Урок по окружающему миру во 2 классе на тему «Будем вежливы»

Лариса Михайловна Киреева, учитель школы №2006, провела открытый урок поокружающему миру. Оборудование: учебник ,  «Окружающий мир» (комплект «Планета знаний» издательства «Астрель»), макбуки, интерактивная доска… иеще предметы вещного мира.

Лариса Михайловна Киреева, учитель школы №2006 г. Москвы, провела открытый урок по окружающему миру. Оборудование: учебник Г. Г. Ивченковой, И. В. Потапова «Окружающий мир» (комплект «Планета знаний» издательства «Астрель»), макбуки, интерактивная доска… и еще предметы вещного мира.

Оборудование: учебник Г. Г. Ивченковой, И. В. Потапова «Окружающий мир» (комплект «Планета знаний» издательства «Астрель»); макбуки, интерактивная доска… и еще предметы вещного мира, о которых ниже.

Вежливые, потому что доброжелательные

Естественное поведение, живая речь детей и учителя на уроке – это ли не истинная культура? А ведь разговоры на нравственно-этические темы очень ответственны: чуть сфальшивишь и получишь обратный эффект. Второе: легко скатиться в осуждение неблаговидных поступков других детей, но ведь нельзя же гнать одну теорию… Проблема.

При помощи материалов учебника (дети хорошо читают!), интерактивной доски, словарей – в эвристической беседе – говорили об этикете. Смотрели ролики про придворный этикет Петровской эпохи, сравнивали с современным, обсуждали, что значили правила, какие бальные правила сохранились (в школе был бал, и дети увидели фрагмент своего танцевального выступления).

Речевой этикет – следующий предмет разговора и работы на компьютерах в программе «Перволого». Вежливые слова из «Чипполино» (читают фрагменты)… строят диалог с соседом. Потом про распознавание человека по речи (сказка Пушкина) – на уроке впервые у ребенка появляется идея о вежливости как признаке доброго характера.

Целый диспут о том, как мы извиняемся. У ребят на памяти много притчевых историй, не все точно попадают в тему, это тоже обсуждается.

Наконец, музыкально-танцевальная разминка!

Вторая часть занятия: вежливость и доброта. Всегда ли вежливый добрый? Оживленный разговор вокруг мультфрагмента про волков: какого волка мы «кормим» в своей душе  белого или черного? Сама идея амбивалентности поведения человека детей волнует. Мимически изображают гнев и благорасположенность друг перед другом. Потрясающий комментарий Володи:

– Когда ты добрый, то более подвижный, бегаешь, а когда злой, тебе ничего не хочется, все время сидишь, гулять не идешь.

И – кульминация: весы из химкабинета, на чашах уравновешены черный и алый мешочки. Памятуя о том, что рассказывать о своих добрых делах невежливо, детям предлагается мысленно вспомнить одно доброе дело. Учитель обходит класс, дети дотрагиваются до мешочка, и чудо происходит  теперь красный мешочек перевешивает черный. Фокус. Но до чего ж вежливый!

Хвала учительской изобретательности, детской отзывчивости и качественным учебным материалам!

Записала Людмила Кожурина

Ограничение доступа

Для доступа к материалу требуется регистрация на сайте