Урок алгебры в 9 классе по теме «Статистическая вероятность»

Начало было динамичным. Вступительное слово – обращение копыту, примеры неопределенности в ситуациях обучения: оценка за тест, например. «О вероятности пока не знаем, ночувствуем ее интуитивно. Будем разбираться», – ставит проблему учитель.

Открытый урок алгебры в 9 классе по теме «Статистическая вероятность» провела Инна Леонидовна Кравцова, учитель математики ГАОУ ЦО №548 г. Москвы. 

Больше дела, меньше слов

Начало было динамичным. Вступительное слово – обращение к опыту, примеры неопределенности в ситуациях обучения: оценка за тест, например. «О вероятности пока не знаем, но чувствуем ее интуитивно. Будем разбираться», – ставит проблему учитель.


И сразу – самостоятельное знакомство с материалом в электронном учебнике. Учебники в планшетах, планшеты синхронизированы с интерактивной доской.

Группы – они разбиты заранее – отрабатывают разные задания по 18-му параграфу: вписать определение, ответить на вопрос, задать вопрос. Результаты надо вносить в программу, соединяющую все устройства, этот результат отображается на интерактивной доске. Заполняет один из группы – по договоренности.

Работают 15 минут. Учитель обходит группы, что-то советует.

– Что получилось?

Одна группа отчитывается о выборе правильного определения понятий «исход», «событие», «случайное событие», «частота случайного события»… Другая дает примеры случайных событий, определяет частоту случайных событий… Не все результаты идеальны, но учитель все поясняет и корректирует.

Итак, понятия введены в обиход.

Теперь работа групп в документе PowerPoint – каждая редактирует свою страницу. Надо оценить вероятность событий в предложенном интервале. Судя по работе ученицы у доски, она осуществляется методом перетаскивания данных в нужное место.

Результаты определения вероятности обсуждаются. Ученики выражают сомнения, учитель подхватывает инициативу и дает дополнительные рассуждения для прояснения сути.

Класс в диалоге: маловероятно, невероятно, высокая вероятность…  «А на самом деле?» – провоцирует учитель. Угадывать – это одно, но точный, рассчитанный ответ может быть совершенно неожиданным.

Теперь задание на контроль. Группы размещают данные в задании утверждения на шкале вероятности (технология представления результатов та же).

Затем работа на страничке «Эксперимент» (№ 608 и 609 в учебнике): бросают монетки и кнопки,  считают исходы, результаты видны на доске.

– Почему результаты по кнопкам похожи? («Форма кнопки делает результат».)

– По монеткам: совпали ли результаты с вашими ожиданиями?

После обсуждения – комментарий к домашнему заданию. Оно будет выполнено в той же программе, и учитель мгновенно его проверит.