Завершился третий день занятий на курсах повышения квалификациив АПКиППРО

Третий день межрегионального семинара для учителей русского языка и литературы, который издательство «Дрофа» проводит совместно с Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, был посвящен обновленной линии учебно-методических комплексов по литературе под редакцией Т. Ф. Курдюмовой.

Третий день межрегионального семинара для учителей русского языка и литературы, который издательство «Дрофа» проводит совместно с Академией повышения квалификации
и профессиональной переподготовки работников образования, был посвящен обновленной линии учебно-методических комплексов по литературе под редакцией Т. Ф. Курдюмовой.

Работа началась с доклада к. п. н., доцента кафедры методики преподавания литературы Московского педагогического государственного университета, соавтора линии Натальи Александровны Мироновой на тему «Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения средствами УМК «Литература. 5–9 классы» под редакцией Т. Ф. Курдюмовой. Особенности предметного содержания и методического обеспечения».

Отдельное внимание Н. А. Миронова акцентировала на УМК для 5 класса как переходном звене между начальной и средней школой. Идея преемственности между образовательными ступенями отражена в программах по литературному чтению и литературе, составленных Т. Ф. Курдюмовой
в соответствии с требованиями ФГОС. Если ранее основной задачей учителей начальных классов было формирование у детей навыков чтения, то теперь ученикам необходимо накапливать сведения о художественных произведениях и их авторах, приобретать первичные коммуникативные и аналитические навыки, развивать читательские умения.

Программа опирается на традиции фундаментального литературного образования, в ее основу положен системно-деятельностный подход. Обучение в 5–9 классах строится на хронологическом, проблемно-тематическом и образно-ассоциативном принципах. Структура курса для каждого из средних классов воспроизводит литературный процесс от древности до наших дней. Литературные произведения рассматриваются и как самостоятельные произведения искусства, и как звенья в художественном процессе. Каждый год обучения объединен общей концепцией. Так, в 5 классе эта идея – мир детства, игра, постепенно переходящая в тему творческого труда.

Обновленная версия линии УМК дополнена рабочей тетрадью и книгой для учителя, содержащей методические рекомендации и поурочные разработки. Процесс формирования планируемых результатов обучения контролируется с помощью диагностических работ, помещенных в конце каждой темы. В книге для чтения представлен литературоведческий материал и идеи из трудов ученых-филологов. К выпуску готовится навигационный диск.

Затем состоялась онлайн-трансляция выступления д. п. н., профессора, старшего научного сотрудника Федерального института развития образования Тамары Федоровны Курдюмовой,
в котором она сперва обратилась к истории развития учебников литературы, а затем рассказала
о формировании универсальных учебных действий средствами своей линии УМК. Запись доклада можно посмотреть по ссылке (раздел «Архив вебинаров»).

Во второй половине дня семинар продолжился практическими занятиями, которые провела Лариса Вениаминовна Дербенцева – доцент кафедры словесности и культурологии ГОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования». Учителя – участники семинара – поделились
с коллегами опытом преподавания по учебникам линии Т. Ф. Курдюмовой.