«Трудные вопросы» истории России XX века в новом УМК

14 апреля 2016 года в рамках Всероссийского педагогического марафона учебных предметов состоялся День учителя истории и обществознания. Валерий Клоков, кандидат исторических наук, заведующий редакцией обществознания объединенной издательской группы «ДРОФА» – «ВЕНТАНА-ГРАФ», рассказал о «трудных вопросах» истории России на примере нового УМК.

14 апреля 2016 года в рамках Всероссийского педагогического марафона учебных предметов состоялся День учителя истории и обществознания. Валерий Клоков, кандидат исторических наук, заведующий редакцией обществознания объединенной издательской группы «ДРОФА» – «ВЕНТАНА-ГРАФ», соавтор нового УМК «История России», построил беседу, опираясь на «треугольник: Историко-культурный стандарт, УМК, ЕГЭ».

Участники встречи обменялись мнениями об Историко-культурном стандарте и находящейся в разработке концепции преподавания обществознания. Про последнюю пока известно немного: на съезде учителей истории был предложен только «эскиз в общих чертах». Во время обсуждения на лекции одним из самых насущных оказался вопрос о том, станет ли экзамен по истории обязательным. Учителей, конечно же, волнует, хватит ли часов, чтобы качественно подготовить детей.

Но даже в обстановке неопределенности работа продолжается. Ведущий предложил коллегам в качестве путеводной нити УМК, где учтены все последние тенденции и требования. Участники обсудили, как можно работать с детьми, деликатно обходя неточности и откровенные фактические ошибки, содержащиеся в Историко-культурном стандарте. Что, например, делать, если для государства, созданного Олегом, используется пять разных названий? Или как объяснить логику периодизации в прошлом веке?

Для ответа на последний вопрос ведущий организовал мини-семинар, где участники решали, когда закончилась российская революция. Возникло несколько аргументированных версий. Наверно, это и есть один из подходов в сложившейся ситуации: давать ученикам возможность, опираясь на факты, высказывать предположения, проводить самостоятельные исследования и искать ответы на «трудные вопросы».