Выбираете учебник по астрономии? Будьте внимательны!

Одной из главных педагогических тем последнего года стало возвращение в школу астрономии. Ее не было очень долго, многое за это время утрачено, и потому необходимо снова разбираться с тем, что представляет собой астрономия и зачем нужно ее изучать.

Дмитрий Вибе, доктор физико-математических наук, заведующий отделом физики и эволюции звезд Института астрономии РАН:

– Среди естественных наук астрономия занимает особое место. Если физика, химия и биология отличаются друг от друга предметом исследования (живые организмы, взаимные превращения веществ и пр.), то область интересов астрономии ограничена скорее пространственно: в нее включается все, что находится и происходит за пределами земной атмосферы. При этом, естественно, во Вселенной происходят не только процессы, знакомые нам на Земле, но также процессы, которые мы не только организовать, но даже представить себе не в состоянии.

Особенность астрономии подчеркивается названиями ее разделов. Например, говоря о небесной механике, мы как бы указываем, что механика-то она механика, но не совсем та, к которой мы привыкли на Земле, а со своими нюансами. Оно и понятно: на Земле отсутствуют движения таких масштабов, не встречается такое разнообразие движений под действием гравитации.

Рассматривая физику и химию космических объектов, мы добавляем к названиям этих наук приставку «астро» (астрофизика, астрохимия), указывая, что познаний, обретенных нами в земных лабораториях, недостаточно для изучения событий, происходящих далее чем в тысяче километров от поверхности нашей планеты. В последнее время большое внимание привлекает к себе астробиология. К сожалению, у нас все еще нет никаких достоверных сведений о возможности зарождения жизни за пределами Земли, но мы можем пытаться понять, насколько вероятно ее появление, насколько она может отличаться от земной и пр.


Первая лекция Дмитрия Вибе «Что изучает астрономия» уже доступна на нашем образовательном канале в YouTube:


Говоря точнее, краеугольным камнем астрономии является представление о единстве физических законов во всей Вселенной. Но варианты реализации этих законов в космическом пространстве бесконечно более разнообразны, чем на Земле. Поэтому астрономия позволяет нам шире смотреть на мир, более обоснованно понимать наше место в нем, отвечать на такие глобальные вопросы, как «Откуда мы пришли?» и «Куда мы движемся?». Это, пожалуй, один из основных стимулов к преподаванию астрономии – знакомство с ней позволяет заложить основу современного естественно-научного мировоззрения.

Человек XXI века должен понимать, что мир не только не заканчивается за линией горизонта, но простирается во все стороны на грандиозные расстояния, что звезды представляют собой далекие солнца, вокруг которых тоже обращаются планетные системы, что полоса Млечного Пути – это совокупный свет миллиардов звезд, формирующих гигантскую звездную систему, частью которой является Солнечная система… 

Возможно, для кого-то осознание того факта, что большая часть Вселенной выглядит не так, как Земля, станет стимулом для более ответственного отношения к тому, что происходит на нашей планете.


Астрономия. 11 класс Учебник Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута соответствует требованиям ФГОС и предназначен для изучения астрономии на базовом уровне. В нем сохранена классическая структура изложения учебного материала, большое внимание уделено современному состоянию науки. За последние десятилетия астрономия достигла огромных успехов. Сегодня она принадлежит к числу наиболее быстро развивающихся областей естествознания. Новые устоявшиеся данные по исследованию небесных тел с космических аппаратов и современных крупных наземных и космических телескопов нашли свое место в учебнике.

Купить в магазине издательской группы
Купить электронную версию в LECTA


Второй стимул к преподаванию астрономии связан с тем, что небесные явления окружают нас совершенно независимо от наших знаний о них. Восходы и заходы Солнца и других светил, смена времен года, фазы Луны, «падающие звезды» и движения планет обращают на себя внимание и заставляют человека задаваться вопросами, адекватные ответы на которые в современном море информации не так легко найти.

Кажущаяся доступность любых сведений в Интернете на практике оборачивается тем, что информацию подменяют слухи, выдумки, мифы, а иногда и откровенная ложь. К сожалению, самые одиозные из этих выдумок охотно подхватываются средствами массовой информации и чрезвычайно широко распространяются: астероиды-убийцы, смертоносные вспышки на Солнце, неизвестные планеты Солнечной системы, грозящие уничтожить Землю…

Отсутствие базовой астрономической грамотности приводит к тому, что люди не в состоянии должным образом оценить бредовость этих сообщений, зачастую воспринимают их всерьез и испытывают совершенно безосновательные потрясения. Недаром персидские ученые так объясняли необходимость изучения астрономии: «Если мы будем знать причины явлений, происходящих на небе, мы будем спокойны на земле».


Читайте и смотрите:


С давних времен люди учились наблюдать небесные явления и замечать закономерности в них. Солнце, Луна и звезды стали первыми человеческими часами и календарем. И хотя теперь счет времени уже не связан напрямую с астрономическими наблюдениями, их след остался во многих языках мира. Например, во многих языках название месяца родственно названию нашего естественного спутника – Луны, а в названиях дней недели скрыты названия планет. По всему миру археологи находят строения, в структуре которых видны астрономические закономерности и которые, возможно, использовались для простейших астрономических наблюдений. Хорошо известно, что в Древнем Египте особую роль играли наблюдения звезды Сопдет (Сириус), которые позволяли предсказывать наступление ежегодного разлива Нила.

Особенно возросла роль астрономических наблюдений в эпоху развития мореплавания. Морякам, уходившим далеко от родных берегов, требовались способы определения координат, и такие способы появились благодаря мореходной астрономии. Ее развитие повлекло за собой и совершенствование наблюдательной техники, и появление многочисленных звездных каталогов. Сопоставление каталогов, составленных в различные эпохи, позволило открыть такие явления, как прецессия земной оси и собственные движения звезд. И хотя теперь мы крайне редко обращаемся к звездам, чтобы сориентироваться на местности, но нельзя забывать о том, что астрономические наблюдения по-прежнему остаются единственным способом независимо определить географические координаты точки на земной поверхности.


Кратчайшая история времени
Купить
Высший замысел
Купить
Черные дыры и молодые вселенные.jpg
Купить
О Вселенной в двух словах
Купить
Астрофизика с космической скоростью
Купить

Наконец, самая сложная и самая богатая сторона астрономии – астрономия как часть физики. Ее изучение наиболее сложно, но вместе с тем обладает и наибольшим педагогическим потенциалом. В астрономии (за редкими исключениями) нет возможности «потрогать» изучаемый предмет, а есть только возможность смотреть на него, причем не со всех сторон, а только со стороны, обращенной к наблюдателю. Поэтому в астрономии как нигде высока роль логики.

Хотя Шерлок Холмс и не признавал важности астрономии, у работы астронома есть много общего с работой великого сыщика. Выводы о природе различных астрономических объектов, которые поначалу кажутся чистейшей фантазией, обретают достоверность, когда озвучена цепочка приведших к ним умозаключений. Целостная картина астрономического явления, подобно мозаике, складывается из отдельных кусочков, соединенных между собой безупречными логическими связями.

К сожалению, в подавляющем большинстве случаев эти связи основаны на довольно сложной физике, включающей в себя термодинамику, газодинамику, квантовую физику, теорию относительности и многое другое. Это, конечно, затруднит и преподавание, и изучение. С другой стороны, эта особенность астрономии несет в себе колоссальный педагогический потенциал. Изучение научных аспектов астрономии способно стать важным подспорьем в развитии навыка, которого нам сейчас очень не хватает, – умения делать логические выводы, умения предсказывать последствия и умения понимать, что есть последствия (вытекающие из физических законов), которые наступают неотвратимо: физические законы нельзя нарушить.

Конечно, невозможно в полном объеме вместить в школьный курс и астрономию-мировоззрение, и практическую астрономию, и астрономию-физику. На практике чем-то придется пожертвовать, и окончательный выбор приоритетов остается за педагогом. Надеюсь, эти соображения помогут вам сделать выбор.


Читайте и смотрите: