Урок русского языка в 3 классе по УМК «Начальная школа XXI века»

Урок русского языка в 3 классе по теме «Как устроен наш язык. Падежи имен существительных» провела Евдокимова Галина Александровна, школа № 1494, СП 296.

Урок русского языка в 3 классе по теме «Как устроен наш язык. Падежи имен существительных» провела Евдокимова Галина Александровна, школа №1494, СП 296 (на примере УМК «Начальная школа XXI века»).

 Ошибается ли учебник?

Личностные компетенции впереди — это, видимо, закон для учителя начальной школы. У Галины Александровны, например, дети уже научены рефлексии, мало того, готовы держать в голове цели и формулировать задачи урока.

В начале урока учитель предложил посмотреть на новый параграф в учебнике и дать предположение, «чем будем заниматься, какие виды работ вероятны, чему будем учиться». И ответы получил бойкие: «работать в парах… самостоятельно… обсуждать… искать падежи… определять окончания…. менять форму слова…  определять члены предложения… задавать вопросы».

Учитель согласился: все это будет, но еще надо открыть Волшебную книгу и прочитать пример, который поможет составить формулу успеха… К сожалению, съемка нам не показывает, что это за методическая штука — гадание на компетентностях. Одно понятно: на сегодня выпала формула «внимание + старание + сообразительность». Каждое качество было обсуждено. А по ходу урока стало видно, что это не «вишенки на торте», а реальный объект усилий учителя на этом уроке и предмет рефлексивной деятельности учеников.

Итак, ход урока.    

Задание из учебника: найти сущ. Т. п., обозначить окончания. Упражнение выполняется фронтально, рассуждение по образцу учебника. На 10-й минуте урока письмо, комментированное. Затруднения в определении окончаний Т. п. есть, они обсуждаются. Достаточно большое внимание вопросно-ответной системе.

У учителя, пишущего на доске, идеальный каллиграфический почерк!

Чистая радость.

Но вот проблемная ситуация: выписали 6 примеров, как задано в учебнике, а есть еще и 7-й пример — «остаются с нами» — это что, ошибка учебника? Дети затрудняются, «придираются» к вопросу… что ж, понятие «местоимение» у них не в круге активного употребления. Но вот сейчас-то оно точно запомнится.

Теперь завязался интересный разговор по словосочетанию «зима хозяйничала над землей» (Пришвин). Каким членом предложения является существительное в творительном падеже? Дети «придираются» к предлогу, предлагают поменять «над» на «на»… но ведь это другой падеж и т. д.… Блестяще рассуждает девочка о месте субъекта «зима» по отношению к объекту, из чего вытекает объяснение предпочтительности падежного вопроса смысловому.

Момент рефлексии: где вы применили старание, где сообразительность? Внимание?

Новое задание — по учебнику — сначала дети сами читают и обсуждают задание в парах, учитель интересуется, как поняли задание, проговаривает алгоритм, ограничивает время выполнения. В классе рабочий шум — дети в парах обсуждают то, что пишут. Помощь учителя явно не нужна. И вот уже некоторые пары поднимают сцепленные (наподобие композиции «Рабочий и колхозница») руки. Готовы! Проверили! И снова о членах предложения, которые представляют сущ. Т. п.: могут быть и обстоятельствами, не только дополнениями (на примерах задания).

Теперь практика суммируется: что нужно сделать, чтобы определить падеж существительного? Как узнать, каким членом предложения является существительное?

Затем следует более широкое обобщение урока: все ли мы сделали на уроке, что обозначили в начале?

Вспомнили, что предполагали, оказывается, со всем справились.

— И слагаемые успеха нам помогли! — напоминает учитель.     

Закончился этот компактный, энергичный и дружный урок пояснением к домашнему заданию.

Ничего лишнего. Творительный учителя на высоте!

Записала Людмила Кожурина

Ограничение доступа

Для доступа к материалу требуется регистрация на сайте