В Санкт-Петербурге завершилась работа курсов повышения квалификации «Современные тенденции обучения химии в условиях реализации требований ФГОС»

В работе курсов повышения квалификации приняли участие методисты институтов развития образования из 45 регионов России.

courses1.JPG

С 10 по 14 октября 2016 года в Санкт-Петербурге прошли курсы повышения квалификации для методистов «Современные тенденции обучения химии в условиях реализации требований ФГОС». Мероприятия организованы объединенной издательской группой «ДРОФА» — «ВЕНТАНА-ГРАФ» совместно с ГАОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования (ЛОИРО)».

В работе курсов приняли  участие авторы учебно-методических комплектов по химии и естествознанию, входящих в ФП, а также ведущие представители научно-методических школ Ленинградского областного института развития образования, Санкт-Петербургского государственного университета, Академии постдипломного педагогического образования Санкт-Петербурга, Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова, Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н.Ульянова и Нижегородского института развития.

Главной образовательной целью курсов являлось совершенствование компетенций педагогов в условиях обновления содержания химического образования с учетом требований ФГОС, и демонстрация всего спектра методических, дидактических, инструментальных и содержательных возможностей учебно-методических комплектов по химии через лекционные и практико-ориентированные занятия.

На открытии курсов  выступили декан факультета основного общего и среднего образования ЛОИРО д.п.н. Максим Анатольевич Шаталов, директор методического центра основного и среднего общего образования объединённой издательской группы «ДРОФА» — «ВЕНТАНА-ГРАФ» Елена Викторовна Сайфетдинова, и методисты по химии объединённой издательской группы «ДРОФА» — «ВЕНТАНА-ГРАФ» Светлана Вячеславовна Гаврилова и Ольга Гарриевна Плечова. Программа курсов была составлена таким образом, чтобы представить слушателям информацию по наиболее актуальным и острым вопросам, которые возникают при переходе на обучение по ФГОС.

Так, декан факультета основного общего и среднего образования ЛОИРО д.п.н. Максим Анатольевич Шаталов представил лекцию на тему «ФГОС ОО: урок в системе развивающего обучения», в ходе которой обсуждалась структура урока, которая позволит в наиболее полной мере реализовать требования стандарта при обучении химии.

Доцент Академии постдипломного педагогического образования Санкт-Петербурга, к.п.н. Антон Николаевич Левкин посвятил выступление истории химии и использованию дополнительного материала для повышения мотивации обучающихся к изучению химии.

courses2.JPG

Об альтернативном курсе в старших классах школы рассказал заслуженный учитель РФ, к.п.н., профессор Олег Сергеевич Габриелян. Введение естествознания как альтернативы базовым курсам физики, химии и биологии в старших классах имеет свои преимущества, однако есть и сложности в этом процессе. Олег Сергеевич, как автор наиболее полного УМК по естествознанию, вместе со слушателями курсов разобрал наиболее трудные вопросы, которые возникают при введении этого предмета в школе. Также Олег Сергеевич Габриелян рассказал о совершенствовании своего УМК по химии в соответствии с требованиями ФГОС.

Методические подходы в организации подготовки обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ разбирала со слушателями доцент кафедры естественнонаучного образования Нижегородского института развития, к.п.н. Лидия Ивановна Асанова. Ежегодно КИМы для итоговой аттестации претерпевают ряд изменений. Кроме того, в 2017 году существенно изменится структура ЕГЭ. Лекция Лидии Ивановны была посвящена этим и другим острым вопросам, стоящим перед учителями в период подготовки обучающихся к экзаменам.

С большим интересом педагоги восприняли мастер-класс профессора кафедры методики естественнонаучного образования и информационных технологий Ульяновского педагогического университета им. И.Н.Ульянова Марата Анваровича Ахметова. Слушатели познакомились с новыми возможностями современных УМК для развития познавательной активности на уроках химии.

Особое внимание в школе уделяется подготовке обучающихся к участию в олимпиадах различных уровней. Решение олимпиадных задач, задач высокого уровня сложности, требует от обучающихся глубокого знания не только химии, но и других предметов естественнонаучного цикла, а также умения нестандартно, творчески подходить к поиску ответа. Именно этим вопросам было посвящено выступление д.физ.-мат.наук, профессора химического факультета Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова Вадима Владимировича Еремина, имя которого хорошо известно педагогам-наставникам участников олимпиад.

В современном образовании большое значение уделяется метапредметному обучению, которое позволяет прейти от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира. Реализация межпредметных связей в обучении помогает избежать дублирования в изучении материала и создает благоприятные условия для формирования общеучебных умений и навыков учащихся. Старший преподаватель кафедры естественно-географического образования ЛОИРО Светлана Владимировна Цурикова поделались со слушателями опытом использования математического подхода к решению задач по химии.

courses3.JPG

Одной из важнейших целей современной системы образования является создание условий для успешности каждого обучающегося. Химия является одним из наиболее увлекательных предметов школьного образования, и ее значимость в современном мире трудно переоценить. Однако наряду с этим химия была и остается одним из наиболее сложных для изучения предметов в школе. Каким же образом пробудить у обучающихся интерес к ее изучению, даже если они не планируют в дальнейшем связывать дальнейшее обучение с этим предметом? Как научить их не бояться даже сложных задач? Каким образом научить учеников за конкретными свойствами классов химических соединений видеть закономерности, объясняющие причину происходящих процессов и изменений? На эти и другие вопросы постаралась дать ответ в своем блестящем выступлении профессор кафедры органической химии химического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, д.х.н. Анна Алексеевна Карцова.

Реализация системно-деятельностного подхода в обучении невозможна без внедрения в обучение такого вида деятельности, как проектная и исследовательская работа обучающихся. Своим опытом в организации данного вида учебной деятельности поделилась учитель химии высшей категории Гатчинского лицея №3 им. Героя Советского Союза А.И.Перегудова, руководитель РМО учителей химии Гатчинского муниципального района Лариса Тадеушевна Ткаченко.

По окончании курсов слушателям были вручены удостоверения о повышении квалификации государственного образца.

Читайте также: