"Реализация нового ФГОС ООО средствами современного учебника "Обществознание. 5 класс""

"Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования 2010 года  (далее ФГОС)  —  принципиально новый нормативный документ, опирающийся на передовые достижения отечественной педагогики и психологии и во многом опережающий реальные возможности современной школы как крайне консервативного социального института. Появление этого документа означает, что школе предстоит реальная качественная перестройка всей образовательной деятельности. Хорошо ли это – вопрос глубоко дискуссионный.  В нашем контексте можно лишь указать на то, что для истории компетентностный подход менее органичен, чем для обществознания."

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования 2010 года  (далее ФГОС)  —  принципиально новый нормативный документ, опирающийся на передовые достижения отечественной педагогики и психологии и во многом опережающий реальные возможности современной школы как крайне консервативного социального института. Появление этого документа означает, что школе предстоит реальная качественная перестройка всей образовательной деятельности. Хорошо ли это – вопрос глубоко дискуссионный.  В нашем контексте можно лишь указать на то, что для истории компетентностный подход менее органичен, чем для обществознания. С точки зрения нового ФГОС главными требованиями к предметным результатам обучения обществознанию являются: формирование приверженности конституционным ценностям, понимание принципов жизни общества, приобретение знаний и опыта для решения жизненных задач,  умение реализовывать социальные роли, освоение приемов работы с социальной информацией, развитие социального кругозора. [4. 11-12] Возникает вопрос, на каком учебном материале проводить обучение? На любом?  Может показаться, что содержание предмета новыми нормативами упрощается, однако это не совсем так. Для того чтобы разъяснить этот вопрос, необходимо обратиться к другому документу – Фундаментальному ядру содержания образования. Представленные в нем основные единицы знаний в целом совпадают с  уже устоявшимися, однако,  сразу бросаются в глаза новые целевые акценты и  структура материала.  Главной целью курса провозглашена «подготовка подростка к жизни в обществе» и «активное вовлечение учащихся в общественную жизнь» [6.23], характерен отход от построения курса в соответствии со сферами общественной жизни или основами соответствующих социальных наук.  В основе структуры учебного  обществоведческого материала лежит принцип от близкого к далекому: от самопознания личности к семье, далее  к ближайшему социальному окружению, затем к общественной жизни России и мира.   Понятно, что ученик при таком подходе не должен зубрить определений и классификаций, а должен играть, дебатировать, проходить тренинги, осуществлять проекты и т. д. Все это полезно и интересно как для ученика, так и для творческого учителя, однако есть еще итоговая аттестация, в ходе которой проверяют формальные знания и умения обучающихся и которая влияет на аттестационные показатели педагога и образовательного учреждения. Как быть?  В первой главе ФГОС сказано, что документ предназначен, в том числе, для разработчиков новых КИМов,  однако эти КИМы еще не разработаны, а по ФГОС уже учатся 5 классы около четверти  школ РФ.  Какие же новые задачи ставят все эти изменения перед современным учителем и как ему в решении этих задач может и должен помочь учебник? Какова роль школьного учебника в современном информационном обществе?  Несмотря на глобальные изменения общественного развития учебная книга остается основным средством обучения во всех странах мира. Мы будем исходить из того, что роль школьного учебника сегодня не только не уменьшилась, но значительно возросла, хотя и принципиально изменилась. Учебник уже не является главным источником информации, но он должен стать навигатором  в мощном и противоречивом информационном пространстве, а также фундаментом организации познавательной деятельности учащихся. Кроме того, учебник должен максимально помогать учителю в реализации многочисленных задач современного образования.  Для выполнения всех этих функций он должен значительно измениться. Во-первых, реализуя принципы личностноориентированного обучения,  построение содержания учебного материала должно идти не от внешних по отношению к школьнику параметров, а из его внутренних потребностей. Авторами пропедевтического учебника «Обществознание. Введение в обществознание» для 5 класса ИЦ «Вентана-Граф» в качестве основной сюжетной линии был выбран один день из жизни пятиклассника.  Каждый параграф – это фрагмент дня, заполненный исполнением типичных социальных ролей и  характерными для младшего подростка  видами деятельности. Через такое построение курса ученик осознает, что «обществознание» окружает его буквально на каждом шагу, а знание этого предмета действительно поможет  в решении жизненных задач [3].Для эффективной реализации компетентностного подхода в обучении сегодня необходимо не только наполнить учебник различного рода заданиями, но и выстроить их так, чтобы организовать поэтапное формирование  компетенций.  В рассматриваемом учебнике все задания   представлены в рубриках, соответствующих основным социальным компетенциям: «Мой социальный опыт», «Познаю себя», «Работаю в команде», «Обобщаю знания», «Работаю с информацией», «Моя творческая мастерская».   В каждой рубрике представлены задания и темы, реализующие основные требования к результатам обучения: личностные (Л), предметные (П) и метапредметные (М).  Их примеры представлены в таблице.

Рубрика

Резуль

тат

Сущность требования

Пример задания

Пример темы

Познаю себя

Л6

Развитие морального сознания

Рубрика «Что Соня делала неправильно?»

С. 102. Конфликты братьев и сестер

Л2

Ценностное ответственное отношение к труду и учению

С. 115. В чем состоят ваши домашние обязанности? Почему вы их выполняете?

С. 110. Домашний труд подростка и его значение

П2

Использование знаний и опыта для определения собственной активной позиции, для решения жизненных задач

С. 109. Какие из семейных традиций, описанных в параграфе, вы хотели бы перенять?

С. 119. Что мы покупаем?

П3

Доброжелательное отношение к людям, толерантность, готовность к диалогу

Можем ли мы сказать, что «совы» лучше «Жаворонков» или наоборот?

С. 38.  Люди с ограниченными возможностями здоровья

Мой социальный опыт

Л5

Освоение социальных норм и ролей

С. 26. Представьте, что вам необходимо узнать дорогу до какого-то места. К кому и как следует обратиться?

§16 Роли в семье

Л10

Ценностное отношение к семье

С. 88. Работа со стихотворением            М. Лангера «Семья – это труд»

С. 87. Роль семьи в жизни человека. С. 89.  Роль семьи в жизни общества

П4

Развитие правосознания, формирование нравственного поведения

 

 

 

С. 22.  Какие из перечисленных правил (поведения на улице) вы уже знали, а какие оказались для вас новыми? Какие из них вы соблюдаете, а какие нет? Почему?

С. 127. Требования к выгулу домашних животных

Моя творчес кая мастерская

Л11

Формирование эстетического сознания

С. 83. Напишите два варианта плана вашего культурного досуга на ближайшие выходные

С. 78. Что такое искусство?

П6

Расширение кругозора и интереса к социально-гуманитарному знанию

С. 43. Узнайте, как у вас в школе проходит «Неделя истории и обществознания»?

С. 3. Что такое обществознание?

М2

Планирование путей достижения целей, в том числе альтернативных

С. 36. Придумайте сценарий радиопередачи на 1 перемену

С. 122. Составьте «Памятку хорошего покупателя»

С. 5. Как работать с учебником?  С. 15. Как собираться в школу?

*цифра обозначает номер абзаца, в котором сформулировано  соответствующее требование к результату обучения во ФГОСВо введении к учебнику подробно объясняется для чего ученику нужно выполнить задания данных рубрик. Например: «В реальной жизни мы всегда взаимодействуем с большим количеством людей. С кем-то из них нам легко, а с кем-то трудно, с кем-то приятно, а с кем-то не очень. Большинство задач человек не может выполнить один. Поэтому важно научиться общаться и работать в группе, с разными людьми, выполнять часть общей работы, нести ответственность за свой вклад в общее дело. Вы должны уметь и отстаивать свои взгляды, и идти на компромисс (уступать)» [3.6]. Часть заданий являются интегративными.  Задания в рубриках постепенно усложняются.  Лучше всего это можно проследить по  памяткам к выполнению заданий, представленным в конце каждого учебника. Например, в 5 классе «Как составить простой план текста», в 7 классе «Как составить сложный план текста», в 8 классе «Как составить простой план на определенную тему», в 10 классе «Как составить сложный план на определенную тему». Таким образом, развивается не только умение составлять различные планы, но и идет постепенная подготовка к выполнению задания части С ЕГЭ. [5.14]В соответствии с новым ФГОС одним из основных методов современного образования является метод проектов. В учебнике не только дана подробная памятка «Как выполнять проект», но и в качестве итоговых заданий к главам представлены проекты разных видов: индивидуальный проект-тренинг «Правильное утро», групповой фант-проект «Идеальная школа»,  индивидуальный творческий проект «Своими руками», индивидуальный исследовательский проект «Семейный портрет» и итоговый коллективный практико-ориентированный проект «Наш микрорайон». Задания по выполнению и представлению результатов проектной деятельности описаны так, что требуют от учителя минимальных комментариев и небольших организационных усилий. Эти разделы учебника могут быть использованы как методическое пособие для учителя, хотя авторы всегда обращаются к ученику. Для облегчения профессиональной деятельности учителя  каждый параграф учебника представляет собой готовый сценарий урока, в котором учителю отводится роль «дирижера в джазовой импровизации». Предполагается, что в соответствии с деятельностным подходом в обучении большую часть знаний, умений и ценностей ученики освоят самостоятельно, работая на основе тщательно выстроенных  заданий с различными источниками информации. Каждый параграф начинается с вопросов на актуализацию личного опыта учащихся и знаний, полученных ими на других школьных уроках. Основной текст параграфа также прерывается вопросами, большинство дополнительных  текстов и иллюстраций служат источниками информации и сопровождаются различными заданиями. В учебник включены дополнительные тексты разных видов: дидактические рассказы, исторические и культурологические справки, фрагменты  юридических документов, поэтические отрывки.  Последние не только служат  источниками информации, но и несут мощный заряд эмоционального воспитательного воздействия. В учебнике представлены наглядные материалы разного вида: художественного (фотографии, репродукции, рисунки, символы) и условно-графического (таблицы и схемы). Для удобства организации работы на уроке  иллюстрации пронумерованы, а нумерации вопросов разных рубрик носит сквозной характер. Изучая курс, обучающиеся осваивают важнейшие обществоведческие понятия: гражданственность, деньги, закон, мотив, искусство, общественная жизнь, поступок, семья, традиции, услуга, устав, средства массовой информации и другие. Все они приведены в указателе основных понятий в конце учебника со страницами,  где даются их определения [3.143]. Отсутствие словаря призвано научить пятиклассников самостоятельно находить нужную информацию и воспринимать ее в общем контексте учебного материала.  В другом важнейшем для современного образования документе  «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ» главной целью образования является формирование  российской гражданской идентичности, а также четко указаны его уровни:  семья и семейные ценности; культурно-региональное сообщество, «малая родина»; культура своего народа, этнокультурная общность как часть многонационального народа РФ; общероссийская культура, российская гражданская нация; мировая культура, открытый диалог с мировым сообществом [1.16]. Все это учтено в учебнике. Семье, школе, микрорайону, культуре народов России посвящены целые главы  и проекты. Подробно рассмотрено само понятие «гражданственность» и способы ее формирования. Целая серия дополнительных текстов раскрывает место России в культуре народов мира на актуальном для пятиклассника материале: завтраки, школьная форма, системы отметок,  семейные традиции, пословицы и поговори,  школьный урок, СМИ, домашние животные, международные праздники и организации, глобальные проблемы (в том числе экологические), шедевры мирового искусства. Подробно рассмотрено само понятие «гражданственность» и способы ее формирования [3. 46-50]Кроме того, учебник учитывает и требования к основной образовательной программе образовательного учреждения, в частности по организации  внеурочной деятельности (параграф «Участие в общественной жизни» и задания к нему) и по программе воспитания и социализации (включение в общественно значимую деятельность, школьные традиции, школьное самоуправление, участие  в детско-юношеских организациях,  в различных  социальных проектах, формирование способности противостоять негативным  явлениям социальной  среды, развитие мотивация к труду, формирование здорового образа жизни и др. [2.307-313]Таким образом, за один день  пятиклассника на каждом шагу окружает не только обществознание, но и возможности реализации всех современных требований к обществоведческому образованию.  Учебник 5 класса ИЦ «Вентана-Граф» может стать хорошим помощником учителя в учебном процессе.  
 
Соболева Ольга Борисовна, к.п.н., доцент кафедры методики обучения истории и обществознанию РГПУ им. А.И. Герцена г. Санкт-Петербург
1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России. Серия «Стандарты второго поколения». М. Просвещение, 2009.  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. Серия «Стандарты второго поколения». Составитель — Е. С. Савинов. М.: Просвещение, 2011.  стр 4523. Соболева О.Б., Иванов О.В. Обществознание: введение в обществознание: 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений  под общ. Ред. Г.А. Бордовского  - М.: Вентана-Граф, 2012.4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования 5. Федеральный институт педагогических измерений. Контрольно-измерительные материалы. 2013 год, обществознание. Спецификация. http://www.fipi.ru/view/sections/226/docs/627.html6. Фундаментальное ядро содержания образования. Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. Серия «Стандарты второго поколения». М. Просвещение, 2009. стр 23-26