Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Войти с помощью
Зарегистрироваться

Бессмертные звуки «Лунной» сонаты (2 урока)

Понравился материал? Скажите автору спасибо

Технологическая карта урока

Автор, разработчик

УМК «Музыка. 8 класс» Т.И. Науменко, В.В. Алеев.

Предмет

Музыка

Класс

8

Межпредметные связи

Литература.

Тип урока

Урок изучения нового материала.

Тема урока

 Бессмертные звуки «Лунной» сонаты. (2 урока)

Художественно-педагогическая идея урока:

«Тайна сия велика есть…»

Цели (планируемые результаты)

  • Раскрыть содержание сонаты № 14 Л. Бетховена. Через художественный анализ произведения показать «переинтонирование» чувств композитора в музыку.
  • Формировать нравственно-эстетические и эмоциональные переживания учащихся на основе восприятия образа Любви, воплощенного в произведениях искусства.

Предметные результаты:

  • установить взаимодействие между музыкальным образом и литературным;
  • определить роль средств музыкальной выразительности в создании музыкального образа;
  • оценивать эмоциональный характер музыки и определять содержание образов;
  • совершенствовать вокально-хоровые навыки.

Личностные результаты: инициативность и самостоятельность в решении разноуровневых учебно-творческих задач.

Метапредметные результаты:

  • творческий подход к решению различных учебных и реальных жизненных проблем;
  • сопоставить форму сонаты с «формулой человеческой жизни» по В. Набокову (домашнее задание).

Художественный материал:

Музыка

  • Фантазия на тему песни С. Баневича «Дорога»
  • Л. Бетховен. Соната №14.
  • С. Баневич «Дорога».

Литература

  • Взгляд на нотное письмо О. Мандельштама из книги «Верьте музыке» Я. Платека.
  • Цитата В. Набокова. Трехсложная формула человеческой жизни.

Поэзия

  • М. Рыльский. «Бетховен»
  • М. Саленко. «Лунная соната»
  • В. Инбер. Неоконченное стихотворение.
  • П. Михни. «Бетховен».

Материалы и оборудование:

Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран

Цифровые образовательные ресурсы: компьютерная презентация, музыкальные записи.

Список используемой литературы:

Искусство. Музыка. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – М.: Дрофа, 2012.

Рабочие программы. Искусство : Изобразительное искусство. Музыка. Искусство. 5 – классы : учебно-методическое пособие. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа 2013.

Я. Платек. Верьте музыке. – М.:Советский композитор, 1989 г.

Сборник стихов / Музыка и поэзия – М.: Музыка, 1980

Интернет-ресурсы:

http://www.stihi.ru/

http://moudrost.ru/

http://1576.com.ua/

Этапы урока

Деятельность учителя (включая задания для учащихся)

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты (формирование УУД)

Организационный момент.
Побуждающий диалог.

 

1. Вход в класс под музыку «Фантазии на тему песни «Дорога» С. Баневича.

Учитель исполняет начало песни:

«Кто подсказал эту музыку твоей душе?...
Кто повенчал в этом мире песню и певца?..»

На экране (доске) «Тайна сия велика есть…»

Что означают эти слова?

На эти вопросы мы попытаемся найти ответ в музыке великого композитора.

Размышления учеников в процессе диалога.

– Очевидно ответом на эти вопросы, будет музыка!

Познавательные: Восприятие информации, эмоциональный и интеллектуальный настрой на предстоящую работу.

Личностные:умение высказывать свою точку зрения, обосновывая свой ответ.

Регулятивные: осуществление самоконтроля, планирование деятельности.

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Актуализация знаний.

2. Работа с текстом.

Вариант 1.

Учитель читает стихотворение Пауля Михни «Бетховен».

Ты – Прометей, сгорающий в огне, Перед богами, как и он, греховен.
Гореть в огне не пламенем жаровен,
А факелом, с тобою наравне!
Судьба стучится в дверь!
Но в дали дальней
Уже манят свирели Пасторальной,
И у себя в плену ты – сладкий плен!
Нет больше счастья, чем отдаться людям
И высекать огонь в груди у буден –
И ничего не требовать взамен.

Вариант 2.
Ученики построчно выразительно читают стихотворение, предварительно прочитав его про себя.

Познавательные:умение находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественным воплощением в образах музыкальных произведений, умение находить взаимодействия между художественными образами музыки и литературы.

Личностные:осмысленное чтение стихотворения. Совершенствование диалоговой формы общения.

Регулятивные:умение соотносить и анализировать изученный материал и новый.

Коммуникативные: умение организовать учебное взаимодействие в группе.

– Образ, какого композитора представлен в этих строках?

– Речь идет о Л. Бетховене.

– С какими произведениями Бетховена вы знакомы?

Ученики вспоминают произведения, с которыми встречались на уроках музыки и во внеурочное время.

Постановка учебной проблемы. Основной этап (планирование и осуществление практической деятельности)

– Значит, музыка какого композитора будет звучать на уроке? Кто будет нашим собеседником?

3. Прежде чем послушать музыку Бетховена, посмотрите нотную запись его произведения.

Показ нотной записи I части сонаты №14 без названия.

 

– Сегодня на уроке Бетховен будет нашим собеседником, его музыка поможет нам ответить на волнующие нас вопросы.

Предполагаемые ответы.

Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, обсуждение характера и настроения музыкального произведения.

Личностные:умение высказывать свою точку зрения, обосновывая свой ответ.

Регулятивные:умение соотносить и анализировать изученный материал и новый.

Коммуникативные: умение координировать различные позиции в сотрудничестве, рассматривая все затруднения и используя помощь партнеров.

– Какое движение наблюдается в музыке?

– Плавное, скользящее, без резких скачков и т.д.

– Каков характер музыки на ваш взгляд?

– Спокойный, сдержанный, легкая взволнованность пронизывает музыку, но всего о нем сказать нельзя по нотным знакам – нужно слушать!

Изучение нового материала. Работа над осмыслением содержания музыки.

– Правильно. Но прежде чем слушать музыку, обратимся к творчеству русского поэта Осипа Мандельштама. У него свой взгляд на нотное письмо. Давайте послушаем!

Учитель читает высказывание поэта по альбому.(Материал в книге Я. Платека «Верьте музыке» стр. 127)

4. На слайде нотная страница первой части сонаты №14.

– Что же хранят в себе эти таинственные звуки?

 

Познавательные: определение в прослушанном произведении его главных средств музыкальной выразительности.

Анализирование приемов развития в музыкальном произведении.

Личностные: выявление жизненного содержания сонаты и песни, духовно-нравственных установок содержания.

Регулятивные: планирование действий для решения проблемы.

Коммуникативные: обсуждение в группе, по мере необходимости
(исправляют или дополняют).

Далее, учитель играет начало мелодии (интонацию вздоха).

– Что выражает интонация этой мелодии? Всего одна нота – соль диез!

– Вздох, стон, как выражение безысходности переживания.

Через вокализацию мелодии, демонстрацию нотной страницы первой части сонаты, учащиеся в процессе подводящего диалога приходят к выводу, что это музыка первой части сонаты № 14.

Учащиеся на одном звуке или слоге разучивают 1-ое предложение, осмысленно исполняя мелодию.

Настрой на слушание. Звучит I часть сонаты №14.

– Какие чувства вызывает у вас эта музыка? Почему?

О чем поведал нам композитор?

Грусть, печаль… Чувствуется волнение, но сдержанное. Боль, страдания от неразделенной любви. Скорбь, мужественная скорбь – образ I части.

5. Сравнение содержания музыки со стихотворением Маргарита Саленко и выбор фрагмента, соответствующий первой части сонаты.

Групповая форма работы со стихотворением М. Саленко. На карточках фрагменты стихотворения по частям (по два абзаца на каждую часть сонаты). Каждая группа (3-4 гр.) получает по три карточки. В процессе слушания музыки и анализа, учащиеся выбирают нужный фрагмент. Зачитывают и объясняют , почему они так думают.

– Мы с вами знаем, что соната состоит из трех частей.

– О чем пойдет речь дальше? О чем расскажет Бетховен во второй, третьей части?

Настрой на слушание второй части.

Сравнение содержания музыки со стихотворением Маргарита Саленко и выбор фрагмента, соответствующий второй части сонаты.

6. Вы прослушали две части сонаты. Попытались угадать замысел композитора. О чем расскажет третья часть, это тема следующего урока. А сейчас вернемся к началу нашего урока, ответим на вопросы:

Размышления учащихся.

Ученики высказывают свои предположения, отмечая, какими будут средства музыкальной выразительности.

Анализ произведения.

«Кто подсказал эту музыку твоей душе?..

Кто повенчал в этом мире песню и певца?..»

Правильно. Эти строчки из песни, с которой мы уже знакомы.

– Только любовь!

Учитель играет фрагмент песни.

– О чем эта песня?

Настрой на вокально-хоровую работу. Учитель исполняет начало песни, ученики продолжают.

7. Свою сонату Бетховен посвятил возлюбленной. Попробуем иначе взглянуть на музыку сонаты. У Владимира Набокова есть цитата «…трехсложная формула человеческой жизни:невозвратимость, несбыточность, неизбежность»

О трудной жизненной дороге композитора.

Работа над песней. Совершенствование вокально-хоровых навыков.

Как вы понимаете эти слова?

– Давайте подумаем, применима ли эта формула к трем частям сонаты по содержанию музыки?

Размышления учащихся.

– Невозвратимость. То, что уже никогда не вернется: детство, молодость и т.д.

Несбыточность. Мечты, которым не суждено было сбыться.

– Неизбежность. Рано или поздно жизнь закончится.

Определение домашнего задания.

Домашнее задание: Еще раз прослушайте дома 1 и 2 части сонаты, попробуйте соотнести музыку каждой части с «тройной формулой человеческой жизни: невозвратимость, несбыточность, неизбежность» (цитата В. Набокова). Запишите свои размышления в тетради, обоснуйте свое мнение. Подумайте, о чем нам расскажет Бетховен в третьей части своего удивительного произведения?

Выход из класса под музыку Фантазии на тему песни «Дорога» С. Баневича.

 

Личностные:умение рассказывать о влиянии музыки на человека;

Рефлексия собственной деятельности.

Регулятивные: умение устанавливать связь между целью деятельности и её результатом;

Познавательные:самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера, рефлексия;

Коммуникативные: адекватное восприятие оценки учащихся и учителя.

Создание творческих работ, написание эссе по заданной теме.

Урок № 2

Продолжение темы предыдущего урока.

При входе звучит Фантазия С. Баневича.

Опрос домашнего задания. Выход на тему предыдущего урока.

– Мы продолжаем тему предыдущего урока.

Размышляют, высказывают свои предположение.

Познавательные:Умение находить взаимодействия между художественными образами музыки и литературы.

Личностные:умение отстаивать свою точку зрения, обосновывая свой ответ; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Освоение диалоговой формы общения.

Регулятивные: умениесоотносить и анализировать изученный материал и новый.

Коммуникативные: умение организовать учебное взаимодействие в группе.

Актуализация знаний.

– О какой музыке мы говорили?
– Что ожидает нас в третьей части сонаты?
Настрой на слушание. Звучит III часть сонаты.
После прослушивания – выход на образ.

Слушание музыки. Анализ произведение.

Изучение нового материала. Работа над осмыслением содержания музыки.

 

«Буря, стихия негодования, бурное кипение страстей и т.д.; борьба разума и сердца; мы часто живем сердцем, а не разумом. В музыке слышится крик отчаяния, негодования, возмущение. Разум Бетховена готов смириться с безнадежностью любви, а сердце кричит от боли. В музыке эта внутренняя борьба ярко ощутима; вновь и вновь одна тема следует за другой».
Сравнение содержания музыки со стихотворением Маргарита Саленко и выбор фрагмента, соответствующий третьей части сонаты.

 

Слушание сонаты целиком.

Соотношение 3 части сонаты с формулой Набокова.

I-я часть – «невозвратимость», своеобразная оглядка на прошлое.

II-я часть – «несбыточность», романтическая идея иллюзорности счастья, ускользающая мечта.
III-я часть – «неизбежность», страсти, бушующие внутри человека.

Аргументированные ответы учащихся.

Обобщение.

«Нет музыки более заигранной, знакомой, чем «Лунная соната». Но загадка классики в том, что она все-таки не превращается в бестселлер, в «кич». При всей самоочевидности красоты, в ней что-то ускользающее, странность какая-то, которая сразу не дается слуху, заставляет вдумываться и вслушиваться…»

 

– Почему эта музыка так значима для нас?
В чем её современность?

Размышления учащихся.

Заключительный этап (подведение итогов, оценивание, рефлексия)

 

Рефлексия.

Сегодня для меня было открытием…

Я понял, что…

Я почувствовал, что…

 

 

 

Домашнее задание:

Написать эссе о сонате № 14 Л. Бетховена.

 

 

Пояснительная записка

Данный урок в 8 классе можно провести во второй четверти по теме «Мир человеческих чувств». В центре внимания соната № 14 Л. Бетховена. В седьмом классе дети знакомятся с первой частью сонаты в рамках темы «В чем состоит сущность музыкального содержания». Погружение в содержание столь значимой музыки, как соната № 14, позволяет обучающимся шире взглянуть на музыкальный мир Бетховена. Раскрыть и почувствовать содержание музыки. Заглянуть за тайную завесу внутренних переживаний композитора. Дети пытаются сами предугадать, о чем скажет композитор в последующей части? На раскрытие темы потребуется два урока, из-за большого объема художественного материала. Главное, чтобы состоялся диалог между учениками и композитором, его музыкой. Роль учителя быть проводником в мир музыки, наполненной чувствами и переживаниями. Разработка урока представлена в виде диалога У (учитель) – Д (ученики). Конечно ответы детей примерные, все разнообразие их мнений изложить невозможно. Обращение к стихам позволит глубже осознать глубину чувств и переживаний, отраженных в музыке. Песня «Дорога» С. Баневича из к/ф «Никколо Паганини» поможет детям прочувствовать образ композитора, его тернистый жизненный путь и ответить на вопрос, что движет солнца и светила, «Тайна сия велика есть…». Это любовь! Несмотря на то, что песня звучит в фильме о Паганини, содержание ее созвучно с жизнью Бетховена, превратностями его судьбы. Ранее, песня была частично разучена, в контексте другой темы. Следует обратить внимание на домашнее задание. Учащимся будет предложено задание. После прослушанной музыки (1,2 части сонаты), соотнести каждую с трехсложной формулой человеческой жизни по В. Набокову: невозвратимость, несбыточность, неизбежность. Это задание позволит учащимся поразмышлять над жизнью, иначе посмотреть на музыку Бетховена. Данная разработка урока это авторский подход к раскрытию темы «Мир человеческих чувств» через музыку великого композитора, который «переинтонировал» в музыку самое сокровенное свои мысли и чувства. «Музыка обладает свойством обобщать все похожие явления мира. Выражая в звуках какое-либо состояние, она всегда дает неизмеримо больше, чем может вместить опыт души одного человека» (учебник 7 кл., стр. 18).

Художественно-педагогическая идея урока: «Тайна сия велика есть…».

Цели:

  • Раскрыть содержание сонаты № 14 Л. Бетховена. Через художественный анализ произведения показать «переинтонирование» чувств композитора в музыку.
  • Формировать нравственно-эстетические и эмоциональные переживания учащихся на основе восприятия образа Любви, воплощенного в произведениях искусства.

Художественный материал:

Музыка:

  • Фантазия на тему песни С. Баневича «Дорога».
  • Л. Бетховен. Соната №14.
  • С. Баневич «Дорога».

Литература: Взгляд на нотное письмо О. Мандельштама из книги «Верьте музыке» Я. Платека.

Поэзия:

  • М. Саленко. «Лунная соната»
  • П. Михни. «Бетховен».
  • «Ода Бетховену» О. Мандельштам.

Урок №1

1. При входе звучит «Фантазия на тему песни «Дорога» С. Баневича.

Дети проходят на свои места. Учитель исполняет начало песни без фразы «Только любовь», (т.е. вопросы остаются без ответа):

«Кто подсказал эту музыку твоей душе?..
Кто повенчал в этом мире песню и певца?..»

Слайд № 2

Дети уже знакомы с этой песней, но первая часть песни звучит для них впервые, так как им предстоит ответить на вопросы песни, а ответ один – «только любовь». Я преднамеренно разбила работу над этой песней на два этапа в соответствии с темой урока.

У.: «Тайна сия велика есть…» Что означают эти слова? Что движет солнце и светила? На эти вопросы мы попытаемся найти ответ в музыке великого композитора… (выход на композитора через стихи или музыку, которая звучала на уроках раньше). Слайд №3

2. Работа с текстом

Вариант 1

Учитель читает стихотворение Пауля Михни «Бетховен».

Слайд №4

Вариант 2

Ученики построчно, с выражением читают стихотворение, предварительно прочитав его про себя.

Ты – Прометей, сгорающий в огне,
Перед богами, как и он, греховен.
Гореть в огне не пламенем жаровен,
А факелом, с тобою наравне!
Судьба стучится в дверь! Но в дали дальней
Уже манят свирели Пасторальной,
И у себя в плену ты – сладкий плен!
Нет больше счастья, чем отдаться людям
И высекать огонь в груди у буден –
И ничего не требовать взамен.

У.: Образ, какого композитора представлен в этих строках?

Д.: Композитор Л. Бетховен, так как в стихотворении говорится о его симфониях «Пасторальной», пятой.

У.: Значит, музыка какого композитора будет звучать на уроке? Кто будет нашим собеседником?

Д.: Сегодня на уроке Бетховен будет нашим собеседником, его музыка поможет нам ответить на волнующие нас вопросы.

У.: С какими произведениями Бетховена вы знакомы?

Ученики вспоминают музыку, которую они слушали раньше.

У.: Прежде чем послушать музыку Бетховена, посмотрите нотную запись его произведения.

Показ нотной записи I части сонаты №14 без названия.

Слайд №5

У.: Какое движение наблюдается в музыке?

Д.: Плавное, скользящее, без резких скачков и т.д.

У.: Каков характер музыки на ваш взгляд?

Д.: Спокойный, сдержанный, легкая взволнованность пронизывает музыку, но всего о нем сказать нельзя по нотным знакам – музыку нужно слушать!

У.: Правильно. Но прежде обратимся к творчеству русского поэта Осипа Мандельштама. У него свой взгляд на нотное письмо. Давайте послушаем!

Учитель читает высказывание поэта по альбому. (Материал в книге Я. Платека «Верьте музыке» стр. 127) В своих метафорах вот как он говорит об этом.

Слайд № 7

«Нотное письмо ласкает глаз не меньше чем сама музыка слух. Черныши фортепианной гаммы, как фонарщики, лезут вверх и вниз. Каждый такт – это лодочка, груженная изюмом и черным виноградом.

Громадные концертные спуски шопеновских мазурок, широкие лестницы с колокольчиками листовских этюдов, висячие парки с куртинами Моцарта, дрожащие на пяти проволоках, – ничего не имеют общего с низкорослым кустарником бетховенских сонат…

Когда сотни фонарщиков с лесенками мечутся по улицам, подвешивая бемоли к ржавым крюкам, укрепляя флюгера диезов, снимая целые вывески поджарых тактов – это конечно, Бетховен, но когда кавалерия восьмых и шестнадцатых в бумажных султанах с конскими значками и штандартиками рвется в атаку – это тоже Бетховен».

У.: Что же хранят в себе эти таинственные звуки?

Далее, учитель играет начало мелодии (интонацию вздоха).

Слайд №8

У.: Что выражает интонация этой мелодии? Всего одна нота – соль диез!

Д.: Вздох, стон, как выражение безысходности переживания.

Вокализация первого предложения.

У.: Знакома ли вам музыка?

Этот вопрос возникает неслучайно, дети слушали эту музыку в седьмом классе в рамках рассмотрения темы «В чем состоит сущность музыкального содержания».

Настрой на слушание. Звучит I часть сонаты №14.Учащиеся вспоминают, что соната посвящена его ученице. «Вроде фантазии» – так назвал свое сочинение композитор. «Посвящается графине Джульетте Гвиччарди». Соната №14 открывает собой XIX век, романтический век. А немецкий поэт Рельштаб назвал ее «Лунной».

Слайд № 9

У.: Какие чувства вызывает у вас эта музыка? Почему? О чем поведал нам композитор?

Прошел год, после первой встречи с сонатой. Дети иначе воспринимают музыку.

Д.: Грусть, печаль…Чувствуется волнение, но сдержанное. Боль, страдания от неразделенной любви. Скорбь, мужественная скорбь – образ I части.

У.: Значит, I часть сонаты раскрывает нам душевные переживания композитора. Adagio – медленная, скорбная. По выражению Александра Серова, эта часть выражает "смертельное уныние". Вот как выражает свои чувства о музыке Маргарита Саленко.

Слайд № 10

У.: Но мы с вами знаем, что соната состоит из трех частей. О чем пойдет речь дальше? О чем расскажет Бетховен во второй, третьей части?

Далее размышления детей, какой возможно будет музыка. Контрастной по отношению к 1 части, изменится содержание. Может быть, три части соответствуют прошлому, настоящему и будущему? Ученики высказывают свои предположения, отмечая, какими будут средства музыкальной выразительности.

Настрой на слушание II-ой части. Размышления о прослушанной музыке.

Д.: Музыка сменила краски! Стала светлой, радостной. Как солнца луч, прорезался сквозь тучи. Возможно, это приятные воспоминания.

У.: Да, ваши предположения оказались верными. Какой из образов соответствует музыке II части? Тайна любимого лица, романтический луч счастья, мелодия, счастливый сон средь мрачной действительности. Если в I-й части – ночь, тишина, одиночество, мужественная скорбь, то во II-ой – «цветок между двумя безднами» (Ф. Лист), женственный образ юной Джульетты, портрет любимого лица. Вторая часть – Allegretto – маленькая лирическая часть сонаты.

У.: Вновь обратимся к стихам Маргариты Саленко.

Слайд № 11

Можно предложить групповую форму работы со стихотворением М. Саленко. Каждая группа (3-4 гр.) получает карточки со стихами. В процессе слушания музыки и анализа, учащиеся выбирают соответствующий фрагмент, зачитывают и объясняют , почему они так думают. Чтобы работа не затянулась, надо использовать прием мозгового штурма. На решение задачи 2-3 минуты.

У.: Вы прослушали две части сонаты. Попытались угадать замысел композитора. О чем расскажет третья часть, это тема следующего урока. А сейчас вернемся к началу нашего урока, ответим на вопросы:

«Кто подсказал эту музыку твоей душе?..
Кто повенчал в этом мире песню и певца?..»

Слайд №12

Д.: Только любовь!

У.: Правильно. Эти строчки из песни, с которой мы уже знакомы.

Учитель играет фрагмент песни.

У.: О чем эта песня?

Д.: О трудной жизненной дороге композитора.

У.: Жизнь Бетховена была трудной: незнатного происхождения, страдающий от денежной нужды да ещё оглохнувший, одинокий…Тяжелая жизнь, сложная судьба…

Настрой на вокально-хоровую работу. Учитель исполняет начало песни, ученики продолжают.

У.: Вернемся к началу урока, эпиграф на экране «Тайна сия велика есть…». Так в чем же тайна сия?

Д.: В любви!

3. Рефлексия

  • Сегодня для меня было открытием…
  • Я понял, что…
  • Я почувствовал, что…

У.: Свою сонату Бетховен посвятил возлюбленной. Попробуем иначе взглянуть на музыку сонаты. У Владимира Набокова есть цитата «…трехсложная формула человеческой жизни: невозвратимость, несбыточность, неизбежность».Как вы понимаете эти слова?

Слайд № 17

Д.: Невозвратимость. То, что уже никогда не вернется: детство, молодость и т.д. Несбыточность. Мечты, которым не суждено было сбыться.

Неизбежность. Рано или поздно жизнь закончится.

У.: Давайте подумаем, применима ли эта формула к трем частям сонаты по содержанию музыки?

4. Домашнее задание

Еще раз прослушайте дома 1 и 2 части сонаты, попробуйте соотнести музыку каждой части с «тройной формулой человеческой жизни: невозвратимость, несбыточность, неизбежность» (цитата В. Набокова). Запишите свои размышления в тетради, обоснуйте свое мнение. Подумайте, о чем нам расскажет Бетховен в третьей части своего удивительного произведения?

Выход из класса под музыку Фантазии на тему песни «Дорога» С. Баневича.

Урок № 2

1. При входе звучит Фантазия С. Баневича.

«Мы вновь идем по трудному, тернистому пути великого композитора, чья жизнь – образец мужества, сильного духа, жизнелюбия, ибо только человек любящий жизнь способен противостоять превратностям судьбы …»

Опрос домашнего задания. Выход на тему предыдущего урока. Вспоминаем содержание первой и второй частей сонаты № 14 Бетховена, пользуясь словами В. Набокова «тройная формула человеческой жизни» соотносим: невозвратимость – тема I-ой части; несбыточность – тема второй части.

У.: Что ожидает нас в третьей части? (дети высказывают свои мнения).

Настрой на слушание. Звучит III часть сонаты.

После прослушивания – выход на образ.

Буря, стихия негодования, бурное кипение страстей и т.д.; борьба разума и сердца; мы часто живем сердцем, а не разумом. В музыке слышится крик отчаяния, негодование, возмущение. Разум Бетховена готов смириться с безнадежностью любви, а сердце кричит от боли. В музыке эта внутренняя борьба ярко ощутима; вновь и вновь одна тема следует за другой.

У.: Вновь обратимся к стихам М. Савенко.

Слад № 18

2. Слушание сонаты целиком

I-я часть – «невозвратимость», своеобразная оглядка на прошлое.

II-я часть – «несбыточность», романтическая идея иллюзорности счастья, ускользающая мечта.

III-я часть – «неизбежность», страсти, бушующие внутри человека.

Обобщение.

«Нет музыки более заигранной, знакомой, чем «Лунная соната». Но загадка классики в том, что она все-таки не превращается в бестселлер, в «кич». При всей самоочевидности красоты, в ней что-то ускользающее, странность какая-то, которая сразу не дается слуху, заставляет вдумываться и вслушиваться…»

У.: Почему эта музыка так значима для нас? В чем её современность?

Д.: Рано или поздно человека настигает Любовь. Каждый может испытать это чувство. Какой она будет?

3.

У.: Какие впечатления от музыки Бетховена выразил О. Мандельштам «в тех строках «Оды Бетховену», где интуиция готова проникнуть за покров тайны…»

И я не мог твоей, мучитель,
Чрезмерной радости понять.
Уже бросает исполнитель
Испепеленную тетрадь.
И в промежутке воспаленном,
Где мы не видим ничего,
Ты указал в чертоге тронном
На белой славы торжество!

Размышления учащихся.

4. Домашнее задание

Написать эссе о сонате №14.


Понравился материал? Скажите автору спасибо

Комментирование разработки

Для того, чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться на сайте

Оценка разработки

Для оценки работы вам необходимо авторизоваться на сайте

Ограничение доступа

Для доступа к материалу требуется регистрация на сайте

Учебные издания по теме

Дополнительные материалы по теме:

Оставайтесь с нами на связи
Оставьте свой электронный адрес, и мы будем оповещать Вас обо всех новинках, а также о вебинарах и других интересных мероприятиях
Нужна помощь?
Восстановление пароля
Забыли пароль?

Просто укажите адрес электронной почты, на указанный адрес будет отправлена ссылка для смены пароля

Еще не зарегистрированы?

Вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация займет не более 2 минут.

Зарегистрироваться
Система оповещений
Зачем работать под своим логином? Сайт будет показывать материалы только по вашему предмету, интересующие вас материалы и статьи. Скачивайте методические материалы в один клик.

Перейти к регистрации
x
Система оповещений
Войдите на сайт под своим именем. Вам будут доступны дополнительные закрытые сервисы: участие в вебинарах, онлайн-трансляциях, конкурсах, персональные скидки и акции в интернет-магазинах. Еще не зарегистрированы? Регистрация не займет более 5 минут

Перейти к регистрации
x