XV Всероссийский педагогический марафон. «Особенности построения учебного процесса в начальной школе: от предметных действий к универсальным»

Лекция, с которой обратилась к учителям член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, заведующая Центром начального образования ИСРО РАО Наталья Виноградова, была ориентирована на интересы и запросы учителей, которые работают с самыми маленькими школьниками.



  Работа XV Всероссийского педагогического марафона учебных предметов, организованного при участии объединенной издательской группы «ДРОФА – ВЕНТАНА», продолжилась 25 марта на Дне учителя начальной школы.

Лекция, с которой обратилась к учителям член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, заведующая Центром начального образования ИСРО РАО Наталья Федоровна Виноградова, была ориентирована на интересы и запросы учителей, которые работают с самыми маленькими школьниками. Именно эти педагоги закладывают основы успешности ребят на много лет вперед. Профессиональный разговор на тему «Особенности построения учебного процесса в начальной школе: от предметных действий к универсальным» представлял собой органичный сплав нелегкой дидактической науки, методических советов и ярких, эмоциональных примеров из практики. «Сегодня мы, к счастью, вышли за пределы функционала, которым школа ограничивалась с давних времен, когда нужно было лишь научить читать, писать, считать», – так начала свое выступление Наталья Федоровна. Теперь педагогам необходимо проникнуться важностью этого перехода, научиться работать по-новому, достигать метапредметных результатов.

ФГОС во многом сложился под влиянием идей Эльконина и Давыдова, которые уделяли большое внимание учебной деятельности. Наталья Виноградова пояснила, что для ребенка означает овладение таким видом деятельности: ученик может сказать, что хочет и умеет учиться, умеет контролировать и оценивать свои действия, умеет сотрудничать. Чтобы учащиеся начальной школы чувствовали себя уверенно в учебной деятельности, им необходимо освоить универсальные учебные действия – последовательные шаги, которые ведут ребенка к решению любой учебной задачи. Задача педагога – кропотливо работать на каждом уроке, выделяя и показывая детям последовательность этих шагов.

Ведущая подробно рассказала о содержательной стороне метапредметных результатов, пояснила, каким образом они закрепляются в сознании ученика. Например, ребенок должен сравнить птиц (снегиря и синицу). Чем они не похожи? Малышам лучше начинать с поиска различий. Чем похожи? Есть ли особенные черты? Освоившись с этим алгоритмом, дети освоят операцию и смогут сравнивать другие понятия и объекты.

Руководствуясь деятельностным подходом, важно не забывать о возрастных особенностях, напомнила Наталья Федоровна и назвала два важных закона жизни ребенка в младшей школе. Первый: ученик познает мир не глазами и ушами, а руками. Он конструирует взаимоотношения с миром, поэтому существенным компонентом образования должно стать моделирование, работа руками. Иллюстрируя эту мысль, спикер рассказала об опыте... вьетнамской школы. Там дети, изучив новую тему, пишут не в тетради, а на грифельных досках. Написанное они показывают не учителю, а другим детям, чтобы исправить ошибки друг у друга. Каждый стирает неправильную букву не только на доске, а прежде всего здесь – ведущая показала на свой лоб. Так продолжается до тех пор, пока знание не войдет «через руку». Так происходит и с моделированием – ребенок ощущает содержание нового знания буквально на ощупь.

Второй закон гласит, что младшие школьники могут легко освоить программу, но в разное время, поэтому при оценивании нужно различать процесс и результат. У нас же часто действует контроль по принципу «поймал и наказал». На самом деле мы должны оценивать результаты, чтобы ученик понял, что он делает неправильно и что должен изменить. Судя по вопросам и репликам, пришедшие на встречу учителя вполне разделили мнение известного педагога.

Линия учебно-методических комплексов «Rainbow English» для 2-4 классов О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой (1—3-ий годы обучения) (РИТМ)
Учебно-методические комплексы линии «Rainbow English» для 2-4 классов предназначены для детей младшего школьного возраста. УМК нацелены на приобретение учащимися начальных навыков общения в устной и письменной форме на английском языке, а также на освоение правил речевого поведения. УМК состоят из: учебника, аудиоприложения, рабочей тетради, книги для учителя. Все компоненты взаимосвязаны и дополняют друг друга. Предметное содержание устной и письменной речи, формируемые коммуникативные умения, языковые средства и навыки пользования ими соответствуют образовательным и воспитательным целям, а также интересам и возрастным особенностям младших школьников.
Линия учебно-методических комплексов по изобразительному искусству для 1–4 классов В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной (РИТМ)
Учебники для 1–4 классов представляют материал, реализующий содержание каждого из четырех блоков Примерной программы по изобразительному искусству: «Виды художественной деятельности», «Азбука искусства», «Значимые темы искусства», «Опыт художественно-творческой деятельности». Восприятие произведений искусства (блок «Виды художественной деятельности») представлено в каждой теме на всех содержательных уровнях. Учащиеся последовательно знакомятся с видами и жанрами изобразительного искусства, приобщаются к классическим образцам в первую очередь отечественной живописи, графики, скульптуры с постепенным введением в круг знакомства произведений художников других стран. Использование приема соотнесения целого произведения и его фрагмента позволяет выявлять художественно-выразительные средства некоторых произведений. Представление о ведущих художественных музеях России и их коллекциях закладывается с 1 класса, что служит формированию гражданской идентичности учеников начальной школы. Реализация положений блока «Виды художественной деятельности» предполагает также обучение основам рисунка, живописи, скульптуры, художественного конструирования и дизайна, декоративной работе. Обучение рисунку и живописи основано на рисовании с натуры, по памяти и по представлению. Задания учебника предлагают использование детьми разнообразных художественных материалов и техник (графические карандаши, акварель, гуашь, пастель, восковые мелки, цветная тонированная бумага, аппликация), каждый из которых обладает своими выразительными особенностями. Выбор нужного материала способствует развитию у школьников художественных способностей, творческой индивидуальности. Изучение композиции (второй блок «Азбука искусства») направлено на формирование навыков соблюдения пропорций, грамотного изображения конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Учащиеся знакомятся с особенностями симметричной и асимметричной композиции и узнают о средствах художественной выразительности, необходимых для передачи в рисунке состояния покоя или движения. Темы учебников соотносятся с содержанием третьего блока «Значимые темы искусства». Разнообразие тем позволяет намечать широкие межпредметные связи, а главное – обозначить связь человека с окружающим миром, в том числе с миром других искусств (музыкой, литературой, театром), что поможет формировать в сознании учащихся образ целостного мира, способствуя достижению личностных результатов образования. Реализация положений блока «Опыт художественно-творческой деятельности» осуществляется во всей полноте. Содержание рубрики «Азбука изобразительного искусства» направлено на формирование практических навыков изобразительной деятельности. Одной из важнейших задач является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться. С этой целью в учебниках дана рубрика «Проект», задания которой направлены на повышение уровня самостоятельности учащихся, формирование способности к самостоятельной продуктивной художественной деятельности. Это побуждает детей к сотрудничеству как с одноклассниками, так и с учителями и другими взрослыми. Методический аппарат содержит вопросы и задания, побуждающие учащихся к творческому применению изученных приемов. Учебники соответствуют Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, одобрены экспертными организациями РАО и РАН, включены в Федеральный перечень. Программа курса «Изобразительное искусство» для 1–4 классов размещена на сайте издательства www.drofa.ru.
Линия учебно-методических комплексов по музыке для 1–4 классов В. В. Алеева, Т. Н. Кичак (РИТМ)
Цель курса «Музыка» заключается в формировании основ духовно-нравственного воспитания детей через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности. Курс разработан с учетом возрастных особенностей учащихся младшего школьного возраста; выдержаны принципы систематичности, доступности и наглядности. Данный курс отличает широкая интегративная основа (наиважнейшим методом является метод междисциплинарных взаимодействий), которая подразумевает углубление идеи многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, а также с предметами художественной и познавательной деятельности — литературным чтением, изобразительным искусством, русским языком, окружающим миром. Среди основных видов учебной деятельности, получивших реализацию в данном курсе, назовем слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, музыкально-пластическое движение, драматизацию музыкальных произведений. Содержание курса дается в опоре на следующие тематические линии: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира». Первый (концептуальный) уровень в организации учебников проявляет себя в названиях тем каждого года обучения: 1 класс «Музыка, музыка всюду нам слышна…», 2 класс «Музыкальная прогулка», 3 класс «О чем рассказывает музыка», 4 класс «Музыкальное путешествие». Второй (переходный) уровень организации содержания воплощается в опоре на принцип «развития по спирали». Содержание формируется по тематическим блокам, отражающим последовательное прохождение тем в каждом из четырех классов начальной школы, при повторении – на более обогащенном смысловом уровне. Это блоки: «Природа в музыке», «Сказочные и былинные образы в музыке», «Наши любимые праздники», «Наша Родина. Героическая и патриотическая тема», «Музыка – живопись – поэзия», «Великие композиторы, великие произведения», «Жанры музыки», «Музыкальные представления», «Музыкальные инструменты, виды оркестров», «Музыкальное исполнительство», «Основы музыкальной грамоты». Третий (практический) уровень организации содержания определяет его построение внутри каждого класса в опоре на принцип сквозного развития. Данный уровень наглядно отражен в примерном тематическом планировании, представленном в авторской программе. Такое трехуровневое выстраивание содержания для 1–4 классов представляет, с одной стороны, законченную и систематическую целостность, с другой – необходимый подготовительный этап для последующего качественно нового погружения в проблематику музыкального искусства в рамках 5–9 классов. Музыкальные произведения, предлагаемые в курсе, отобраны с учетом их доступности, художественной выразительности, очевидной образовательной и воспитательной направленности. Сохранение положительного тонуса учащихся на уроках музыки ставилось авторами как специальная задача при разработке учебно-методического комплекса. В связи с этим уделено повышенное внимание изобразительному ряду учебников и рабочих тетрадей, несущему значительную смысловую нагрузку. Учебники соответствуют Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, одобрены экспертными организациями РАО и РАН, включены в Федеральный перечень. Программа курса «Музыка» для 1–4 классов размещена на сайте издательства www.drofa.ru.
Линия учебно-методических комплексов «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса (РИТМ)
Курс разработан в соответствии с концепцией Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, соответствует Примерным (базисным) программам стандартов второго поколения. Он призван воспитать веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию, наладить межкультурный диалог, а также помочь ученику в формировании целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. Учащиеся знакомятся с основами светской этики, с традиционными религиями нашей страны, с их особенностями, проводят параллели между религиями, что способствует нравственному самосовершенствованию, духовному росту ребенка, формированию понимания значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества. Материал учебников дается и в историческом аспекте, показывая роль традиционных религий в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности, формируя при этом патриотизм и уважение к Отечеству, осознание свой этнической принадлежности. Особенность данного курса состоит также в том, что в нем заложена содержательная основа для реализации межпредметных связей. Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» создает прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы: истории, географии, литературы, технологии, изобразительного искусства. Учебники имеют продуманный аппарат ориентировки, соответствующий уровню подготовки учащихся 4–5 классов. Каждый учебник содержит словарь и приложение с текстами, дополняющими и расширяющими основное содержание. Аппарат усвоения учебного материала в учебниках представлен разнообразными вопросами и заданиями различного уровня сложности. Вопросы и задания направлены на развитие мотивов и интересов познавательной деятельности учащихся, умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы, умение работать с иллюстрациями, использовать дополнительные источники информации (справочники, энциклопедии, словари), а также информационно-коммуникационные технологии.
Линия учебно-методических комплексов по немецкому языку для 2–4 классов Н. Д. Гальсковой, Н. И. Гез (РИТМ)
Линия учебно–методических комплексов по немецкому языку предназначена для детей младшего школьного возраста, начинающих изучать немецкий язык во 2 классе. УМК этой серии нацелены на приобретение учащимися начальных навыков общения в устной и письменной форме на немецком языке, а также на освоение правил речевого поведения. В учебно-методических комплексах учитываются такие психологические особенности детей младшего школьного возраста, как пластичность природных механизмов усвоения речи, интенсивное формирование познавательных процессов, быстрое запоминание языковой информации, особую способность к имитации и др. Эти особенности легли в основу пяти принципов, на которых строится обучение: коммуникативная направленность; личностно-ориентированная направленность; взаимосвязанное обучение всем видам речевой деятельности (аудированию, говорению, чтению и письму); сознательность и активность обучения; доступность и посильность. Содержание комплексов призвано реализовать основные задачи обучения иностранному языку в начальной школе, а именно: формирование минимального уровня владения немецким языком, позволяющего ученику осуществлять иноязычное общение в устной и письменной форме на элементарном уровне, т. е. в рамках сфер, ситуаций, тематики, предусмотренных примерными программами по иностранным языкам для начальной школы; личностное развитие учащихся средствами немецкого языка, связанное с развитием языковых способностей школьников, их психических, эмоциональных, творческих возможностей, фантазии, готовности к социальному взаимодействию, а также формирование позитивного отношения к немецкому языку и культуре немецкоговорящих стран. Предлагаемые в учебниках задания помогут организовать обучение языку как процесс заинтересованного общения учителя с учащимися, а также учащихся между собой. Их выполнение предполагает опору на виды деятельности, типичные для младших школьников (изобразительная, игровая, музыкальная и др.). Используемая в этих целях страноведческая информация соответствует опыту и интересам учащихся начальных классов и сопоставима с аналогичным опытом их ровесников в стране изучаемого языка. Учебники одобрены экспертными организациями РАО и РАН и включены в Федеральный перечень.
Линия учебно-методических комплексов по русскому языку для 1–4 классов Т. Г. Рамзаевой (РИТМ)
Обоснование содержания языкового образования представлено в авторской программе, где специально подчеркивается, что задачи обучения школьников родному языку определяются прежде всего той ролью, которую выполняет язык в жизни общества и каждого человека, являясь важнейшим средством познания окружающего мира, общения людей и взаимовлияния их друг на друга. Особую значимость для общего и речевого развития детей имеет познание языка как одной из культур народа. История языка неотделима от истории народа как носителя этого языка. Даже элементарные представления о роли языка в жизни общества и в жизни каждого человека, о развитии языка в связи с развитием общества чрезвычайно важны для формирования научных мировоззренческих взглядов школьника. В 1 классе после завершения работы по «Азбуке» начинаются занятия по учебнику «Русский язык». Обучение в 1 классе представляет собой пропедевтический этап начального курса русского языка. Проводятся наблюдения над словом, предложением, текстом как единицами речи и языка. Системно-концентрический принцип обучения русскому языку реализуется во 2—4 классах. Во 2 классе большое место занимают фонетика и графика, а также создается основа знаний по синтаксису. Особое внимание в учебнике 3 класса уделяется составу слова и предложения. В соответствующих разделах учебника также объясняются основные свойства и функции частей речи. В учебнике 4 класса отражены все темы, затронутые в 3 классе, основной же акцент делается на словоизменении и правописании частей речи. Завершает книги раздел, посвященный повторению пройденного за год. Также в учебниках школьники найдут справочный орфографический словарик. Обобщению и закреплению приобретенных знаний и навыков служат помещенные на форзацах памятки по выполнению заданий. Кратко и по пунктам здесь изложены правила, знание которых необходимо при разборе предложения по членам предложения, слова — по звукам и буквам и по составу, частей речи — по признакам и т. д. Единый комплекс с учебниками составляют программа, рабочие тетради, методические пособия и справочник «Русский язык в начальной школе» того же автора. Издаются также тесты (автор И. В. Гуркова), поурочные разработки к учебникам (авторы В.А. Лебедев, Г.И. Мишуринская), рабочие тетради по развитию речи (автор Н.Б.Троицкая), картинный словарь для 1—2 классов (автор С. М. Мельникова) с методическими рекомендациями. Учебники соответствуют Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, рекомендованы Министерством образования и науки Российской Федерации, включены в Федеральный перечень. Программа курса «Русский язык» для 1––4 классов размещена на сайте издательства www.drofa.ru. Готовятся к изданию мультимедийные приложения к учебникам.
Линия учебно-методических комплексов по математике для 1–4 классов Г. К. Муравина, О. В. Муравиной (РИТМ)
Учебники математики для 1–4 классов, выпуск которых начнется в ближайшее время, являются начальным звеном в данной линии УМК. В них предмет предстает как общекультурная дисциплина. Изучение математических объектов сопровождается знакомством с пословицами, поговорками, песенными и поэтическими произведениями, в которых упоминаются числа и геометрические фигуры. Практическая значимость учебного материала раскрывается на конкретных примерах (форма и размер окружающих предметов, цена товаров, скорость движения и т. п.). Пояснительных текстов практически нет – младшие школьники получают новые знания в процессе выполнения системы заданий по теме.
Линия учебно-методических комплексов по русскому языку для 1–4 классов С. В. Ломакович, Л. И. Тимченко (РИТМ)
Выбор программы обучения русскому языку и созданных на ее основе учебников определяется тем, насколько обновлено их содержание, соответствует ли оно целям современного образования, решаются ли авторами задачи развития личности ребенка, его мышления, творческих способностей, воспитания интереса к учению, формирования желания и умения учиться. Этим требованиям в полной мере отвечает новый учебно-методический комплекс по русскому языку для начальной школы авторов С. В. Ломакович и Л. И. Тимченко. Наиболее важным отличием этих учебников является то, что они ориентированы на развивающий эффект в обучении русскому языку. Внимание учеников фиксируется не столько на вопросе «что?», сколько на вопросах «почему это так?» и «как с этим действовать?». Каждое новое знание вытекает из предыдущего, поэтому его усвоение становится осознанным, а значит, доступным и посильным для ребенка. Такой подход избавляет детей от излишнего запоминания, что отвечает требованию охраны их здоровья. В учебниках реально соблюден баланс научности содержания и принципа доступности, соответствия возрастным особенностям детей. Это сказалось и на отборе учебного и иллюстративного материала, и на методических способах его интерпретации. Кроме основного, в учебниках содержится и тематически связанный с ним факультативный материал, активизируя познавательную деятельность учащихся. Важная роль в учебно-методическом комплексе отведена рабочим тетрадям, которые помогают организовать самостоятельную работу ученика. В тетрадях помещены материалы для проверочных работ, для отработки каллиграфических навыков. Для 2—4 классов подготовлены тетради для контрольных работ, предназначенные для тестового тематического и итогового контроля и оценки знаний и умений учащихся по русскому языку. В них включены также тексты для диктантов с грамматическими заданиями. В учебно-методический комплекс входят также пособия для учителя, в которых описаны методические приемы и педагогическая технология процесса обучения, действия учителя в различных учебных ситуациях, возникающих на уроке. В пособии приведены ориентировочные конспекты ключевых уроков, типы заданий, учебные игры, рекомендации к проведению различного типа диагностических работ. В новом учебно-методическом комплексе удалось органически соединить языковую теорию с речевой практикой, когда знания о языке становятся прочной основой для успешного формирования и совершенствования различных видов коммуникативной деятельности. Учебники соответствуют Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, одобрены экспертными организациями РАО и РАН, включены в Федеральный перечень. Программа курса «Русский язык» для 1–4 классов размещена на сайте издательства www.drofa.ru. Готовятся к изданию мультимедийные приложения к учебникам.
Линия учебно-методических комплексов «Литературное чтение» для школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения для 1–4 классов под редакцией М. В. Черкезовой (РИТМ)
Литературное чтение – это пропедевтический курс, который способствует становлению речевой и культуроведческой компетентности учащихся. УМК соответствует ФГОС нового поколения. Цель данной учебной линии – научить школьников осмысленно читать и воспринимать художественные произведения, чувствовать специфику художественного слова; развивать творческую фантазию, способность к ассоциативному мышлению, стремлению к осознанному и постоянному общению с книгой. В УМК вошли произведения устного творчества, художественные тексты русских и зарубежных писателей. Содержание курсов продумано в целях преодоления разрыва между начальной и средней школой. Учебники данной серии обеспечивают учащихся качественным подбором текстов для чтения как на уроке, так и дома. Интересные и творческие задания для развития речи, специальные обозначения, осуществляющие диалог культур на уроке, делают эту линию уникальной. Подбор произведений продиктован возрастными особенностями школьников и требованиями стандарта, а также желанием познакомить учащихся с культурой русского народа, но при этом провести определенную параллель с их родной культурой.
Линия учебно-методических комплексов для 1–4 классов по физической культуре Г. И. Погадаева (РИТМ)
Учебно-методические комплексы направлены на решение следующих основных задач обучения: укрепление здоровья обучаемых, содействие их гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению; формирование у обучаемых первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры, установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков разумного образа жизни. Главным элементом учебно-методических комплексов линии являются учебники для 1–2 и 3–4 классов. В них представлены основы знаний о физической культуре и здоровье, их значении для учебы, сведения о путях развития основных физических качеств и укрепления здоровья, творческие задания для учащихся. В доступной и понятной форме приведены правила техники безопасности и материал о физической нагрузке, ее контроле и дозировке, оказании первой помощи при травмах. Учебники соответствуют федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования и включены в Федеральный перечень учебной литературы. Они обеспечивают формирование у учащихся первичных представлений о значении физической культуры для укрепления своего здоровья и освоение практических умений и навыков, предусмотренных образовательной программой. Программа разработана на основе федерального государственного стандарта начального общего образования и соответствует требованиям нормативных правовых документов Российской Федерации. В ней учтены культурно-национальные особенности нашей страны, современные образовательные технологии, принципы обучения и воспитания, определены направления для наполнения содержанием регионального компонента. В программу включены примерное содержание учебного материала по классам, разделам и темам, минимальные требования к двигательной подготовленности учащихся. Программа адресована учителям физической культуры общеобразовательных учреждений, студентам педагогических вузов, тренерам, спортсменам и учителям других предметов, проводящим уроки физической культуры в 1–4 классах по совместительству. Методическое пособие содержит рекомендации по планированию учебного материала в соответствии с современными научными подходами, варианты тематического и поурочного планирования, конспекты уроков по наиболее сложным темам. Главная цель пособия — оказание помощи педагогам в разработке необходимых документов планирования, определении методик решения учебно-воспитательных задач и подборе оптимального сочетания средств, методов и форм обучения.
Линия учебно-методических комплексов по литературному чтению для 1–4 классов О. В. Джежелей (РИТМ)
Комплекс «Литературное чтение» целостно представляет направление обучения чтению и знакомства с литературой в цикле родного языка. Он обеспечивает становление и формирование навыка чтения, знакомство с литературой и книгой, формирование читательских умений и возможность их квалифицированной реализации в процессе становления и на последующих ступенях обучения с личностными, учебными и внеучебными целями, полноценное формирование универсальных учебных действий (УУД), информационной грамотности с учетом личностных и метапредметных результатов, литературного развития как качественной характеристики подготовки в этой предметной области. Структурно программа «Литературное чтение» представлена несколькими разделами. Круг чтения — детская литература во всем объеме жанрово-видовых форм, разнообразии авторов, тематики, вариантов изданных книг для детей. Техника чтения — развитие механизма чтения и совершенствование навыка чтения. Система элементов теории литературы (без освоения терминов) формирует квалифицированный подход к анализу произведений литературы. Комплекс практических приемов и способов, помогающих овладеть содержанием произведений и выбором книг. Речевая творческая деятельность на основе чтения и в связи с чтением книг. В учебниках упорядочена система отбора и представления литературного материала в соответствии с системой базовых национальных ценностей, уточнено основное содержательное ядро –– отечественная классическая детская литература, отражающая нравственные, эстетические, художественные ценности в значимых именах и произведениях с расширением круга чтения во всем объеме и в соответствии с возрастом учащихся от класса к классу. На каждом году обучения четко распределена и представлена вся тематика детского чтения с приоритетом ведущих тем и жанров. В учебный материал введена литература XXI века, а также определено и целостно реализовано системное представление о зарубежной литературе в литературных памятниках и классической детской книге. В учебниках и других компонентах учебно-методического комплекса уточнена система основных УУД в виде навыка чтения. Система упражнений и задач структурирована и индивидуализирована, введены способы самооценки учебных достижений. За счет введения индивидуализации домашних заданий, разноуровневых упражнений и творческих заданий решена задача реализации овладения УУД в аспекте коммуникативности, преобразования учебного материала и способов ориентировочных действий. Учебники соответствуют Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, рекомендованы Министерством образования и науки Российской Федерации, включены в Федеральный перечень. Программа курса «Литературное чтение» для 1–4 классов размещена на сайте издательства www.drofa.ru. Готовятся к изданию мультимедийные приложения к учебникам.
Линия учебно-методических комплексов по математике для 1–4 классов Э. И. Александровой (РИТМ)
Курс «Математика» для начальной школы опирается на деятельностный подход к процессу обучения. Он сочетает в себе достоинства системы развивающего обучения и традиционной школы. Созданный учебно-методический комплекс направлен на развитие познавательной активности школьников, на самостоятельное овладение новыми знаниями. Факторами, определяющими эффективность предлагаемого подхода к изучению математики, являются особенности содержательной линии и логика построения курса. Программа по математике построена как часть целостного курса в средней школе. Она фиксирует, прежде всего, содержание учебного предмета, определяя тем самым методы обучения, формы организации и общения детей, характер дидактических материалов и другие стороны учебного процесса. Основным математическим понятием, определяющим главное содержание данной программы и всего курса школьной математики в целом, является понятие действительного числа, представленного в начальной школе в виде целого неотрицательного числа. Преемственность в обучении требует уже в начальной школе рассматривать основное математическое понятие –– понятие числа через понятие величины. Измерение величин, в отличие от счета предметов, вынуждает школьника действовать руками, причем совместно с одноклассниками, что является основой развития моторики и коммуникативных умений, расширения познавательных интересов, установления межпредметных связей. Предлагаемое математическое содержание предоставляет учителю возможность организовать обучение в форме учебно-поисковой деятельности, которая по своей сути является коллективно-распределенной. Необходимым условием такой организации учебного процесса является развертывание учебного диалога, который обеспечивает интенсивное развитие речи и коммуникативной компетенции учащихся. Ориентация предлагаемых материалов на формирование у учащихся приемов умственных действий предполагает опору на активное включение детей в поисковую учебно-познавательную деятельность. Это означает, что знания не должны даваться ученикам в готовом виде. Они должны быть получены ребенком в совместной деятельности с другими детьми и учителем как организатором и соучастником процесса обучения. Включение в предлагаемые пособия заданий различных видов позволяет сделать учебники проекцией не только знаний, но и основных психологических линий интеллектуального развития детей. Учебники соответствуют Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, рекомендованы Министерством образования и науки Российской Федерации, включены в Федеральный перечень. Программа курса «Математика» для 1–4 классов размещена на сайте издательства www.drofa.ru.
Линия учебно-методических комплексов по технологии для 1–4 классов Н. А. Малышевой (РИТМ)
Цель этого курса — развитие личности школьника, его интеллектуальных, конструкторских и художественных способностей с учетом индивидуальности, раскрытие его творческого потенциала. В учебнике представлен широкий спектр предлагаемых для работы материалов, неожиданные и оригинальные способы их использования, новые интересные задания и разработки, примеры индивидуального и коллективного творчества, доступные учащимся начальной школы. Учебник богато иллюстрирован. В него включены сведения о мире профессий, есть страницы «Заглянем в прошлое», которые знакомят ученика с миром старинных предметов быта, созданных руками человека, обычаями, традициями, народными ремеслами, декоративно-прикладным искусством. Основная задача страниц «Наша мастерская» — развить творческие способности, разбудить фантазию детей, желание созидать. Каждый раздел начинается справочным материалом: основные правила и приемы обработки, правила безопасной работы. Развороты, посвященные практической деятельности, — это эксперименты с различными материалами, их исследованием и свойствами, освоение технологических приемов и операций, понимание технологических терминов, изготовление изделий, игр, конструкций. Здесь учащиеся учатся планировать, организовывать работу, анализировать. Страницы, посвященные коллективным работам, учат работать в коллективе над выполнением совместной задачи. Страницы «Проект» (коллективный, индивидуальный) помогут в процессе проектирования. Раздел «Знакомимся с информационными технологиями» (учебник для 4 класса, часть 2, автор О. Н. Масленикова) раскрывает содержательную линию «Практика работы на компьютере» Примерной программы по технологии. Раздел ориентирован на приобретение знаний об информации, компьютере как инструменте работы с информацией, что позволяет сформировать умения работы с информацией, представленной в разных видах. Основная задача рабочей тетради — помощь учителю в организации работы на уроке. Тетрадь содержит цветные фоны, рисунки, выкройки, шаблоны для разметки, вырезания, раскрашивания, рабочие заготовки для выполнения творческих и самостоятельных работ. Рабочая тетрадь направлена на приобретение новых умений и отработку практических навыков в работе с различными художественными и конструктивными материалами. Она содержит четкие технологические карты и правила выполнения заданий. В методических рекомендациях комплекта подробно описаны цели и задачи курса. Дано деление учебного времени за год между различными тематическими разделами; примерное тематическое планирование на год. В методических рекомендациях дается технология проведения занятий, особенности работы с различными материалами, инструментами во время проведения урока. Текст к некоторым урокам дополнен стихами, загадками, игровыми ситуациями, которые способствуют освоению технологических приемов, навыков. Особое внимание уделено межпредметным связям и возможностям их осуществления в рамках учебного комплекта. Даны конспекты открытых уроков и уроков интегрального комплексного типа. Учебники соответствуют Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, одобрены экспертными организациями РАО и РАН, включены в Федеральный перечень. Программа курса «Технология» для 1–4 классов размещена на сайте издательства www.drofa.ru.
Линия учебно-методических комплексов «Окружающий мир» для 1–4 классов Е. В. Саплиной, А. И. Саплина, В. И. Сивоглазова (РИТМ)
Интегрированный курс «Окружающий мир» для 1—4 классов начальной школы создан по авторской программе. Он органично связывает между собой различные области знаний: о природе, человеке, обществе. Цель курса — дать детям начальное представление о целостной научной картине мира, показать неразрывную связь деятельности человека и окружающего мира, познакомить с культурно-историческими событиями своей страны, научить ориентироваться в исторической информации. Особое внимание уделено содержанию, которое будет развиваться вместе с учеником, сообщая ему на каждой ступеньке познания новое о нем самом, заставляя его смотреть на мир по-другому и ставя перед ним вопросы и задачи, успешно им решаемые. 1 класс — «Человек и природа». Это первая ступень в получении интегрированных знаний об окружающем мире, о живой и неживой природе, о ближайшем социальном окружении школьника. Знания, которые ученики уже имеют, структурируются в определенную систему, что связано с качественным переходом от дошкольного образования к школьному. На этом этапе происходит знакомство с понятиями «город», «страна», «государство», источниками информации. Школьники получают представление о правилах дорожного движения, знакомятся с различными видами растений и животных. 2 класс — «Человек и Вселенная». Ученики получают начальные представления о Земле и Космосе. Эти сведения даются на историческом фоне: от мифологических представлений древних людей до современных научных объяснений. 3 класс — «Человек и его соседи». Ученики получают представления о природных зонах и разнообразии растительного и животного мира, социально­культурных процессах расселения человека, видах поселений. 4 класс — «Человек на планете Земля». Ученики получают представления о строении организма человека, функционировании его органов; жизни человека в современном мире, об историческом развитии общества в России. Человек рассматривается как существо биологическое и социальное. Ученики не только знакомятся с этими темами, но и обобщают свой жизненный опыт, приводя его в определенную систему. Они учатся целенаправленно рассматривать мир вокруг себя, слушать учителя и друг друга, находить связь между различными понятиями и явлениями. Учебник дает возможность применять различные методы и формы работы как индивидуальные, так и групповые. В комплекте с учебником выпускаются рабочая тетрадь для учащихся и методическое пособие, содержащее тематическое планирование и комментарии ко всем темам курса. Учебники соответствуют Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, рекомендованы Министерством образования и науки Российской Федерации, включены в Федеральный перечень. Программа курса «Окружающий мир» для 1––4 классов размещена на сайте издательства www.drofa.ru. Готовятся к изданию мультимедийные приложения к учебникам.
Линия учебно-методических комплексов «Литературное чтение» для 1–4 классов Г. М. Грехнёвой, К. Е. Кореповой (РИТМ)
Учебной дисциплине «Литературное чтение» принадлежит особое место в системе начального образования, так как курс вырабатывает универсальное учебное действие (УУД), имеющее первостепенное значение для обучения умению учиться, – умение читать. «Литературное чтение» формирует потребность читать, что обеспечивает в дальнейшем приобретение знаний, а чтение художественной литературы – нравственное развитие личности, самосовершенствование. Предметом изучения в курсе «Литературное чтение» являются тексты, следовательно, предоставляется возможность формирования метапредметных навыков работы с любыми текстами, что необходимо для обучения и саморазвития личности. Художественная литература в силу своей образно-эмоциональной формы обладает эффективными возможностями духовно-нравственного воспитания учащихся, которое осуществляется по принципу ориентации на персонифицированный идеал и следования нравственному примеру. Курс «Литературное чтение. Родное слово» призван обеспечить начальное литературное образование младших школьников. Он приобщает учащихся к мировой культуре через родную культуру. Решение данной задачи диктует отбор текстов для изучения. В учебниках преобладают произведения русской словесности, но для сравнения с ними включены также фольклорные и литературные произведения других народов, т. е. русская культура дается в контексте мировой культуры. Это позволяет формировать у школьников представление как об общечеловеческом нравственном единстве, так и об этническом своеобразии народов и их словесного искусства. На этой основе формируется этническая толерантность и уважение к другим культурам. Особенностью данного курса является разностороннее познание текста художественного произведения. В ходе работы дети учатся понимать художественное содержание и форму как средство его воплощения. Другая важная особенность курса — приобщение школьников к истокам и основам родной культуры — фольклору и родному языку. В результате усвоения курса у учащихся развивается способность к эмоционально-эстетическому восприятию художественной литературы, формируется целостное представление о художественном произведении. В комплекте с учебниками издаются программа, рабочие тетради и методические пособия. Учебники соответствуют Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, одобрены экспертными организациями РАО и РАН, включены в Федеральный перечень. Программа курса «Литературное чтение. Родное слово» для 1–4 классов размещена на сайте издательства www.drofa.ru. Готовятся к изданию мультимедийные приложения к учебникам.
Линия учебно-методических комплексов по изобразительному искусству для 1–4 классов В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной (РИТМ)
Учебники для 1–4 классов представляют материал, реализующий содержание каждого из четырех блоков Примерной программы по изобразительному искусству: «Виды художественной деятельности», «Азбука искусства», «Значимые темы искусства», «Опыт художественно-творческой деятельности». Восприятие произведений искусства (блок «Виды художественной деятельности») представлено в каждой теме на всех содержательных уровнях. Учащиеся последовательно знакомятся с видами и жанрами изобразительного искусства, приобщаются к классическим образцам в первую очередь отечественной живописи, графики, скульптуры с постепенным введением в круг знакомства произведений художников других стран. Использование приема соотнесения целого произведения и его фрагмента позволяет выявлять художественно-выразительные средства некоторых произведений. Представление о ведущих художественных музеях России и их коллекциях закладывается с 1 класса, что служит формированию гражданской идентичности учеников начальной школы. Реализация положений блока «Виды художественной деятельности» предполагает также обучение основам рисунка, живописи, скульптуры, художественного конструирования и дизайна, декоративной работе. Обучение рисунку и живописи основано на рисовании с натуры, по памяти и по представлению. Задания учебника предлагают использование детьми разнообразных художественных материалов и техник (графические карандаши, акварель, гуашь, пастель, восковые мелки, цветная тонированная бумага, аппликация), каждый из которых обладает своими выразительными особенностями. Выбор нужного материала способствует развитию у школьников художественных способностей, творческой индивидуальности. Изучение композиции (второй блок «Азбука искусства») направлено на формирование навыков соблюдения пропорций, грамотного изображения конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Учащиеся знакомятся с особенностями симметричной и асимметричной композиции и узнают о средствах художественной выразительности, необходимых для передачи в рисунке состояния покоя или движения. Темы учебников соотносятся с содержанием третьего блока «Значимые темы искусства». Разнообразие тем позволяет намечать широкие межпредметные связи, а главное – обозначить связь человека с окружающим миром, в том числе с миром других искусств (музыкой, литературой, театром), что поможет формировать в сознании учащихся образ целостного мира, способствуя достижению личностных результатов образования. Реализация положений блока «Опыт художественно-творческой деятельности» осуществляется во всей полноте. Содержание рубрики «Азбука изобразительного искусства» направлено на формирование практических навыков изобразительной деятельности. Одной из важнейших задач является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться. С этой целью в учебниках дана рубрика «Проект», задания которой направлены на повышение уровня самостоятельности учащихся, формирование способности к самостоятельной продуктивной художественной деятельности. Это побуждает детей к сотрудничеству как с одноклассниками, так и с учителями и другими взрослыми. Методический аппарат содержит вопросы и задания, побуждающие учащихся к творческому применению изученных приемов. Учебники соответствуют Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, одобрены экспертными организациями РАО и РАН, включены в Федеральный перечень. Программа курса «Изобразительное искусство» для 1–4 классов размещена на сайте издательства www.drofa.ru.
Ограничение доступа

Для доступа к материалу требуется регистрация на сайте