Урок русского языка во 2 классе на тему «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне»

Урок по учебнику УМК «Система Занкова» провела Ильиных Елена Алексеевна, учитель высшей категории начальных классов ГБОУ г. Москвы школы № 641 имени Сергея Есенина.

Урок по учебнику УМК «Система Занкова» провела Елена Алексеевна Ильиных, учитель высшей категории начальных классов ГБОУ г. Москвы школы №641 имени Сергея Есенина. 

Опасное место? Интересно.

Большое доверие детям в первом же вопросе:

– Какое задание вы можете предложить по записанным словам? («Задание поставить гласные в корне слов»…  Я бы составила задание «вставить пропущенные буквы».)

По безударной гласной в корне все гладко: говорят о сильной и слабой позиции, делают проверку, понимая, что делают: подбирают родственные слова или меняют число, употребляют «звук, обозначенный буквой».

Но учитель повторительный эпизод не замыливает:

– Посмотрите, а что это за слова? (И поощряет любые лингвистические наблюдения, не только нужные для дальнейшей работы.)
Новая порция слов, в два столбика, и опять:

– А какое теперь будет задание? Что можно сделать с двумя группами записанных слов? (Дети видят: слева существительные, справа прилагательные, предлагают составить словосочетания, что и делают.)

– Что еще заметили? (Заметили, что в каждом прилагательном есть непроизносимый звук, зачитали, подчеркнули, произнесли вслух, чтобы удостовериться.)

И все это спокойно, не спеша, с удовольствием распевая слова.

– Так чем же мы будем заниматься на уроке? («Будем изучать слова, которые пишем не так, как слышим»… «пишем, что не слышим»… «пишем, что не произносим».)

Сильное место методики учителя: дети имеют возможность приближаться к более точному высказыванию, на любой вопрос отвечает несколько человек, ответ формируется постепенно.

– Какая, по-вашему, тут есть проблема? («А можно ли их проверить?»)

– А как мы раньше проверяли? (Ответ быстрый: подбором родственного слова или изменив число.)

– Попробуем тот же способ (Дети пробуют: «капустный – капуста», «грустный – грусть»… И вскоре рефлексируют: к прилагательным они подбирают существительное!)

По заданию учителя открывают учебник и самостоятельно читают научную статью (бубнящее чтение).

– Там есть информация, о которой мы не говорили? (Да, мы можем подобрать, а не то, надо много подбирать… надо не просто подбирать, а чтобы согласный четко слышался.)

Учитель обратил внимание на список слов, в которых нельзя проверить непроизносимую согласную. Их надо запомнить.

Далее – беседа по личным впечатлениям о радостном дне. Но это лишь небольшое отвлечение, снова разговор о слове. «Радостный» – «радовать» – «радую»…

– В какой части слова «радостный» мы не слышим согласную? (В суффиксе!)

И это новость: и в суффиксе мы можем подбирать проверку?

Однако звонок, и учитель возвращает детей к проблеме. Ответы: «Я хотел бы знать, когда это бывает… Я бы еще хотел попроверять  непроизносимые…» Учитель добавляет: «Смотрите, способ один, а орфограмм три!»

Еще не конец! Учитель просит учеников произвести самооценку. (Я понял, что бывает,  звука нет, а буква есть... Я узнала, как существительные помогают писать прилагательные…)

Потрясающе! Строить урок исключительно на наблюдениях учеников за языком, опираясь на их рефлексию и грамотно управляя ходом понимания, – редкое мастерство.

Спасибо, учитель.

Записала Людмила Кожурина