Урок по географии на тему «Леса России»

Открытый урок по УМК И. И. Бариновой (учебник «География России. Природа. 8 кл.  издательства «ДРОФА») провела Елена Николаевна Степанюк, учитель Пансиона воспитанниц Министерства обороны РФ.

Открытый урок по УМК И. И. Бариновой (учебник «География России. Природа. 8 кл.» издательства «ДРОФА») провела Елена Николаевна Степанюк, учитель Пансиона воспитанниц Министерства обороны РФ.

Почему растут деревья

Виды лесов, разнообразие пород – тут, конечно, дело в климате.  

Урок начался с «путешествия» по видеофрагменту под песню Игоря Волкова «Тайга»: что видели, кто обитает, какие картины художников были воспроизведены – и только ли тайгу можно было увидеть на экране. Беседа по вопросам учителя.

Далее – распознавание пород деревьев по картинкам на экране (10 штук) – викторина. Работа выполняется молча, письменно. Далее взаимопроверка, проверка (победителя не оказалось) и выявление затруднений.

Но к теме! Три группы лесов показаны на карте: зона тайги, смешанные леса, широколиственные.

Учитель распределяет «задания по лесам» для работы в парах. К сожалению, объявляются номера в учебнике, а не содержание вопросов. Учитель дает инструкцию: пользоваться учебником, картами, раздаточным материалом. 

Мы не видим, в каком формате идет работа учеников, однако, судя по паре девушек, вызванных работать на интерактивной доске (задание № 10), требуется заполнить схемы нужными данными. Естествознание! Как без систематики! 

Проходит 9 минут. 

Проверка. Сначала учитель комментирует записи на доске, потом ученица  задание № 5, и тут урок переходит в общую беседу о местах произрастания ели, пихты, сосны и пригодном для них климате (ведет учитель)... о тайге и почвах в Сибири. На доску учитель выводит обобщающий слайд о тайге и «пробегается» по нему.

Смешанные и широколиственные леса обсуждаются также во фронтальной беседе: климат, почвы, растения, занятия человека – за недостающей информацией учитель отсылает к нужным страницам учебника. И вот обобщающий слайд на доске.

Наконец, итоговое обобщение об особенностях лесной зоны России. Дети отвечают на вопросы учителя – порой с помощью учителя.

На дом дано задание на выбор: написать эссе «Леса учат человека понимать прекрасное» (А. П.Чехов) или составить кроссворд «Леса России».

…Дети записывают задание в лежащие на партах дневники, на учительском столе присутствует синий Классный журнал, так что выполнят обязательно. Климат располагает!

Записала Людмила Кожурина