В МИА «Россия сегодня» состоялась пресс-конференция, посвященная проблемам разработки современного учебника

Целью мероприятия, по словам Артема Соловейчика, стало обсуждение ряда важных мер, благодаря которым станет возможной разработка нового учебника. Он отметил, что прежде всего необходимо создать обратную связь с теми, кто на самом деле определяет образовательный процесс — педагогами ируководителями образовательных организаций.

15 декабря 2015 года в международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня» состоялась пресс-конференция на тему «Революция в учебном книгоиздании. Переосмысление учебника: от существующего — к современному».

Проблемы школьного учебника обсуждали директор Центра образования «Царицыно» №548 Ефим Рачевский, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин, академик РАО и РАН, ректор Московского педагогического государственного университета Алексей Семенов и руководитель объединенной издательской группы «ДРОФА» — «Вентана-Граф» — «Астрель» Олег Новиков. Модерировал обсуждение главный редактор ИД «Первое сентября» Артем Соловейчик.

«Издательская группа продолжает процесс интеграции, становясь одним из главных игроков на рынке учебного книгоиздания, и способна взять на себя ведущую роль в процессе перехода от традиционного учебника к современному, отвечающему требованиям электронно-образовательной среды. Приоритетом своей работы группа издательств объявляет возвращение большой педагогики в учебное книгоиздание», — с таких тезисов началась пресс-конференция. 

Целью мероприятия, по словам Артема Соловейчика, стало обсуждение ряда важных мер, благодаря которым станет возможной разработка нового учебника. Он отметил, что прежде всего необходимо создать обратную связь с теми, кто на самом деле определяет образовательный процесс — педагогами и руководителями образовательных организаций, потому что в настоящее время работники издательств учебной литературы и педагоги-практики встречаются только на методических конференциях, посвященных уже вышедшим учебникам. Никто не интересуется тем, как работает учитель на самом деле, какие средства он использует в работе и даже тем, какие задачи он решает. В таком случае не стоит удивляться тому, что из всех учебников федерального перечня популярны лишь 20% наименований, из которых 80% — это учебники, созданные до 1991 года.

Алексей Семенов подчеркнул тот факт, что система образования решает задачу передачи опыта новым поколениям, и традиционализм неизбежен, в том числе существует привычка к учебникам одного и того же автора или издательства. Ефим Рачевский добавил, что, действительно, учителя ориентируются скорее на учебник, чем на программу, именно поэтому учебник должен быть живым, увлекательным, меняющимся. Необходимо постепенно избавляться от бесконечного повторения формулировок, которые десятилетиями передаются точь-в-точь.

Исак Фрумин привел примеры недостаточной модернизации школьного математического образования с 1980-х годов и наглядно показал, что нежелание что-либо менять чревато отставанием в науке. «Сегодня логика предмета другая, мы даже арифметику не можем давать в старой культуре. Новое содержание и новые технологии неизбежны», — полагает он. Владимир Собкин, социолог образования, высказал мнение, что учебник может выдержать 35 переизданий и больше, но это не является критерием его качества. Истинный критерий — наукоемкость и культуроемкость, и речь здесь идет не о насыщенности, а о способе подачи материала и возможностях работы с ним.

В свою очередь Олег Новиков представил новую образовательную реальность в виде модели: учебник, вокруг него строится УМК, а вокруг него — образовательная среда. «Одного только обновления учебников сегодня недостаточно», — считает он. За последние десятилетия накопилось много вопросов, связанных с пониманием роли учебника в современном образовательном процессе. В течение долгих лет книги выпускают, грифуют, отгружают в школы, а исследований об их применении в педагогической практике нет. Упразднены и существовавшие в СССР процедуры апробации так называемых «экспериментальных», «пробных» учебников.

В связи с назревшей необходимостью анализа места учебника в образовательной практике объединенная издательская группа «ДРОФА» — «Вентана-Граф» — «Астрель» приняла решение о создании Фонда поддержки инициатив в области развития учебного книгоиздания и образовательной среды, который будет работать под руководством Общественного педагогического совета.