Всероссийская педагогическая экспедиция «Заповедными тропами России»

С 19 по 23 апреля в Республике Калмыкии прошла Всероссийская педагогическая экспедиция «Заповедными тропами России», на которой собрались методисты региональных ИПК (ИРО), методических центров (центров развития образования); руководители МО, участники и победители конкурса в рамках Приоритетного национального проекта «Образование»; лауреаты профессиональных конкурсов из 36 регионов РФ.

С 19 по 23 апреля в Республике Калмыкии прошла Всероссийская педагогическая экспедиция «Заповедными тропами России», на которой собрались методисты региональных ИПК (ИРО), методических центров (центров развития образования); руководители МО, участники и победители конкурса в рамках Приоритетного национального проекта «Образование»; лауреаты профессиональных конкурсов из 36 регионов РФ.

География участников: 
Республики: Адыгея, Бурятия, Башкортостан, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Крым, Мордовия, Татарстан, Удмуртия, Хакасия; 
Края: Алтайский, Забайкальский, Краснодарский, Красноярский, Ставропольский;
Области: Архангельская, Астраханская, Белгородская, Брянская, Владимирская, Ивановская, Иркутская, Кировская, Курская, Новосибирская, Омская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Свердловская, Смоленская, Тамбовская, Томская, Челябинская.
Цель педагогической экспедиции: создать условия для повышения уровня профессиональной компетентности и осмысления педагогами сущности и возможностей деятельностного подхода в достижении планируемых результатов обучения, с учётом ФГОС ООО (на примере УМК «Всеобщая история» под общей редакцией В.С. Мясникова, УМК «История России» под общей редакцией Р.Ш. Ганелина, УМК «География» под общей редакцией В.П. Дронова, УМК «Обществознание» под общей редакцией Г.А. Бордовского).
Задачи: 
•определить роли УМК «Всеобщая история» под общей редакцией В.С. Мясникова, УМК «История России» под общей редакцией Р.Ш. Ганелина, УМК «География» под общей редакцией В.П. Дронова, УМК «Обществознание» под общей редакцией Г.А. Бордовского в достижении планируемых результатов обучения с учётом требований ФГОС;
•проанализировать и систематизировать спектр современных образовательных технологий, обеспечивающих реализацию деятельностного подхода, оценить их эффективность; 
•оценить возможности практико-ориентированных форм организации учебной деятельности; 
•освоить современные методики проведения практикумов в условиях природы и социума. 
Тема Всероссийской педагогической экспедиции: «Практика как единица общественно-научного образования» была реализована через систему практикумов:
•Этногеографический практикум «Ойратский стан».
•Краеведческий практикум «Организация исследовательской работы по изучению исторических и природных объектов».
•Исторический практикум (работа с источниками) с посещением национального музея им. Н.Н. Пальмова.
•Учебно-практическое исследование «Озеро Маныч-Гудило — островная часть биосферного заповедника Черные земли». «Гимн тюльпану».
•Эколого-орнитологическая экскурсия «Методика изучения биоты средствами практико-ориентированных технологий».
•Историко-географическое путешествие «Великий шелковый путь: диалог Запада и Востока». Переход из Европы в Азию (Кумо-Манычская впадина — граница между Европой и Азией).
•Экскурсия с элементами практического занятия «Методика изучения истории и природы региона проживания, на примере территорий “Антропогенная пустыня” и “Бэровские бугры” на территории заповедника “Черные земли”».
•Практикум «Мемориал как источник формирования гражданской позиции и ценностного мировоззрения». Посещение Хулхутинского мемориального комплекса.
•Практикум «Событие как инструмент проектирования».
•Практикум «Моделирование как способ познания».
•Практикум «Наблюдение как форма организации деятельности». 
20 апреля в рамках Всероссийской педагогической экспедиции состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Образовательный процесс в условиях новой образовательной парадигмы: от предметности к метапредметности».
Цель конференции: актуализация проблем школьного образования в условиях новой образовательной парадигмы и оказание методической поддержки учителям общественно-научных дисциплин при переходе на ФГОС.
Задачи конференции:
•анализ возможностей учебно-методических комплексов Издательского центра «ВЕНТАНА-ГРАФ» в реализации требований ФГОС разных предметных областей;
•рассмотрение основных подходов к проектированию образовательного процесса с заданными результатами, распространение опыта проектирования уроков с использованием методических ресурсов УМК ИЦ «ВЕНТАНА-ГРАФ»;
•знакомство с современными методами диагностики достижения планируемых результатов, распространение опыта решения задач формирующего оценивания;
•создание пространства профессионального взаимодействия.
Открыли конференцию по географии Мунчинова Лилия Демьяновна, ректор БУ ДПО РК «КРИПКРО» (г. Элиста) и Емелина Надежда Петровна, начальник отдела общественно-научных дисциплин методической службы Издательского центра «ВЕНТАНА-ГРАФ» (г. Москва). 
На пленарном заседании прозвучали следующие доклады: 
«Дидактические возможности системы учебно-методических комплектов “Алгоритм успеха” для достижения образовательных результатов на всех уровнях общего образования»
Емелина Надежда Петровна, начальник отдела общественно-научных дисциплин методической службы Издательского центра «ВЕНТАНА-ГРАФ» (г. Москва);
«Географический сектор современного российского школьного образования: от традиции к инновациям»
Летягин Александр Анатольевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания географии, заместитель декана по УМР географического факультет МПГУ (г. Москва);
«Современный урок географии и его роль в достижении результатов школьного географического образования»
Пятунин Владимир Борисович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания географии МПГУ (г. Москва);
«Технология конструирования урока географии на основе системно-деятельностного подхода»
Бакланова Светлана Леонидовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры географии и экологии АГАО им. В.М.Шукшина (г. Бийск);
«Формирование комплексных географических знаний и научных понятий в средней школе на основе страноведческого и краеведческого подходов»
Супрычев Алексей Владимирович, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой естественно-математического образования Крымского РИППО (г. Симферополь).
Пальцева Раиса Филипповна, учитель географии МБОУ «СОШ № 18» (г. Элиста), Уланова Ольга Санджиевна, учитель географии МБОУ «СОШ № 12» (г. Элиста) и Эдлеева Евгения Владимировна, учитель географии МБОУ «Чилгирская СОШ» Яшкульского района (Республика Калмыкии провели мастер-классы.
На секции «Основные подходы к организации обучения географии: от географических знаний и умений к универсальным учебным действиям» прозвучали следующие доклады:
«Деятельностная технология диагностики предметных и метапредметных образовательных результатов школьной географии»
Летягин Александр Анатольевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания географии, заместитель декана по УМР географического факультета МПГУ (г. Москва);
«Формирование познавательных универсальных учебных действий через включение учащихся в проектную деятельность»
Игошина Лилия Ивановна, старший преподаватель по географии кафедры дисциплин общественно-научного цикла и методики преподавания Красноярского краевого ИПКРО (г. Красноярск);
«Формирование универсальных учебных действий на уроках географии как одно из основных требований ФГОС ООО. Из опыта работы по линии учебников “География” системы УМК “Алгоритм успеха” ИЦ “ВЕНТАНА-ГРАФ”»
Делеева Светлана Кониевна, учитель географии МБОУ «Яшкульская многопрофильная гимназия имени Хаглышевой Е.К.»;
«Формирование экологической культуры школьников через проектно-исследовательскую деятельность»
Ахмирова Наталья Васильевна, учитель географии МОБУ «Троицкая СОШ имени Г.К.Жукова» Целинного района;
«Формирования универсальных учебных действий на уроках географии в 7 классе на основе УМК ИЦ “ВЕНТАНА-ГРАФ”»
Третьякова Марина Ивановна, учитель географии МБОУ СОШ № 73 им. А.В.Молчанова (г. Краснодар);
«Быть ли Каспийской розе в Красной книге»
Никифорова Нина Андреевна, и.о. доцента кафедры гуманитарно-общественных дисциплин АИПКП (г. Астрахань).
На секции «Современные методики и технологии изучения школьной географии» прозвучали следующие сообщения:
«Современные подходы к организации учебного процесса на уроках географии в условиях внедрения ФГОС основного и среднего общего образования (на примере использования линии учебно-методических комплектов по географии системы “Алгоритм успеха”»)
Смирнова Наталья Евгеньевна, методист отдела общественно-научных дисциплин методической службы ИЦ «ВЕНТАНА-ГРАФ» (г. Москва);
«Методика организации групповой работы школьников (на примере УМК “География” под общ. ред. В.П. Дронова)»
Пятунин Владимир Борисович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания географии МПГУ (г. Москва);
«Эколого-краеведческая работа учителя географии в Республике Хакасия (на примере использования линии учебников “География” системы УМК “Алгоритм успеха” ИЦ “ВЕНТАНА-ГРАФ”)»
Маньковская Людмила Николаевна, методист кафедры образовательных технологий ГАОУ РХ ДПО «ХакИРОиПК» (г. Абакан);
«Использование технологии УДЕ (укрупнение дидактических единиц) Эрдниева П.М. в преподавании географии»
Дулаева Валентина Александровна, учитель географии МБОУ «СОШ № 17 им. Кугультинова Д.Н.», 
Королева Наталья Геннадьевна, учитель географии МКОУ «Кегультинская СОШ» Кетченеровского района;
«Значение картографического метода в формировании логических универсальных учебных действий в курсе “География России”, средствами УМК “ВЕНТАНА-ГРАФ”»
Гришечко Алла Васильевна, методист кафедры ГиЭО ГАУ ДПО «СОИРО» (г. Саратов);
«Научное погружение через проектно-исследовательскую деятельность в курсе “География России”. Особенности обводнения рек и водотоков в Московском регионе (методика “Вычисление эмпирической обеспеченности среднегодовых расходов воды и построение эмпирической кривой обеспеченности среднегодового расхода воды”)»
Рагулина Ирина Васильевна, старший преподаватель кафедры ЕМО КИРО (г. Курск).
На открытии конференции по истории и обществознанию выступила Тепшинова Саната Олеговна, кандидат педагогических наук, проректор по научно-методической работе БУ ДПО РК «КРИПКРО». 
Доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории, обществознания и культурологии ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Башкортостан» Бикмеев М.А. в приветственном слове отметил важность, актуальность и своевременность проведения мероприятия такого масштаба и такого формата. 
В ходе конференции участники провели мастер-классы по истории и обществознанию, опираясь на собственный опыт работы по учебникам истории и обществознания нашего издательского центра. Особый интерес у слушателей вызвал мастер-класс «Образовательная экскурсия как инновационная технология преподавания истории», представленный Кардановой М.М., кандидатом педагогических наук, зав. кафедрой теории и методики социальных дисциплин ИПКиПРО КБГУ (г. Нальчик). 
Вопросам региональной истории и проблеме гражданской идентификации было посвящено выступление Дидук Ирины Алексеевны, кандидата педагогических наук, проректора по науке и проектированию образовательной деятельности ГАУ ДПОС «Смоленский областной институт развития образования», (г. Смоленск) «Культурно-образовательная среда региона как средство формирования ценностных отношений личности: потенциал учебников издательского дома «ВЕНТАНА-ГРАФ».
В работе конференции приняли участие авторы учебников по истории и обществознанию. Искровская Людмила Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики обучения истории и обществознания РГПУ им. А.И. Герцена, (г. Санкт-Петербург) раскрыла вопрос культурологического подхода к формированию содержания общего образования в свое докладе «Основные подходы к проектированию образовательного процесса с заданными результатами».
Соболева Ольга Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики обучения истории и обществознания РГПУ им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург) остановилась на решении важнейших вопросов реализации ФГОС: внеурочной деятельности по обществознанию и актуальных проблемах перехода на новые ФГОС в обучении обществознанию.
Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ» благодарит за высокий профессионализм в организации и проведении Всероссийской научно-практической конференции «Образовательный процесс в условиях новой образовательной парадигмы: от предметности к метапредметности» и Всероссийской педагогической экспедиции «Заповедными тропами России» Мунчинову Лилию Демьяновну, ректора БУ ДПО РК «КРИПКРО», Тепшинову Санату Олеговну, проректора по НМР БУ ДПО РК «КРИПКРО», Бовикову Валентину Очировну, старшего преподавателя кафедры педагогики и психологии БУ ДПО РК «КРИПКРО», Дадинову Веру Борисовну, старшего преподавателя кафедры филологических общественных дисциплин БУ ДПО РК «КРИПКРО».
Посмотреть репортаж http://vesti-kalmykia.ru/society/15371-novye-standarty-novye-uroki.html