Артём Симонович, говоря о культурном воспитании и воспитании вообще, мы понимаем, что без чтения его быть не может. Как по-вашему: модное сегодня понятие «буктрейлер», как инструмент в руках литератора-педагога, оправдывает ожидания? 

— Определенно. Школьники сегодня должны учиться не только на теории, но и обязательно на практике. Лучше всего учиться не по готовым шаблонам, а создавая что-то своё. Изучая классику, мало пройтись по поверхности текста. Нужно разбираться в проблемах, уметь интерпретировать. Мой отец Симон Соловейчик всегда говорил: «Надо уметь читать так, чтобы видеть глубже текста». В этом смысле работа над буктрейлерами толкнула ребят к более вдумчивому чтению. Те микрофильмы, которые я увидел в «Сириусе», это практически собственные законченные произведения. Из читателей ребята превратились в соавторов.

Читайте также: Снимаем видео: 10 творческих советов

 К подобной практике образования, через творчество/сотворчество, сегодня часто прибегают?

— Такие методики уже известны во всем мире. Более того, постепенно этот опыт смещается к начальной школе, туда, где детей только учат грамматике. Нужно развивать творческие способности и воображение, поощрять любую познавательную активность. Обучать детей чтению и письму можно, например, на сказках и рассказах, которые они придумывают сами. Выяснилось, что те дети, которые так учились — они по-другому говорят, по-другому пишут. Они лучше улавливают связь мысли и письма, они говорят думая.

 Как работать с одаренными детьми? Там подход особенный?

— Одарённым детям нужна соответствующая атмосфера. В этом плане мне нравится, как проходит работа литературных смен в «Сириусе» — здесь выстроена правильная модель взаимоотношения наставников и воспитанников. Ведь одаренность в литературе не настолько очевидная вещь, как в науке или математике. В математике ты либо решил задачу, либо нет. В литературе сложнее: поиск смыслов, ответов. В ней нет единого секрета успеха, формулы, которую можно подставить под уравнение. У каждого юного литератора свой индивидуальный путь, долгий и непростой. Но зато каждый имеет право на свое мнение и позицию. Они могут перенимать опыт, обмениваться им. И не только между собой — встречи с ведущими специалистами определенно играют важную роль. Как на примере с буктрейлерами: им не говорили «нужно так». Дмитрий Полюшкин, режиссер «ДРОФА — ВЕНТАНА» поделился профессиональным опытом видеосъемки, раздал планшеты для съемки и монтажа, Александр Архангельский, автор учебников и известный телеведущий, рассказал о новом формате видеоконтенте – буктрейлере. Далее ребятам просто показали несколько примеров, и они уже сами, проявив творческие, организаторские способности, каждый по-своему справились. В итоге получились короткометражки совершенно разных жанров и разного содержания. Была проделана большая творческая самостоятельная работа.      

Современные подростки болезненно относятся к критике, особенно, если речь идет об их творчестве. Но, тем менее, им надо указывать на их ошибки. Как деликатно, не назидательно это сделать?

— Нам, взрослым, эмоциональная реакция подростков на критику кажется, конечно, странной. Думается: пустяк, чего там — прислушался и пошел дальше. Но между тем подросткам это все важно. Особенно одаренным. А одаренным юным литераторам — тем более. Я уже говорил, что в литературных проектах однозначной оценки не бывает: в мире литературных произведений интерпретаций больше, чем где-либо. Поэтому критики — одобрительной или разгромной — не избежать. Надо, чтобы подростки это поняли.

Полезно читать критику на разные произведения и самим пытаться ее писать. Надо, чтобы дети понимали: здоровая критика — это не попытка задеть за живое, а разбор полетов, без которого не будет роста. Разумеется, дети должны критическим взглядом оценивать свое творчество. Да, непросто — себя судить сложнее всего. Это все очень тонкая вещь, которая требует серьезного диалога с воспитанниками и определенного опыта от педагога. Мне кажется этот контакт — наставник-ученик — как нельзя лучше налажен в «Сириусе»: здесь дети могут трезво оценивать своих сверстников, потому что у них уже своя наработанная практика, есть своя позиция. Они говорят и слушают. То, что «Сириус» мотивирует на такую совместную работу — здорово. 

Книга вашего отца «Педагогика для всех» актуальна и сегодня. Как создавался труд, к которому современные педагоги обращаются по сей день?

— Чем уникальна оказалась книга «Педагогика» для всех»: она была написана, когда отец был уже известным педагогом, журналистом, писателем, создателем проектов на всю страну, что было тогда необычным. Его «Алый парус» об отношениях взрослых со школьниками в «Комсомолке» (молодежная колонка, прим. ред.)  поднял всех подростков в стране. Он умел говорить с ними на одном языке. И вот у него рождается сын — мой младший брат. Отец решил посвятить его воспитанию себя всего. Он уходит со всех работ и дома начинает записывать все, что происходило с Матвеем, пока он растет. На тот момент у него уже были рукописи по педагогике. Но через 2 года он их уничтожает и начинает писать новый текст. Если предыдущий был о том, как мы воспитываем детей, то «Педагогика для всех» это о том, как дети воспитывают нас. То есть воспитание — это взаимный процесс. Начинать надо прежде всего с себя. И чтобы правильно воспитать ребенка, надо расти вместе с ним. Без взаимного развития ничего не получится.

Но ни в коем случае навязчиво не опекать?

— Все верно — мы должны давать детям свободу. Без свободы нет обновления, а значит — и развития. И эта свобода, которую мы даем, требует огромной смелости и огромного терпения от взрослых. Если мы будем вгонять детей в свои собственные рамки понимания, детям будет в них тесно. До самой сути они должны докопаться сами. Многие подростки ломаются под давлением взрослых. Не надо детей заставлять делать то, что им не нравится. Ведь известно еще из психофизики: если дети что-либо делают из зоны свободы — у них энергии в десятки раз больше и результат лучше. Это критерий такой: если в детях рождается чувство свободы, значит, мы все правильно делаем. 

Есть же выражение: «Не навреди». Как не навредить, воспитывая? 

— Вопрос мотивации — это вопрос №1 в воспитании. Мы уже знаем, что воспитывать нужно осторожно: не направлять, а рекомендовать. Не заставлять, а мотивировать. Задача педагога в конечном итоге такова: мотивировать ребенка на то, чтобы он захотел о чем-либо узнать — и дать ему свободу действия. При этом понятно, что не сразу все получится, и желанный результат ребенок выдаст не скоро. Это гораздо тяжелее, чем просто взять и научить. Научить можно всех. Еще быстрее сделать самому. Но ведь не в этом главная задача педагогики.

Источник: sochisirius.ru