В АПКиППРО обсуждают проблемы естественно-научного образования

С 21 по 25 октября 2013 года в АПКиППРО (Москва) проходит конференция «Проблемы, тенденции и перспективы развития естественно-научного образования в свете ФГОС (на примере линий УМК по биологии, химии, физике, естествознанию)».

С 21 по 25 октября 2013 года в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (Москва) проходит конференция «Проблемы, тенденции и перспективы развития естественно-научного образования в свете ФГОС (на примере линий УМК по биологии, химии, физике, естествознанию)».

С вступительным словом выступила Ирина Владимировна Кузнецова – генеральный директор издательства «ДРОФА», доктор психологических наук, профессор, почетный работник общего образования РФ. Она охарактеризовала нововведения в процедуре экспертизы учебников и формировании Федеральных перечней: «Соответствующий приказ размещен для всеобщего обсуждения. Он претерпел много изменений, но одно меняться в нем не будет: со следующего учебного года ни один учебник не попадет в школу без своего электронного собрата. Что удалось сделать? Мы убедили, что бумажный учебник и электронный – это не жесткая альтернатива. Они комплиментарны между собой и должны дополнять друг друга. Хорошим примером такого взаимного дополнения являются наши «Навигаторы» по биологии и химии».

«Второй ключевой тенеденцией в формировании Федеральных перечней является метапредметный подход. Предпочтение будет отдаваться учебникам, объединенным в системы. Это отнюдь не означает, что внесистемные учебники имеют более низкое качество, у них просто будет меньше шансов войти в перечни. Издательство «ДРОФА» уже давно объединило свои учебники в системы «Вертикаль», «РИТМ» и др.», – отметила И. В. Кузнецова.

Затем с докладом «Новые подходы к формированию Федеральных перечней учебников и примерных программ, имеющих государственную аккредитацию» выступила Ольга Алексеевна Панасенкова – кандидат педагогических наук, главный редактор издательства «ДРОФА». «Основными особенностями ФГОС среднего образования являются уменьшение в учебном плане доли федерального компонента и увеличение доли компонента образовательного учреждения; переход к профильной школе (разделение дисциплин на обязательные предметы и предметы по выбору, изучение на базовом или углубленном уровнях); ограниченная учебным планом нагрузка на одного учащегося (37 часов в неделю) и ограничение предметов по выбору (в профильных классах – 3-4 предмета). Ученики в профильной школе должны выбрать хотя бы один естественно-научный предмет, и для гуманитарных классов таким предметом является естествознание. Тем не менее большинство старших классов российских школ по-прежнему имеет и будет иметь универсальный профиль, в соответствии с которым изучение всех предметов проходит на базовом уровне», – отметила она.

«Естествознание в качестве пропедевтического курса сможет устранить разрыв в естественно-научном образовании, который имеет место между предметом «Окружающий мир» в начальной школе и систематическими курсами на средней ступени, – сказала О. А. Панасенкова. – Издательство «ДРОФА» предлагает три варианта учебников, которые восполняют этот пробел для 5-6 классов: «Введение в естественно-научные предметы (Естествознание)» А. А. Плешакова, Н. И. Сонина, «Введение в естественно-научные предметы (Природа. Неживая и живая)» В. М. Пакуловой, Н. В. Ивановой и «Введение в естественно-научные предметы» А. Е. Гуревича, Д. А. Исаева, Л. С. Понтак. В последнем учебнике акцент сделан на основах физики и химии. Школьный компонент, составляющий 30% всей учебной нагрузки, позволяет выстроить траектории изучения естественных дисциплин».

«В старших классах естествознание является вынужденной необходимостью, – считает главный редактор. – Оно нужно в качестве обощающего курса, в котором будут объединены фрагментарные знания, полученные учащимися. Естествознание здесь надо рассматривать как возможность систематизации, завершение знакомства с основами естественных наук. Для учителей этот предмет является возможностью иметь учебные часы в старших классах любого профиля».

Работа в первый день конференции продолжилась выступлением Д. А. Исаева, доктора педагогических наук, профессор кафедры теории и методики преподавания физики МПГУ, по теме «Пропедевтика естественно-научных знаний как условие преемственности обучения в системе непрерывного естественно-научного образования» и докладом «Интеграция естественно-научных знаний и формирование единой научной картины мира в новом курсе «Естествознание» авторов О. С. Габриеляна, н. С. Пурышевой, В. И. Сивоглазова и др., который представили авторы курса О. С. Габриелян, кандидат педагогических наук, профессор, заслуженный учитель РФ, и В. И. Сивоглазов, кандидат педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАЕН.

В течение недели участники конференции встретятся с авторами учебников, редакторами издательства и сотрудниками РАО, узнают о мультимедийных продуктах издательства, электронных учебниках, комлектах лабораторного обрудования. Кроме того, участники посетят открытый урок по УМК «Естествознание. 11 класс» авторов О. С. Габриеляна, Н. С. Пурышевой, С. А. Сладкова и др. по теме «Водородная химическая связь» и примут участии в круглом столе «Проблемы естественно-научного образования и пути их решения».

В АПК и ППРО обсуждают проблемы естественно-научного образования (3)
В АПК и ППРО обсуждают проблемы естественно-научного образования (4)
В АПК и ППРО обсуждают проблемы естественно-научного образования (5)
В АПК и ППРО обсуждают проблемы естественно-научного образования (6)
В АПК и ППРО обсуждают проблемы естественно-научного образования (7)
В АПК и ППРО обсуждают проблемы естественно-научного образования (8)
В АПК и ППРО обсуждают проблемы естественнонауного образования (1)
В АПК и ППРО обсуждают проблемы естественнонауного образования (2)
В АПК и ППРО обсуждают проблемы естественнонауного образования (9)
В АПК и ППРО обсуждают проблемы естественнонауного образования (10)
В АПК и ППРО обсуждают проблемы естественнонауного образования (11)
В АПК и ППРО обсуждают проблемы естественнонауного образования (12)
В АПК и ППРО обсуждают проблемы естественнонауного образования (13)

Ознакомится со всеми мероприятиями в АПКиППРО вы можете в разделе Курсы повышения квалификации для методистов.
Ограничение доступа

Для доступа к материалу требуется регистрация на сайте