Цифровые технологии позволяют изменить модель взаимодействия между участниками образовательного процесса и диверсифицировать подходы к обучению. Исходя из этого, корпорация «Российский учебник» начала в прошлом году проектировать свою платформу цифрового образования. На прошедшей в сентябре 30-й Московской международной книжной выставке-ярмарке (ММКВЯ) в рамках круглого стола «Цифровая трансформация в образовании» платформу LECTA представил генеральный директор корпорации Александр Брычкин.

В проекте участвуют совершенно разные специалисты: педагоги, психологи, физиологи, специалисты по педагогическим измерениям, а также технологические эксперты. Как отметил Брычкин, главная цель — смоделировать те образовательные решения и инструменты, которые будут нужны завтра, чтобы начать создавать их уже сегодня.

За последние 5 лет появилось достаточно большое количество профессий, о которых мы раньше даже не слышали. Например, специалист по большим данным. 65% детей, которые пошли в этом году в первый класс, будут работать по специальностям, о которых мы еще не знаем.

Треть навыков и умений, которые к 2020 году станут необходимы для большинства профессий, не рассматриваются как критически важные сегодня. Каждый год появляется новое слово в науке и технологиях.

Александр БрычкинАлександр Брычкин:

«Образование тоже ждет цифровая трансформация, поскольку именно эти технологии несут в себе огромный потенциал для того, чтобы ответить на вызовы современности и готовить наших детей не к прошлому, а к будущему».



LECTA – вчера, сегодня, завтра

Что такое LECTA вчера? Это 600 наименований учебников из федерального перечня, обогащенных действительно интерактивным мультимедийным контентом, работающих в режиме офлайн и онлайн на любом компьютере или устройстве, и инновационная модель доступа к этому контенту. При этом доступ предоставляется не к конкретным учебникам, а в целом к возможности ими пользоваться в электронной форме.

В настоящее время около 5% педагогов уже используют платформу LECTA в образовательном процессе. Исследование показало, что 85% педагогов не имеют никаких сомнений в том, что использовать электронную форму учебника (ЭФУ) в учебном процессе необходимо, так как это дает новые возможности для объяснения материала.

По данным на II квартал этого года, LECTA обеспечивала доступ к 120 тыс. учебников. В планах корпорации до 2018 года увеличить эту цифру в 10 раз.

Как рассказал Александр Брычкин, в этом учебном году начнется масштабная апробация новых цифровых образовательных сервисов, направленных на реализацию помощи педагогам в подготовке и проведении уроков. Это не только документация, материалы, но и новый способ организации работы учителя в классе. Это интерактивный контент и мультимедиа, которые помогут объяснить, например, что такое атомный взрыв — на словах и по картинке в обычном бумажном учебнике это сложно сделать. При этом у педагога есть возможность построить свою рабочую программу на базе той, которую предлагает платформа — что-то убрать, добавить или отредактировать. В корпорации отмечают значительный интерес к этому сервису со стороны учителей.

Разработан сервис по проведению любого типа контрольных работ, который предлагает не только подготовку и упаковку, но и анализ результатов. Также с этого года в рамках LECTA открывается целый набор онлайн-курсов повышения квалификации.

«Технологии завтрашнего дня будут связаны с формированием индивидуальной образовательной траектории и применением технологий искусственного интеллекта — чат-ботов, а также качественно новыми инструментами, основанными на больших данных, — рассказал Александр Брычкин. — Искусственный интеллект, который анализирует работу ученика с образовательным контентом, позволяет делать анализ в реальном времени результатов учащихся, чтобы сделать акценты на плохо усвоенных темах, дать возможность повторить забытое и вести ученика в том темпе, в котором образовательный результат будет максимальным».

В качестве успешного примера применения искусственного интеллекта гендиректор корпорации привел опыт Технологического института Джорджии. Чат-бот Джилл Ватсон (Jill Watson) в качестве ассистента преподавателя онлайн-курсов успела помочь в работе над проектами по дизайну программ более чем 300 американским аспирантам до момента своего «разоблачения». Те, кто с ней работал, были очень довольны: Джилл была очень пунктуальна и ответственна. Она помогала выполнять часть обязанностей команды помощников, рассылала уведомления, комментировала, отвечала на вопросы – и в результате никто не понял, что это не человек, а чат-бот, в основе которого лежит искусственный интеллект.

«Многие вопросы учеников могут обрабатываться чат-ботом. Поэтому мы думаем, что в определенной степени инструмент построения индивидуальной образовательной траектории, схема работы «один ученик — один учитель» — это то, что может реально помочь педагогу. На появление такого помощника — виртуального тьютора платформы LECTA — потребуется около двух лет», – сообщил гендиректор корпорации.

Цифровая школа случилась

«Цифровая школа случилась», — констатировал депутат Московской городской Думы, учитель обществознания и истории в ГБОУ Гимназии № 1505, бывший ведущий телеигр «Знаем русский» и «День города» Антон Молев, который в 2011 году был признан учителем года города Москвы. Внедрение цифровых технологий в управлении образованием, напомнил он, началось еще в 2011 году, когда стали появляться многие цифровые элементы управления школами города Москвы. Одним из наиболее заметных и непростых решений стало появление электронного журнала-дневника, которого в школах до этого не было. Теперь все школы Москвы используют этот сервис.

Антон МолевАнтон Молев:

«Уже год в рамках правительственной программы реализуется пилотный проект «Московская электронная школа», в котором участвуют шесть школ, и до конца года уже треть школ должны быть оснащены программными комплексами».

Ранее в сентябре мэр Москвы Сергей Собянин и министр образования и науки РФ Ольга Васильева подписали соглашение о взаимодействии между Минобрнауки и столичным правительством по вопросам, связанным с формированием открытой информационно-образовательный среды «Российская электронная школа».

Директор МБОУ СОШ № 26 Анна Лифенко, в свою очередь, сообщила, что в школе уже начали использовать ЭФУ на всех уровнях образования, включая начальную школу.

Анна Лифенко:

«Однозначно школа будет цифровой. Для нашей школы сегодня очень интересно попробовать использовать электронные формы учебников и все сервисы, которые нам предлагает платформа LECTA. Сейчас мы очень ждем развития сервиса “Классная работа”».

Ожиданий от цифровой образовательной среды много, но они разные, отметил координатор проекта по развитию цифровых образовательных технологий, педагог-организатор ОЧУ «Газпром школа» Сергей Кутузов. Родители ждут прозрачности образовательного процесса, хотят понимать, где у детей сложности и нужна помощь. Учителя хотят больше творчества. Дети хотят учиться на пятерки и четверки так, чтобы это не отнимало весь день.

Он подчеркнул важность привлечения учителей к разработке цифровых продуктов.

Сергей КутузовСергей Кутузов:

«В будущем есть одна цель — это повышение результата и качества образования, и это невозможно без индивидуализации. Мы надеемся, что такой инструмент по индивидуализации в цифровой школе станет возможен».

В свою очередь, заведующая Центром оценки качества образования, кандидат педагогических наук Галина Ковалева отметила, что развитие цифровых решений в образовании напрямую связано с правительственной программой «Цифровая экономика в РФ». Данная программа включает направление «Кадры и образование», где говорится о том, что должно быть сделано в ближайшие годы для того, чтобы поднять Россию на более высокий уровень.

Галина Ковалева:

«Образование в документах этой программы рассматривается как повышение качества подготовки учащихся в освоении компетенций, которые позволят им работать в новой цифровой среде. Одна из задач — повысить результаты исследования PISA».

Только интерактивная среда и цифровые технологии, уверена Ковалева, которая также является координатором исследования PISA в России, могут дать возможность школьникам осваивать новые компетенции и свободно себя чувствовать в современном мире.