Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Войти с помощью
Зарегистрироваться

Дидактический материал для подготовки к ЕГЭ. Русский язык. 9–11 классы

РАЗРАБОТЧИК:

Е.Е.Гаранина, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №14 "Центр образования" г. Сызрани Самарской области

Учебник:

В.Бабайцева .Русский язык.10-11классы.Углубленный уровень

Синтаксические нормы. Нормы согласования.

Нормы управления

ВАРИАНТ 1.

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    Предложения

  Грамматические ошибки

А.Базаров ответил Павлу Петровичу, что строить - не наше дело, сперва надо место расчистить.

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б.Сморщившиеся от засухи и свежего дыхания осени листья кленов, растущие в нашем дворе, опадают.

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

 

В.Размышляя о смысле жизни, мои симпатии принадлежат героям Л.Толстого.

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г.Мы помним и будем гордиться героическим прошлым наших отцов.

4) ошибка в построении предложения с однородными членами.

Д.В кинофильме «Войне и мире» Сергей Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова.

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Е.Ряд столов стояли  посредине аудитории.

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Ж.Вам предстоит переделать статью согласно указаний факультетской   редколлегии.

7) неправильное построение предложения с косвенной речью

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

 

Ответ

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

7

6

5

4

3

2

1

 

ВАРИАНТ 2.

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    Предложения

  Грамматические ошибки

А.Необходимо было посоветоваться с человеком, ранее работавшему в химической промышленности.

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б.Пять учеников подошло к экзаменационному столу.

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

 

В.Он уважает и заботиться о своих соратниках.

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г.Слушая песни на стихи Роберта Рождественского, у зрителей текли невольные слезы.

4) ошибка в построении предложения с однородными членами.

Д.Базаров говорит Аркадию, что твой отец- человек отставной, его песенка спета.

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Е.Вопреки прогноза  погода была прекрасная.

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Ж.О рок-опере «Прометее» было много лестных отзывов.

7) неправильное построение предложения с косвенной речью

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

 

Ответ

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

6

2

4

5

7

1

3

 

ВАРИАНТ 3.

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    Предложения

  Грамматические ошибки

А.Чичиков хотел узнать у Коробочки, что куда они заехали.

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б. Павел услышал ужасный крик, доносившегося из углового дома.

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В.Во всем мире люди доверяют и пользуются пастой «Колгейт».

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г.Двадцать две тетради, проверенные учителем, лежало на столе.

4) ошибка в построении предложения с однородными членами.

На фабрике «Трехгорной мануфактуре» устроили праздник бывшим работникам этого  предприятия.

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Е.Изучив труды Архимеда, удивление потомков не знало предела.

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Ж.Мы прилетели в Сингапур согласно расписания.

7) неправильное построение предложения с косвенной речью

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

 

Ответ

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

7

6

4

2

4

5

1

 

ВАРИАНТ 4.

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

   Предложения

  Грамматические ошибки

А.Савельич спросил у Гринева, узнал он атамана.

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б.Приготовленные оладьи мамой были необыкновенно вкусны.

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В.Прошли сто лет.

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г.В лодке лежали караси, сазаны, лещи, рыба.

4) ошибка в построении предложения с однородными членами.

Д.В поэме «Руслане и Людмиле» А.С.Пушкин передал многое из того, что слышал от Арины Родионовны.

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Е.Обороняя осажденный Ленинград, голод и холод царили в нем.

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Ж.Движение на дороге было восстановлено благодаря умелых действий работников ГАИ.

7) неправильное построение предложения с косвенной речью

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

 

Ответ

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

7

6

2

4

3

5

1

 

ВАРИАНТ 5.

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    Предложения

  Грамматические ошибки

А.Мы любим футбол и стрелять.

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б.Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений.

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В.Корчагин твердо заявил, что к буденовцам я перейду.

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г.Тысяча человек отправилось в массовый поход.

4) ошибка в построении предложения с однородными членами.

Д.На фабрике «Трехгорной мануфактуре» устроили праздник бывшим работникам этого предприятия.

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Е.Наблюдая экзотическую природу, у Чарльза Дарвина появились первые мысли об эволюции.

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Ж. Благодаря доктора, больной поправился.

7) неправильное построение предложения с косвенной речью

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

 

Ответ

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

4

6

7

2

3

5

1

 

 

ВАРИАНТ 6.

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    Предложения

  Грамматические ошибки

А.Полчаса, проведенные в обществе такого интересного собеседника, прошло незаметно.

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б.Князь Игорь сказал, что хочу лучше быть убитым, чем полоненным.

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В.Хорошо отвечали на экзаменах как одиннадцатиклассники, а также учащиеся девятых классов.

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

 

Г.Дождь, ливший с утра и который напоил землю, очень выручил хлеборобов.

4) ошибка в построении предложения с однородными членами.

Д.В прошлом веке много спорили о романе «Преступлении и наказании» Ф.М.Достоевского.

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Е.Благодаря развития науки и техники, Япония стала одной из самых сильных держав.

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Ж.Ощущая неприязненное отношение одноклассников, уроки казались мне бесконечными.

7) неправильное построение предложения с косвенной речью

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

 

Ответ

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

2

7

4

6

3

1

5

 

ВАРИАНТ 7.

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    Предложения

  Грамматические ошибки

А.Те, кто прошли курс лечения в санатории, чувствуют себя хорошо.

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б.Писатель Я.Голованов в книге «Этюдах об ученых» увлекательно рассказывает о жизни многих известных людей.

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

 

В.Читая воспоминания о Толстом, у меня возникло желание съездить в Ясную Поляну.

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г.Писатель тщательно изучил и рассказал об этом историческом периоде.

4) ошибка в построении предложения с однородными членами.

Д.Один из героев романа, ищущим смысл жизни, пытается найти его в любви.

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Е.Давыдов говорит Корчжинскому, что твоя линия ошибочна.

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Ж.Поезд прибыл согласно расписания.

7) неправильное построение предложения с косвенной речью

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

 

Ответ

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

2

3

5

4

6

7

1

 

 

ВАРИАНТ 8.

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    Предложения

  Грамматические ошибки

А. Об успехах области было показано и рассказано на открывшейся вчера выставке.

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б. Горная  цепь тянется с востока на запад, состоящая из множества хребтов.

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В.Манилов отвечал, что за Павла Ивановича я всегда готов ручаться.

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г.Много выпускников нашей школы пошли работать на  завод.

4) ошибка в построении предложения с однородными членами.

Д.В романе М.Ю.Лермонтова «Герое нашего времени» мне понравилась княжна Мери.

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Е. Возвращаясь домой с работы, у меня поднялось настроение.

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Ж.Благодаря  отсутствия трудностей, мы успели выполнить работу в срок

7) неправильное построение предложения с косвенной речью

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

 

Ответ

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

4

6

7

2

3

5

1

 

ВАРИАНТ 9.

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    Предложения

  Грамматические ошибки

А.Не имея опыта, трудно понять и вникнуть в суть дела.

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б.Солдаты, вздумающие нарушить распоряжение, будут наказаны.

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В.Мать с детьми уехали в деревню.

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г.Вопреки угрозы со стороны врага наши войска продвигались вперед.

4) ошибка в построении предложения с однородными членами.

Д.В пьесе А.Н.Островского «Грозе» разоблачается темное царство, где правят кабинихи  и дикие.

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Е.В детстве меня мама спрашивала: « Кем я хочу быть?»

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Ж. Делая морфологический разбор слова, это поможет писать грамотно

7) неправильное построение предложения с косвенной речью

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

 

 

Ответ

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

4

6

2

1

3

7

5

 

ВАРИАНТ 10.

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    Предложения

  Грамматические ошибки

А.О происшествии знают и понимают все, кто в этот день был на стадионе.

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б.Это произведение Василя Быкова я прочитал летом, посвященное Великой Отечественной войне.

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

 

В.Печать, в частности местные газеты, уделяют много внимания вопросам культуры.

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г.Мы испытали уверенность в завтрашний день.

4) ошибка в построении предложения с однородными членами.

Д.Наша туристическая группа остановилась в гостинице «России»

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Е. Используя изобразительно-выразительные средства, должен учитываться стиль речи

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Ж. Пушкин  писал, что «в свой жестокий век восславил я свободу»

7) неправильное построение предложения с косвенной речью

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

 

Ответ

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

4

6

2

1

3

5

7

 

 

ВАРИАНТ 11.

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    Предложения

  Грамматические ошибки

А.Всем понравилась повесть, опубликованная в последнем номере журнала и которая рассказывает о современной молодежи.

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б.Почитав повесть Быкова, меня в первую очередь поразил сам сюжет.

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В.Те, кто побывали на море, долго не могут забыть его красоты и величия.

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

 

Г. На картине Борисова - Мусатова «Весне» хрупкая девушка смотрит вдаль, о чем-то грустя.

4) ошибка в построении предложения с однородными членами.

Д.По приезду в санаторий нужно проконсультироваться у врача.

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Е.Книга не только имеет познавательную ценность, но и большое воспитательное значение

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Ж. Владимир Маяковский писал в одном из стихотворений, что «я писатель - не прозаик…..нет я с музами в связи»

7) неправильное построение предложения с косвенной речью

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

 

Ответ

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

6

5

2

3

1

4

7

 

ВАРИАНТ 12.

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    Предложения

  Грамматические ошибки

А.Предметом обсуждения на семинаре был вопрос, далеко не изученный и который вызывает большой интерес.

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б.Провожая сына на войну, по его щеке медленно катилась слеза.

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В. Стихотворение «Анчар» было отдано в печать,  не пропущенное цензурой.

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г. Те, кто умеют выстоять в тяжелейших условиях, достойны уважения.

4) ошибка в построении предложения с однородными членами.

Д. Вопреки угрозы со стороны врага наши войска продвигались вперед

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Е. Саня Григорьев- главный герой романа «Двух капитанов».

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Ж. Лис обещает Маленькому принцу, что я открою тебе один секрет.

7) неправильное построение предложения с косвенной речью

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

 

Ответ

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

6

5

4

2

1

3

7

 

ВАРИАНТ 13.

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    Предложения

  Грамматические ошибки

А.В образе Манилова Гоголь показал помещика, который живет мечтами и неспособного к практической деятельности.

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б.Читая пьесу, Лариса мне очень понравилась.

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В. Бобчинский и Добчинский уверяют чиновников, что в городской гостинице мы обнаружили ревизора.

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

 

Г. В стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородине» мы найдем много устаревших слов.

4) ошибка в построении предложения с однородными членами.

Д. Посетители музея любовались картинами великих художников: Суриков, Репин, Айвазовский.

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Е. Они поступили вопреки требования.

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Ж.Те, кто попали на представление, не пожалели об этом.

7) неправильное построение предложения с косвенной речью

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

 

Ответ

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

6

5

7

3

4

1

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости)

 

Задание 1.

В левой части таблицы-паронимы. Вам нужно установить их значение. Значение паронимов вы узнаете, прочитав правую часть таблицы. Покажите это стрелкой.

1.Абонемент

2.Абонент

документ на право пользования

тот, кто пользуется абонементом

1.Враждебный

2.Вражеский

неприятельский, от слова «враг»(противник)

неприязненный, полный вражды, ненависти

1.Гуманитарный

2.Гуманный

человечный, человеколюбивый

относящийся к области наук гуманитарного цикла- история, общественные науки, филология

1.Нетерпимый

2.Нестерпимый

не умеющий понимать и разделять чужие взгляды и мнения

то, что невозможно терпеть (например, боль)

1.Скрытный

2.Скрытый

неоткровенный

спрятанный, тайный

1.Экономный

2.Экономический

бережливый, умеющий экономить

связанный с экономикой, хозяйством

1.Эффектный

2.Эффективный

результативный, дающий результат

производящий эффект, обращающий на себя внимание

1.Безответный

2.Безответственный

не желающий отвечать за то, что он делает

не умеющий ответить на зло, защитить себя

1.Монограмма

2.Монография

научный труд, посвящённый одной теме

вензель, переплетённые инициалы

 

КЛЮЧ К ЗАДАНИЮ

1.Абонемент

2.Абонент

документ на право пользования

тот, кто пользуется абонентом

1.Враждебный

2.Вражеский

неприязненный, полный вражды, ненависть

неприятельский, от слова «враг» (противник)

1.Гуманитарный

2.Гуманный

относящийся к области наук гуманитарного  цикла – история, общественные науки, филология

человечный, человеколюбивый

1.Нетерпимый

2.Нестерпимый

не умеющий понимать и разделять чужие взгляды и мнения

то, что невозможно терпеть (например, боль)

1.Скрытный

2.Скрытый

неоткровенный

спрятанный, тайный

1.Экономный

2.Экономический

бережливый, умеющий экономить

связанный с экономикой, хозяйством

1.Эффектный

2.Эффективный

производящий эффект, впечатление, обращающийся на себя внимание

результативный, дающий результат

1.Безответный

2.Безответственный

не умеющий ответить на зло, защитить себя

не желающий отвечать за то, что он делает

1.Монограмма

2.Монография

вензель, переплетённый инициалы

научный труд, посвящённый одной теме

Задание 2.

Ниже приведены пары слов, которые являются паронимами. Объясните, каково значение каждого из этих слов. Допишите в предложения подходящие по смыслу пароним.

 

Главный – заглавный

1.___________________ роль в этом спектакле исполняет С. Никитин.

2._____________ герои этого романа - Рудин и Елена.

3. Собственные имена пишутся с __________________ буквы.   

4. _____________ мысль романа - красота мира.

 

Гостиная – гостиница

1.Хозяин принял гостей в своей китайской ________________

2.________________ «Европейская» построена в XIX веке.

3. В их квартире не было _______________

4. Она работает горничной  в _______________.

 

Надеть (кто надел что либо на кого) – одеть (кто одел кого); одеваться – одеться

1._______________ тёплое пальто, на улице очень холодно.

2. Мать ____________ свою дочь по последней моде.

3. Он_____________ фрак и чёрный галстук.

4. Они _________________________ как на праздник.

5. «Учись, мой маленький, ____________________________ сам»,- сказала мать.

 

Придворный – дворовый

1.Помещица сама била _____________________, если хотела их наказать.

2.________________ назывались такие крепостные крестьяне, которые прислуживали в доме помещика.

3.___________ - это должностные лица при дворе царя или членов его семьи.

4.После того, как Пушкин получил чин камер- юнкера, он обязан был посещать все____________________ балы.

 

Стать – встать – остановиться

1._____________________ в очередь.

2.Поезд __________________.

3.Мы________________ рано, чтобы успеть к первой электричке.

4.Мальчик упал, но быстро ________________.

5. Мой девиз: «Рано в кровать, рано _____________________»

6.Мои часы _________________________.

 

КЛЮЧ К ЗАДАНИЮ

Главный – заглавный

1.Главную; 2.Главные; 3.С заглавной; 4.Главная.

Гостиная – гостиница

1.Гостиной; 2.Гостиница; 3.Гостиной; 4.Гостинице.

Надеть (кто надел что- либо на кого) – одеть (кто одел кого); одеваться – одеться

1.Надень; 2.Одела; 3.Надел; 4.Оделись; 5.Одеваться

Придворный – дворовый

1.Дворовых; 2.Дворовыми; 3.Придворные; 4.Придворные

Стать – встать – остановиться

1.Стань; 2.Стал(остановился); 3.Встали; 4.Встал; 5.Вставать; 6.Стали

Задание 3.

Различайте значения слова, данных в таблице. Допишите одно из этих слов в предложения после таблицы.

1.Узнать

признать

2.Представить

предоставить

3.Лицо

личность

4.Подпись

роспись

5.Убежденно

убедительно

6.Сытно

сыто

7.Поступок

проступок

8.Поделки

подделки

9.Каменный

каменистый

10.Практичный

практический

11.Гуманитарный

гуманный

12.Праздный

праздничный

13.Невежливый

невежественный

14.Нетерпимый

нестерпимый

15.Игрок

игрун

 

1

Он сразу меня _____________________.

Жюри единогласно _______________________, что фильм достоин первой премии.

Группа сразу ___________________________ его своим лидером.

 

2

Нас познакомили. Сначала меня ________________________ ему, потом его мне.

Беженцам________________________ временное жильё.

___________________________, пожалуйста, ваши документы для проверки.

Вам_______________________ право обратиться к адвокату.

____________________________________________ себе, что вы выиграли автомобиль.

 

3

Ваше _______________________ мне знакомо. Где мы встречались?

Он, безусловно, выдающаяся ________________________.

___________________________________ с дипломатическим паспортом неприкосновенно.

Очень важно в споре не потерять _____________________________.

 

4

В конце поставьте свою ________________________________________.

В итальянском городе Помпеи сохранились прекрасные_______________________ на стенах домов.

_________________________________ - это картина, написанная прямо на стене дома.

Без вашей _______________________ документ недействителен.

 

5

Депутат говорил очень _____________________.

Твои доказательства не всегда ________________________.

Ты думаешь, что эти доводы ________________________?

 

6

Мы ___________________________ пообедали.

И волки _________________________, и овцы целы.

 

7

Твой_____________________________ можно назвать благородным.

Такие____________________________ прощать нельзя.

 

8

Это не настоящие доллары, это _____________________________.

Кружок «Умелые руки» приготовил много различных ____________________.

 

9

Дно горной реки было __________________________.

К дому вели ___________________________ ступени.

Почва здесь __________________________, неплодородная.

 

10

Мне не нужна теория, мне нужен___________________________________ результат.

Он очень___________________________ человек.

После лекции были____________________________ занятия.

 

11

Эти продукты -___________________________ помощь.

__________________________________ человек не может обидеть ребёнка.

Литература, история, философия – это предметы ____________________________ цикла.

12

_____________________________ обед был великолепен.

Это человек ___________________________, ничем не занятый.

 

13

______________________________ человек никогда не здоровается.

_________________________________ человек не может рассуждать о таких сложных вещах.

 

14

Он был на редкость____________________________ человеком, ни к чьему мнению никогда не прислушивался.

Боль была очень сильной, ______________________________.

 

15

Азартный_____________________________ проиграл последние деньги.

Котёнок такой ___________________________, ни секунды не посидит на месте.

 

КЛЮЧ К ЗАДАНИЮ

1.Узнать знакомого, знакомое

Признать правильным; ошибки, заслуги

2.Представить- познакомить; представить к награде; сообщить данные; представить себе, вообразить

Предоставить – отдать в распоряжение; дать право

3.Лицо – часть головы; юридическое или физическое лицо

Личность – человеческое «я», носитель свойств

4.Подпись – собственноручно написанная фамилия (на документе)

Роспись – настенная живопись, узор от руки

5.Убеждённо – уверенно

Убедительно – от «заставляющий убедиться», «доказательно, аргументированно»

6.Сытно – питательно

Сыто – от «не голодный», «вполне наевшийся»

7.Поступок - действие

Проступок – действие, нарушающее правила

8.Поделки – мелкие изделия

Подделки – фальшивки, имитация

9.Каменный – из камня

Каменистый – содержащий много камней

10.Практичный – деловитый, умеющий разбираться в практических делах; удобный

Практический – относящийся к области практики

11.Гуманитарный – относящийся к области гуманитарных наук; гуманитарная помощь

Гуманный – человечный, добрый

12.Праздный – ничего не делающий

Праздничный – нерабочий, связанный с праздником

13.Невежливый – не соблюдающий правил приличия, грубиян

Невежественный – некультурный, малообразованный

14.Нетерпимый – недопустимый; не считающийся с мнением других

Нестерпимый – невыносимый

15.Игрок – участник игры

Игрун – игривый, любящий играть

 

1.Узнал, признало, признала

2.Представили, предоставили, представьте, предоставлено, представьте

3.Лицо, личность, лицо, лицо

4.Подпись, росписи, роспись, подписи

5.Убедительно (убеждённо), убедительны, убедительны

6. Сытно, сыты

7.Поступок, проступки

8.Подделка, поделок

9.Каменистым, каменные, каменистая

10.Практический, практичный, практические

11.Гуманитарная, гуманный, гуманитарного

12.Праздничный, праздный

13.Невежливый, невежественный

14.Нетерпимым, нестерпимой

15.Игрок, игрун

 

Задание 4.

Выберите и запишите один из паронимов, подходящих по смыслу. Объясните разницу в значении паронимов.

1.Этот персонаж отличается от других своими разнообразными ___________________ (духовными, душевными) интересами.

2. Это _______________________ (искусная, искусственная) подделка, картину почти невозможно отличить от настоящей.

3. Он ещё не ______________________ вполне (усвоить, освоить) это правило грамматики.

4. Государство проводит последовательную ______________________________(социальную, социалистическую) политику.

5. Коренные жители Центральной Америки - ___________________(индейцы, идийцы).

6. В метро не работают на подъём _____________________ (экскаваторы, эскалаторы).

7. (Экономическая, экономная)  _____________________ политика государством проводится из рук вон плохо.

8. Сегодня перед вами выступает пианист, _________________________ (дипломник, дипломат, дипломант) международного конкурса.

 

КЛЮЧ К ЗАДАНИЮ

1.Духовными

2.Искусная

3.Усвоил

4.Социальную

5.Индейцы

6.Эскалаторы

7.Экономическая

8.Дипломант

 

Задание 5.

Зачеркните ненужное.

1.(Подготовьте, приготовьте) домашнее задание.

2.Он (окончил, закончил) институт в прошлом году.

3.(Встал, стал) вопрос о переводе его в другой класс.

4.Часы (встали, стали).

5. Она (одела, надела) пальто.

6.(Заглавную, главную) партию исполняет Марусин.

7.Просим (предоставить, представить) помещение под общежитие.

8.Иран подтвердил вынесение (смертного, смертельного) приговора писателю Рушди.

9.Сегодня (праздный, праздничный) день.

10.Наш сосед - (невежливый, невежественный) человек, он никогда не отвечает на моё «здравствуйте».

11.Она – женщина робкая (безответная, безответственная), обидеть её ничего не стоит.

12.На его куртке была какая-то необыкновенная (монограмма, монография).

14.Суд постановил: подсудимый (виноват, виновен).

15.Поставьте под  документом свою (роспись, подпись).

 

КЛЮЧ К ЗАДАНИЮ

Нужно оставить:

1.Приготовьте

2.Окончил

3.Стал

4.Стали

5.Надела

6.Главную

7.Предоставить

8.Смертного

9.Праздничный

10.Невежливый

11.Безответная

12.Монограмма

13.Духовного

14.Виновен

15.Подпись

Задание 6.

Найдите ошибки в приведённых ниже предложениях и исправьте их.

  1. Хлёстова, священница Фамусова, также неодобрительно относится к Чацкому.
  2. Н.В. Гоголь создал сатирическую галерею образов помещиков. Вот, например, праздничный мечтатель Манилов. (праздный)
  3. Так пишут журналисты, воспевая творения его рук и величество души.(величие)
  4. Чтобы завладеть профессией агронома или плотника, лётчика или водителя, надо много учиться. (овладеть)
  5. Есть ещё один, возможно, заглавный, смысл в таких настойчиво повторяющихся напоминаниях. (главный)
  6. Сердце в груди стучалось глухо и неровно, во рту пересохло, ноги стали ватными. (стучало)
  7. Судьба крепостников всецело зависела от власти помещиков. (крепостных)
  8. Основной косяк отряда составляли старшеклассники.(костяк)
  9. Сбившись с дороги, всадник проблудил два часа. (проблуждал)
  10. В конце соревнования авторитарному жюри предстоит назвать победителя. (авторитетному)

КЛЮЧ К ЗАДАНИЮ

  1. свояченица
  2. праздный
  3. величие
  4. овладеть
  5. главный
  6. стучало
  7. крепостных
  8. костяк
  9. проблуждал
  10. авторитетное

Материал доступен для скачивания в формате .doc
  • Дидактический материал для подготовки к ЕГЭ. Русский язык. 9–11 классы

Учебные издания по теме

Дополнительные материалы по теме:

Оставайтесь с нами на связи
Оставьте свой электронный адрес, и мы будем оповещать Вас обо всех новинках, а также о вебинарах и других интересных мероприятиях
Восстановление пароля
Забыли пароль?

Просто укажите адрес электронной почты, на указанный адрес будет отправлена ссылка для смены пароля

Еще не зарегистрированы?

Вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация займет не более 2 минут.

Зарегистрироваться