Урок истории в 6 классе по теме «Нашествие с Востока»

Урок отечественной истории по теме «Нашествие с Востока» (6класс) провела Наталья Сергеевна Ковалёва, учитель истории и обществознания ГАОУ ЦО №548 (г. Москва). На занятии использовалась электронная форма учебника «История России с древнейших времён до конца XVI в. 6 класс» И. Л. Андреева, И. Н. Фёдорова.

Урок отечественной истории по теме «Нашествие с Востока» (6 класс) провела Наталья Сергеевна Ковалёва, учитель истории и обществознания ГАОУ ЦО №548 (г. Москва). На занятии использовалась электронная форма учебника «История России с древнейших времён до конца XVI в. 6 класс» И. Л. Андреева, И. Н. Фёдорова.

Тема «Нашествие с Востока»

Ход урока

Учитель объявляет тему, ставит проблему: была ли у Руси возможность избежать нашествия монголов и признать их власть? Затем педагог очерчивает пространство работы: вспомним особенности монгольского государства (отсюда вытекают причины нашествия), соберем материал для обоснования ответа на проблемный вопрос и получим ответ.

Далее – оборудование урока: электронный учебник на планшете, бумажный учебник других авторов, интерактивная доска. Все устройства соединены общей программой.

Наконец, говорит о работе в группах. Дети заранее распределены на 4 группы, каждая получает свой участок темы, чтобы обдумать общий вопрос: была ли возможность…

Итак, подтемы для групп: образование империи монголов (материал о Чингисхане), битва на реке Калке, походы Батыя на Русь, причины побед монгольских ханов.

Стоит внимательно рассмотреть опыт работы групп в виртуальном пространстве. Задания разные не только тематически, но и по способу деятельности: заполнить таблицу, собрать имена, отметить на карте и т. д. Средства тоже разнообразные: читать бумажный учебник и электронный, слушать аудиоматериалы. Условие: чтобы не было конфликта с электронной доской, писать может один человек из группы, а вместе подбирают материал и договариваются. Работа на 10 минут.

Обсуждение. Ученик рассказывает, учитель вопросами привлекает весь класс к участию. Добавляют и ребята из других групп. Картинка обрастает деталями и подробностями, становится живой.

И так по каждой группе: ученик говорит, учитель организует фронтальную беседу, обращаясь к результату работы детей, «листая» интерактивную доску и при этом целенаправленно добиваясь понимания причин побед одних и поражения других, ведет к выводу, который должен быть обоснован в разных аспектах материала.

Захватываются даты, приводятся примеры героического сопротивления (в классе оказался мальчик по имени Иван Коловрат), много работы по карте… Разумеется, в конце урока вывод выбран учениками правильно (из четырех предложенных в ЭФУ). Обосновали.

Урок о том, как непросто учителю, доверяющему ученикам, добывать и систематизировать в деятельности учебную информацию. Конечно, проще и быстрее все рассказать самому – однако «постарайтесь сами рассказать» куда как полезнее для учеников. Спасибо учителю.

Людмила Кожурина