сможете поменять его.
  2. Он дотошно выполняет любое задание.
  3. Нельзя постоянно думать об отмщении.
  4. Учитель рассказал о житье этого писателя.
  5. Стихи необходимо затверживать наизусть.

В каких предложениях конструкции с деепричастным оборотом употреблены неправильно? Перестройте эти предложения, исправив ошибку.

  1. Не рассмотрев образ автора в "Евгении Онегине' мой анализ будет односторонним.
  2. Проснувшись утром, ей захотелось искупаться в море.
  3. Убедившись, что понять этого он не может, Сер гей заскучал.
  4. Прочитав письмо Ани, мне показались странными ее упреки и жалобы.
  5. Конечно, отдыхая на опушке, грибов не наберешь
  6. Посещая выставку, мне было интересно, как художники изображаю мой родной город.
  7. Регулярно занимаясь спортом, наше здоровье укрепится.
  8. Погасив последнюю свечу, дворецкий, отлично знавший свои обязанности, спустился в зал.
  9. Купив к своему новому платью тесьму, Тамаре Васильевне захотелось зайти и в другие магазины.
  10. Начав читать такую книгу, она затягивает тебя, как болото.
  11. Эту оплошность щука допустила, конечно, не случайно: она спасалась от нападения другой крупной рыбины, большая усатая голова которой показалась над водой и тут же, громко шлепнув хвостом, ушла под ее черноту.
  12. Возвращаясь домой, меня застиг дождь.

Отредактируйте данные ниже предложения в соответствии с синтаксическими нормами.

  1. Несколько человек отсутствовали на занятиях.
  2. Мы приобрели новую диван - кровать.
  3. МГУ организовала вечер памяти В.Хлебникова
  4. Два новые кабинета были отремонтированы к новому учебному году.
  5. Олимпиада пройдет в городе Москва.
  6. Государство уделяет большое внимание на нужды пенсионеров.
  7. Не могу не похвалить Ивановой.
  8. Ректор говорил и настаивал на важности посещения всех лекций.
  9. Много яблок, фруктов, груш вырастили мы на своем огороде.
  10. Сегодня в продажу не поступили кондитерские изделия: торты, пирожные, хлеб.

Внесите правку в данные предложения в соответствии с морфологическими нормами языка.

1.

  1. В своем докладе инженер рассказал о новом оборудовании.
  2. Отдельные работники получили премию.
  3. Начальник отдела строительства, срочно подойдите к себе.
  4. Если кто-то обидит Иванова, я перестану с ним разговаривать. 5. Иванов, он всегда был готов прийти на помощь другу.

2.

  1. Покойный профессор выступает в защиту народной медицины.
  2. После окончания университета я устроился на работу, где мне присвоят двенадцатый разряд.
  3. Еще долго провожающие махают руками вслед поезду.
  4. Ученые двигают науку вперед.
  5. Машина нагружалась овощами.
  6. Уходя домой после смены, деньги и квитанции передаются другому телеграфисту.
  7. У нас много выпускников, охотно поступивших бы в высшие учебные заведения.
  8. Отпуск предоставляется только согласно личного заявления работника.
  9. Мы с удовольствием прослушали лекцию по новым методам труда.
  10. Важно выучить не только новый материал, но и уметь его объяснить.

Найдите и объясните ошибки, связанные с искажением устойчивых сочетаний слов.

  1. Писатели всегда уделяли много места семье.
  2. Большую роль в жизни человека имеет подсознание.
  3. Это не остановило его на достигнутом.
  4. Если кто-то из журналистов хочет высказаться, то ему закрывают язык.
  5. Нет причин впадать в паническое настроение.
  6. Мы не всегда отдаем отчет тому, кс важны праздники в нашей жизни.
  7. Решение парламента может придать новый импульс для нагнетания обстановки в Чечне.
  8. Басни на злобу дня занимали главную роль в творчестве Крылова.
  9. История знает много точек мировоззрения.
  10. Горький в своем произведении дает огромную тему для размышления.

За счет чего создается комизм представленных ниже фрагментов текста? Отредактируйте текст.

  1. Колхозники бригадира уважали. Он не только помогал дояркам на ферме, доставлял корма животным, но и проводил с ними разъяснительную работу.
  2. Он написал книгу о заключенной - бывшем следователе, которая выйдет в марте этого года.
  3. Победителям в передаче "Поле чудес" были вручены ценные призы. Ими стали библиотекарь из Архангельска и работник банка из Москвы.
  4. Бригада женщин трудится не покладая рук. А руки эти совсем не молодые, ведь каждой из них перевалило за пятьдесят.
  5. Жена Прокла, провожая его в свой последний путь, надела на него лучшую одежду.
  6. Когда Дубровский убил медведя, он не обиделся на него, а только велел снять с него шкуру.
  7. Хозяева крупных собак знают, что они могут быть отловлены, если не имеют намордника.
  8. Она унесла без разрешения из детского сада швейную машинку, а после того, как это обнаружилось, она вернулась непригодной для шить.

Что можно подумать при чтении следующих фраз? Дайте приемлемый вариант, устранив двусмысленность.

  1. Любовь главный герой булгаковского романа встретил на улице.
  2. Мастер жил в полуподвальном помещении, и каждый раз, увидев чьи-то ноги, у него замирало сердце.
  3. Очень близкие отношения с няней привили Татьяне любовь к русской природе.
  4. Онегин предлагает ей свою любовь, но она отказывается от его предложения.
  5. Певец революции, увидев ее в деле, отказывается от своих слов "Пусть сильнее грянет буря!"
  6. Если Ахматова поведала миру о женской любви, то Пастернак показал вторую сторону медали.
  7. Повесть призывает к ответственности за братьев своих меньших, которые стали жертвами преданности.
  8. С первых строк Пушкина пронизываешься любовью к этому "гению чистой красоты ".
  9. Маша Миронова - девушка благоразумная и чувствительная, поэтому отвергает предложение о замужестве Швабрина
  10. Бедной Лизе было трудно прокормить себя и мать, но она собирала в поле цветы, и этим они кормились.

Тренировочные задания по тексту.

Задание. 1. Исправьте текст, устранив повторы с помощью местоимений, существительных “гусь”, “рыба”,объедините, где нужно, простые предложения в сложное. Используйте для связи слова: правда, но, но, и.

Мартин подплыл к берегу. В клюве у Мартина был зажат маленький красноглазый карасик. Мартин пол...жил карасика перед Нильсом и сказал: “Дома мы (не)были с тобой друзьями. Ты помог мне в беде. Я хочу отбл...г...д...рить тебя”. Нильс чуть (не)бросился обн...мать Мартина. Нильс никогда еще (не)пробовал сырой рыбы. Что делать, надо привыкать! Другого ужина (не)получ...шь.

Упражнения на восстановление разнообразных синтаксических конструкций

Задание.1. Восстановите связи между предложениями, устраните повторы, используйте для связи слова: как ни, и, и, и, но, хотя, а, что.

Какими словами названы в этом отрывке главный герой и его похитители?

Две самые сильные обезьяны подхв...тили Маугли под мышки. Две обезьяны пон...слись (в)месте (с)ним по вершинам деревьев. (Без)него они могли бы двига...ся вдвое ск...рее. Мальчик своей тяжестью задерживал их. Кружилась у Маугли голова. Он все же насл...ждался бешеной скачкой. М...лькавшая далеко внизу земля пугала его. Сердце зам...рало от каждого страшного рывка и толчка при перелете над провалом с одного дерева на другое. Двое стражей взл...тали (в)месте (с)ним на вершину дерева так высоко. Тонкие ветки тр...щали и гнулись (под)ними. Потом двое стражей с кашлем и уханьем бр...сались в воздух, вперед и вниз. Они пов...сали на соседн...м дереве, ц...пляясь за нижние сучья руками и ногами.

Задание. 2. Сделайте текст более связным, используя слова: то и дело, а потом, сначала, с минуту, потом, но вот.

Мартин лежал неподвижно. Он открыл глаза, глотнул разок-другой и с трудом встал на лапы. Он постоял, шатаясь из стороны в сторону, по самую шею залез в озеро и медленно поплыл между льдинами. Он погружал клюв в воду, запрокинув голову, жадно глотал водоросли и водяных пауков.

Упражнения на построение описаний.

Задание. 1. Раскройте скобки, чтобы получились связные предложения

Тоненький, пискливый, надтреснутый голосок послышался откуда-то из глубины лавки. И вот из-за угла показалась его обладательница. Это была крошечная, тоненькая, хрупкая старушка, древняя-древняя, (жидкие седые волосы, сморщенное, высохшее личико и тоненькие, как палочки, ножки). Наверно, самая старая на свете, подумали ребята. Но, как ни удивительно, она побежала к ним навстречу легко и весело, словно юная девушка. Она радостно улыбалась, и ее маленькие ножки (старомодныe ботиночки) слегка пританцовывали.

Задание. 2. Какие слова повторяются во втором абзаце? Является ли это повторение речевой ошибкой? Почему?

Вставьте подходящие по смыслу сказуемые.

Остановилась машина со скрипом и стоном, и это было неудивительно, потому что от колес до самой крыши она была нагружена багажом.

Собственно говоря, самой машины почти не было видно под чемоданами. Чемоданы были на крыше, чемоданы были сзади, и с боков тоже были видны одни чемоданы.

Из окон ___ сундуки и кофры. К ступенькам были ___ коробки и шляпные картонки. И даже на водительском месте, казалось, ___ два огромных саквояжа.

Упражнения на построение рассуждений.

Задание. 1. Восстановите правильный порядок предложений в рассуждении

  1. Суда во времена Колумба не могли совершать очень длительных плаваний в открыт...м море.
  2. Смертельный голод и жажда порой угр...жали морякам и при обычных плаваниях по хорошо уже изве...ным м...ршрутам.
  3. Это были деревя...ые парусники с многочисле...ым экипаж...м.
  4. Иначе с парусами не справиш...я.
  5. Они не вм...щали достаточного количества пресной воды и провианта.
  6. Предприятие генуэзского морехода требовало отчаянной смелости.
  7. А тут предстоял далекий, неизве...ный путь.

Задание.2. Разберитесь, в каких предложениях содержатся тезисы, в каких - доказательства. Восстановите правильный порядок предложений; не забудьте новую мысль написать с красной строки.

  1. Трудно даже представить, что произ...шло бы с окружающ...м нас миром, если бы вдруг и...чезли металлы.
  2. Ртуть, например, не зам...рзает даже при тридцатиградусном морозе, а вольфрам не бои...ся самых жарких об...ятий пламени.
  3. Серебро и медь охотно проводят электический ток, а титан отказывае...ся.
  4. Не будь железа - мы л...шились бы автомобилей и поездов, стальных мостов и рельсов.
  5. Алюминием богата наша планета, а франций настолько редок, что его содержание в земной коре изм...ряется буквально граммами.
  6. Без алюминия немыслимы сегодня авиация и строительство.
  7. Уд...вительны и разнообразны свойства металлов.
  8. Без хрома и никеля покрое...ся ржавчиной нержавеющая сталь.
  9. Не окажись вольфрама - погаснут миллиарды электрических лампочек.

Упражнения на восстановление разнообразных синтаксических конструкций.

Задание.1. Исправьте текст, устраните повторы и однообразие синтаксических конструкций, используя а) сложные предложения, однородные члены ,деепричастные обороты; б)и в)сложные предложения ( в том числе с придаточными определительными), однородные члены, причастные обороты. Выберите правильное название текста: Как возникло слово “миллион”? Знаменитый путешественник. Чудеса Китая.

а) В 1271 году венецианские купцы Николо и Маффео Поло отправились во владения монгольского хана Хубилая. Третьим был семнадцатилетний Марко, сын Николо. Только через четыре года венецианцы достигли Китая и вошли в город Пекин. Они преодолели тысячи миль. Они прошли многие страны.

Марко был обласкан ханом. Марко семнадцать лет находился у него на службе. Марко за те семнадцать лет изъездил все провинции необъятного государства. Марко даже был назначен правителем одной из них.

Вернулся он на родину лишь в 1295 году. Вскоре он принял участие в морском бою. Он стал пленником Генуэзской республики. В тюрьме и продиктовал он свои воспоминания о путешествиях.

б)Рассказы Марко Поло принимали за россказни. Венецианец старался быть точным и честным. “Правит Китаем великий хан. Подданных у него тьма-тьмущая.

Есть там камни. Эти камни горят.

Там улицы. Улицы окаймлены деревьями. Люди охотно обменивают золото и рубины на бумажки. Там изобрели доски. Доски печатают книги. В чужих морях не видна на небе Полярная звезда...” Купцы Венеции - состоятельные люди. Арифметику знают прекрасно. “Милле”,- сочно произносят они каждый раз, когда дело идет на тысячи. Марко уверяет. Богатейший местный купец уступит беднейшему из вельмож Хубилая. Как это выразить, как передать одним словом несметные богатства Востока?

в)И Марко произносит: “Мильоне!”

Слово необычно. Слово понятно: милле по-итальянски - тысяча; конечное -оне то же, что у нас суффикс -ищ-. Мильоне - очевидно, “тысячища”, “тысяча тысяч”.

Так родилось слово миллион. Слово обозначает число “тысяча тысяч”.

За первым путешественником закрепились прозвища “Мессер Марко Миллион”, “Господин Миллион”. Первый путешественник ознакомил Европу с Азией задолго до эпохи великих географических открытий.

Упражнения на восстановление предложений с косвенной речью

Задание. 1. Найдите ошибки, связанные с употреблением косвенной речи. Перепишите, исправляя предложения.

  1. Сотрудник милиции отвечает водителю, будто я разберусь с вами в отделении.
  2. Бабушка укоризненно произнесла, что как вам не стыдно,
  3. Директор заверил нас, что я приму решительные меры.
  4. Начальник станции сообщил, что я помогу вам в приобретении билетов.
  5. Ученик вспомнил и сказал, что, Марья Николаевна, я нашел решение задачи

Задание. 2. Отметьте нарушения в передаче чужой речи. Исправьте текст.

  1. Поэт твердо верил в светлое будущее России: «жаль только, жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе».
  2. Человек не может быть счастлив без любви к отчизне, «отечество славлю, которое есть, но трижды - которое будет!»
  3. Тоня спросила Павку, что вы любите читать книги.
  4. Ребята рассказывали, что якобы кот рыжий и ворует все подряд.
  5. «Ты молодец, - пробормотал растроганный Волк, - мальчишка, и за это я не съем тебя».

Упражнения на понимание текста.

Задание.1.

Мы привыкли к белым статуям в наших музеях и забываем, что у греков статуи были раскрашены: открытые части тела в телесный цвет, одежда - в красный и синий, оружие - в золотой. Глаза мраморных статуй кажутся нам слепыми именно потому, что зрачки у них не вырезывались, а писались по мрамору краскою.

Греки любили яркость. Неудивительно, что они любили и живопись. Но греческую живопись мы знаем гораздо хуже, чем греческую скульптуру: картины сохраняются труднее, чем статуи. “Древнюю архитектуру мы знаем по развалинам, скульптуру по копиям, живопись по описаниям “, - сказал один ученый.

Греки рисовали, как рисуют дети: сперва чертили контур, потом его закрашивали. Красок поначалу было только четыре: белая, желтая, красная, черная. Лучшую белую делали из известняка с острова Мелоса (отсюда наше слово мел), лучшую желтую - из аттической глины, красную привозили с Черного моря, а для черной пережигали виноградные косточки или даже слоновую кость. Современные художники чаще всего пишут масляными красками на холсте; в Греции этого не было. Когда расписывали стены по сырой штукатурке, то разводили краски прямо водой, они всасывались и засыхали; потом такой способ стали называть “фреска”. А когда писали на деревянных досках, то приготавливали краски не на масле, а на яичном желтке (этот способ потом назывался “темпера”, так работали средневековые иконописцы).

Запишите номера правильных утверждений.

  1. Греки раскрашивали одежду на статуях в желтый цвет.
  2. Для получения зеленой краски пережигали виноградные косточки.
  3. Фреска - это роспись по сырой штукатурке.
  4. Греки редко писали масляными красками на холсте.
  5. Современные художники чаще всего приготавливают краски на яичном желтке.
  6. Наше слово “мел” произошло от названия острова Мелос.
  7. На деревянных досках писали темперой.
  8. Мы привыкли к раскрашенным статуям в наших музеях.
  9. Греческую скульптуру мы знаем гораздо лучше, чем живопись.
  10. Картину проще сохранить, чем статую.
  • Дидактический материал по русскому языку для подготовки к ГИА на материалах, взятых их художественной литературы и СМИ. 9 класс

Дополнительные материалы по теме:

Оставайтесь с нами на связи
Оставьте свой электронный адрес, и мы будем оповещать Вас обо всех новинках, а также о вебинарах и других интересных мероприятиях
Восстановление пароля
Забыли пароль?

Просто укажите адрес электронной почты, на указанный адрес будет отправлена ссылка для смены пароля

Еще не зарегистрированы?

Вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация займет не более 2 минут.

Зарегистрироваться