Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Войти с помощью
Зарегистрироваться

Чистые вещества и смеси. Химия. 8 класс. Конспект урока

Понравился материал? Скажите автору спасибо

Тип урока: изучение нового материала.

Цели:

  • образовательные – сформировать понятия чистых веществ и смесей, различия и сходства между ними, выяснить значение, применение различных смесей в природе и жизни человека;
  • развивающие – продолжить формирование умений сравнивать, делать выводы на основе увиденных опытов и прочитанного, самостоятельно работать с учебной литературой, формирование умений распознавать чистые вещества и смеси.
  • воспитательные – дальнейшее развитие интереса у учащихся к предмету, воспитание чувства осторожного обращения с различными смесями в быту (природный газ, лекарственные препараты).

Задачи:

  • дать понятие чистых веществ;
  • понятие смесей;
  • классификация чистых веществ и их области применения;
  • классификация смесей, области применения;
  • самостоятельная работа с учебником.

Литература:

  1. О.С.Габриелян. Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, - М.Дрофа, 2007 г.
  2. О.С.Габриелян, А.В.Якушова. Химия 8 класс. Рабочая тетрадь. М.Дрофа – 2005 год.
  3. О.С.Габриелян. Настольная книга учителя. Химия . 8 класс. М. Дрофа.- 2003 год.
  4. Ю.В.Ходаков. Неорганическая химия . учебник для 7-8 классов. М. Просвещение 1986 год.

Ход урока

1. Организационный момент: приветствие учащихся

Запись домашнего задания в дневник: обязательное – параграф № 23, вопросы № 1, 2; дополнительное - вопрос № 4 страница 85 и сообщения о смесях в жизни человека.

2. Опрос по теме прошлого урока «Кристаллические решетки»

Письменные задания по уровням: первый уровень – написать определения всех кристаллических решеток, привести примеры веществ с данными решетками (2-3 человека, слабые ученики) ; второй уровень – в списке предложенных формул веществ определить типы кристаллических решеток, дать названия веществам. (2-3 человека).

Пока учащиеся работают письменно, с остальным классом фронтальный опрос (беседа), самых активных можно оценить.

? Назовите частицы находящиеся в узлах металлических кристаллических решеток? (атомы или ионы металлов).

? Перечислите свойства веществ с металлической решеткой (твердость, блеск, упругость, электропроводность, теплопроводность).

? Связь в веществах с металлической кристаллической решеткой? (металлическая).

? Приведите примеры веществ с металлическими решетками (все металлы и их сплавы).

? Назовите частицы, находящиеся в узлах молекулярных кристаллических решеток.(молекулы).

? Свойства веществ с молекулярными решетками (малая твердость, летучесть, низкие температуры плавления).

? Связь в веществах с молекулярными решетками (ковалентная полярная или неполярная).

? Примеры веществ (соляная кислота, вода, сахар, азот, кислород).

? Частицы, находящиеся в узлах атомных кристаллических решеток (атомы).

? Связь в веществах с атомными решетками (прочные ковалентные связи).

? Свойства веществ с атомными кристаллическими решетками (высокие температуры кипения и плавления, прочные, твердые, нелетучие, практически не растворимы).

? Примеры веществ (алмаз, кварц, хрусталь).

? Частицы в узлах ионных кристаллических решеток (ионы – анионы и катионы).

? Свойства веществ с ионными решетками (высокая твердость и прочность, тугоплавкость, нелетучие). Связь в веществах с ионными кристаллическими решетками (ионная).

? Примеры веществ (соли, оксиды).

Материал прошлого урока мы с вами повторили, кто выполнял письменно задания сдают работы!

3. Переход к изучению нового материала

На прошлом уроке мы изучили типы кристаллических решеток и выяснили, что строение вещества можно определить по свойствам, а зная свойства предсказать строение.

И что бы мы не изучали всегда встает вопрос – из чего состоит исследуемый предмет?

Давайте вспомним из чего состоят вещества? (молекул, атомов).

Совершенно верно – вещества состоят из молекул, которые обладают свойствами данного вещества.

Вы знаете, что молекулы одного вещества одинаковы по своим свойствам, а молекулы разных веществ обладают отличными свойствами.

Например: сахар добывают из разных растений (свекла, виноград, тростник), он продается в разных формах (кусковой, рассыпчатый песок, сахарная пудра), но при всем при этом сахар имеет одни и те же свойства (белый, сладкий на вкус, растворим в воде).

А вот вода из разных рек, озер, морей обладает разными свойствами.

Как вы думаете почему? (в воде из разных мест содержаться разные дополнительные вещества – примеси).

Надо еще раз отметить, что всегда одними и теми же свойствами обладают вещества, если они не загрязнены посторонними примесями или содержат их ничтожно малое количество (стотысячные доли). Такие вещества называют чистыми.

Определение записываем в тетрадь.

Чистые вещества – это вещества, которые обладают постоянными физическими свойствами.

На практике мы не встречаем совершенно идеально чистых веществ и люди стали пользоваться понятием «степень чистоты вещества»:

  • чистые (ч);
  • чистые для анализа (чда);
  • химически чистые (хч);
  • особо чистые (оч);
  • спектральночистые (сч).

Чистота веществ сверху вниз возрастает.

ЗАДАНИЕ по таблице « особо чистые вещества» (такую таблицу рисовала сама на ватмане) – расскажите об использовании особо чистых веществ.

В жизни, как правило, мы встречаемся со смесями веществ.

Назовите смеси в природе? (воздух, вода, почва). Правильно.

У смесей есть классификация:

  • однородные,
  • неоднородные.

Чем же будут отличаться эти смеси друг от друга? (предлагаете высказать гипотезы предположения детей). А давайте попробуем выяснить экспериментальным путем! Проведем опыты.

Опыт № 1

Взболтаем в воде порошок мела. Получили смесь мела с водой, частицы мела при этом видны даже невооруженным глазом.

Хотя не всегда по внешнему виду мы сразу можем определить, что перед нами смесь – всем вам известное молоко – это смесь, хотя мы не видим никаких частиц, а вот если мы рассмотрим под микроскопом, то увидим капельки жира.

Опыт № 2

Растворим в воде сахар. Что видим? Частицы вещества не видимы и даже под микроскопом их будет трудно рассмотреть и определить.

Какой же мы можем сделать вывод, чем будут отличаться однородные смеси от неоднородных? Ответ – в однородных частицы веществ не видны, а в неоднородных частицы можно увидеть невооруженным глазом.

Хорошо, молодцы!

Задание для самостоятельной работы: найдите в учебнике в параграфе 23 (страница 83) определения однородных и неоднородных смесей и запишите в тетрадь.

Состав смесей может быть разнообразным, но свойстваотдельно взятых веществ в смеси сохраняются.

Чтобы убедиться проведем эксперимент, а наблюдения занесем в таблицу (таблица на каждой парте).

Опыт

Отдельно берем порошок серы, отдельно опилки железа ; описываем их свойства. Далее оба порошка смешиваем и описываем свойства этих же веществ в смеси! (описание опыта смотри в учебнике Ходакова 7-8 класс, станица 7-8).

Признаки (физ.свойства)

Сера (s)

Железо (Fe)

Сера + железо

1. агрегатное состояние

 

 

 

2. цвет

 

 

 

3. блеск

 

 

 

4. намокаемость

 

 

 

5. намагничиваемость

 

 

 

6. растворимость в воде

 

 

 

По результатам (из таблицы) видно, что свойства веществ, входящих в состав смеси остаются такими же, что и у чистых веществ и это можно использовать для разделения смесей.

Состав смесей устанавливают с помощью химического анализа.

«Анализ» - это разложение на составные части.

4. Закрепление

Из предложенного перечня веществ и смесей выпишите отдельно смеси, отдельно – вещества.

Вещества
Сахар
Кислород
Углерод
Алюминий

             



смеси
молоко
почва
зубная паста
бронза

(Учитель читает слова вразнобой.) Затем учащиеся меняются тетрадями и проходит взаимопроверка по шаблону (правильные ответы заранее записаны на доске).

Подводим итог по уроку: спрашиваем у детей что они узнали нового, чему научились (изучили чистые вещества и смеси, смеси однородные и неоднородные, применение смесей и химического анализа).


Понравился материал? Скажите автору спасибо

Комментирование разработки

Для того, чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться на сайте

Оценка разработки

Для оценки работы вам необходимо авторизоваться на сайте

Ограничение доступа

Для доступа к материалу требуется регистрация на сайте

Учебные издания по теме

Дополнительные материалы по теме:

Оставайтесь с нами на связи
Оставьте свой электронный адрес, и мы будем оповещать Вас обо всех новинках, а также о вебинарах и других интересных мероприятиях
Нужна помощь?
Восстановление пароля
Забыли пароль?

Просто укажите адрес электронной почты, на указанный адрес будет отправлена ссылка для смены пароля

Еще не зарегистрированы?

Вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация займет не более 2 минут.

Зарегистрироваться
Система оповещений
Зачем работать под своим логином? Сайт будет показывать материалы только по вашему предмету, интересующие вас материалы и статьи. Скачивайте методические материалы в один клик.

Перейти к регистрации
x
Система оповещений
Войдите на сайт под своим именем. Вам будут доступны дополнительные закрытые сервисы: участие в вебинарах, онлайн-трансляциях, конкурсах, персональные скидки и акции в интернет-магазинах. Еще не зарегистрированы? Регистрация не займет более 5 минут

Перейти к регистрации
x