УМК «Литература» под ред. Г. В. Москвина: организация проектной деятельности и исследовательской работы

На лекции кандидата педагогических наук, доцента Института филологии и иностранных языков МПГУ, автора УМК «Литература» Елены Ерохиной слушатели получили профессиональный комментарий относительно того, что такое проектная деятельность и исследовательская форма работы. К сожалению, в педагогической практике их часто смешивают.

На лекции кандидата педагогических наук, доцента Института филологии и иностранных языков МПГУ, автора УМК «Литература» Елены Ленвладовны Ерохиной слушатели получили профессиональный комментарий относительно того, что такое проектная деятельность и исследовательская форма работы. К сожалению, в педагогической практике их часто смешивают.

Кроме того, по убеждению ведущей, нужно различать проблемное и исследовательское обучение. Она наглядно, с опорой на таблицу, показала, что входит в деятельность учителя и ученика в процессе проблемного обучения. В чем же отличие? Дело в том, что для исследования характерна иная позиция ученика: здесь инициатива принадлежит ему. А миссия учителя заключается в том, чтобы «побудить ребенка смотреть на мир глазами исследователя». Оба они становятся субъектами образования. Курируя исследование, педагог тоже может узнавать и открывать для себя что-то новое. Ребенок же получает возможность погрузиться в культуру научной деятельности, постигает принципы, традиции, нормы исследовательской работы.

Учителя, не отрываясь, конспектировали рекомендации о том, что нужно учитывать, взявшись за сопровождение детского исследования, какие шаги необходимо пройти на этом пути. Некоторым этапам ведущая уделила особое внимание: как определить область интересов, нащупать проблему, построить гипотезу, наметить план действий.

Подробно Елена Ерохина остановилась на обсуждении педагогического смысла исследования, на анализе позиций ученика и учителя. Чтобы еще раз, уже на практике, подчеркнуть отличие этой формы, она вернулась к теме проблемных вопросов, перечислила требования к ним (емкие, сложные, но посильные, интересные) и иллюстрировала свои размышления фрагментом из учебника «Литература» под редакцией Г. В. Москвина, продемонстрировав поэтапный ход размышления при работе над проблемным вопросом.

Учебники Г. В. Москвина с пятого по девятый класс постепенно ведут ученика к освоению навыков первооткрывателя, задают формы организации исследовательской и проектной деятельности. Учителя убедились в этом, познакомившись с примерами соответствующих заданий для каждого возраста, «погружающих ребенка в мир неоткрытых истин».