Разговор с учителем: педагогический сюжет, требующий постоянного внимания

В данной статье речь пойдет о духовно-нравственном развитии младших школьников и о преподавании в начальной школе двух предметных областей – «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ФГОС НОО 2009 г.) и «Основы религиозных культур и светской этики» (Федеральный компонент государственных образовательных стандартов 2004 г. по внесенным изменениям в 2011 г.). Основой для разговора стали вопросы учителей начальных классов.

Учитель. Задача современного образования — воспитать интеллектуально и духовно развитую личность. Но зачем для этого изучать религию? Разве недостаточно примеров из реальной жизни?

 

«Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости…», – эти слова принадлежат А.С. Пушкину. Человек не может полноценно развиваться, если не знает своего прошлого, не интересуется историей и культурой государства, в котором он живет.Современные школьники должны понимать и усваивать правила общественной жизни, нормы морали. Но процесс нравственного воспитания человека будет ущербным, если ограничиться узкими рамками его адаптации к реальной жизни. Формирующаяся личность проявляет интерес к прошлому, историческому взгляду на развитие культуры общества. Знание того, как шел процесс становления нравственных ценностей, каковы были условия, предпосылки, источники их развития не только обогатит культуру самой личности, но и сформирует мотивы ее поведения, осознание необходимости следовать нравственным законам данного общества. Вся история Российского государства тесно переплетается с историей традиционных религий нашей страны, с их участием в жизни и развитии общества. Отбросить этот пласт нашей истории, не заметить его существования, мы не имеем права. Образованный человек не может не знать, что пришедшие из религии заповеди («Не убий», «Не укради», «Будь терпим», «Не предавай» и др.) обязательны для всех, безотносительно к тому, верующий человек или атеист. И почему бы младшему школьнику не осознать, что существенная часть общечеловеческих нравственных правил создана религиями?Сегодня нравственный аргумент для всех становится главным в диалоге с подрастающим поколением. «Если нравственность уходит из жизни общества, то оно превращается в волчью стаю, в банку со скорпионами, и людям ничто не препятствует уничтожать друг друга. Никакие юридические законы не возместят утрату обществом и человеком нравственного начала», – эта мысль высказана Патриархом Кириллом. И в этой работе религии может принадлежать важная роль. Вместе с тем новые предметные области отражают не религиозное, а этическое, культурологическое содержание, ориентированное на потребности как религиозной, так и нерелигиозной части общества. То есть разговор идет о формировании у школьников представлений о вкладе разных религий в становление культуры общества, о роли различных конфессий в воспитании нравственных ценностей у подрастающего поколения.

 

Учитель. Что объединяет предметные области  ОДНК и ОРКСЭ? Не противоречат ли они друг другу?

Рассмотрим идеи, которые делают эти предметные области похожими. Первая идея. Источниками возникновения и становления нравственной культуры общества являются национальные традиции и религия. Действительно, и в ОДНК, и в ОРКСЭ дети знакомятся с двумя существенными пластами культуры. Так, в нашем учебнике (Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В. «Основы духовно-нравственной культуры народов России», Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ», 2012) знания о религиях естественно вплетаются в общую канву повествования. В каждой теме представлены примеры из реальной жизни и религиозных книг (жизни святых, деятелей культа). Система условных обозначений помогает учащимся ориентироваться в том, из какой религии пришла та или иная нравственная заповедь, этическое правило. Младшие школьники знакомятся с богатством традиционной народной культуры: фольклором, организацией семейного очага, культурой питания, одеждой, декоративным искусством разных народов и др. Это позволяет не только расширить знания и кругозор, но и воспитать интерес к разным общественным областям, которые создают культуру человеческого общества.Вторая идея связана с пониманием того, что духовно-нравственная культура – это не знание сущности и основных положений разных религий, а осознание их вклада в культуру общества; понимание того, что религия – лишь один из ее источников. Третья идея заключается в том, что главное при изучении этих предметных областей – подведение младших школьников к пониманию сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций и религиозных верований, к осознанию сущности общечеловеческих ценностей, которые объединяют (а не разъединяют) светскость и религиозность или разные конфессии.Таким образом, становится очевидным, что курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является базисным компонентом курса ОРКСЭ и его существенной частью. Чтобы представить младшим школьникам эти идеи, мы считали целесообразным построить наш курс как интегративный. Так возникла программа, в которой было объединено содержание всех модулей в соответствии с изменениями, внесенными в 2011 г. в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов  (2004 г.).Интеграция как принцип объединения содержания различных предметных областей позволяет обеспечить:– формирование представлений младших школьников о традиционных религиях России (мировых религиях) как основы развития адекватного понимания их общих и специфических характеристик;– воспитание предпосылок становления демократического взгляда на самоценность каждой религиозной культуры и ее вклад в культуру человека и общества;  – расширение знаний об общечеловеческих ценностях, источниках их развития, светской этике как представленности нравственных ценностей человека, независимо от его принадлежности к вероисповеданию;– воспитание толерантных чувств школьников и положительного отношения к людям разных религиозных культур или атеистам.Подчеркнем, что в соответствии с концепцией данные предметные области отражают не религиозное, а этическое философско-культурологическое содержание, ориентированное на потребности как религиозной, так и нерелигиозной части общества. «Учитывая светский характер образования в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий присваиваются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных ценностях». (Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Духовно-нравственное воспитание российских школьников. М., 2009, с. 3). 

То есть разговор идет о культурообразующем содержании духовно-нравственного воспитания как неотъемлемой части исторического и культурного наследия российского общества. Культуроведческий принцип отбора содержания определен и в ФГОС НОО: «формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России».Духовность человека всегда рассматривалась как преобладание в нем нравственных и интеллектуальных интересов над материальными, независимо от того, из какой социальной сферы (традиций, обычаев, веры) они были заимствованы. Такое понимание очень важно для осознания идеи, что общечеловеческие ценности (добро, справедливость, милосердие, честность и др.) являются продуктом развития разных социальных сфер, в том числе традиционной культуры каждого народа и религиозных культур. Эта позиция определила главную идею построения программы и средств обучения обсуждаемого авторского варианта: дети разных вероисповеданий, а также дети, не относящие себя к какой-нибудь религии, в процессе коллективной деятельности знакомятся с вкладом всех традиционных религий России в духовную и материальную культуру общества. С этой точки зрения авторы убеждены, что разделение школьников по религиозному принципу чревато негативными последствиями: возможной разобщенностью, недооценкой роли других («не своих») религий в становлении культуры общества, допустимости неравноправия различных вероисповеданий на территории РФ. Приведем для поддержки этого положения слова выдающегося гуманиста А.Д. Сахарова: «Для человечества отойти от края пропасти – это значит преодолеть разобщенность». Кроме этого, деление детей на группы по религиозному признаку приведет к невыполнению требований Стандарта, так как будет идти ознакомление школьников только с одной религией, остальные модули останутся невостребованными. К примеру, ученики, изучающие ислам, не владеют знаниями о светской этике и других традиционных российских религиях. В связи со сказанным, возможен такой вариант конструирования курса: интегрированный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» изучается всем классом в первом полугодии четвертого года обучения (используется соответствующий учебник, указанный выше, число часов 17). Если родители высказывают желание, чтобы их дети более глубоко изучали религию, которую исповедует семья младшего школьника, то во вторую половину года организуется объединение детей по группам. В этом случае в качестве средства обучения используются учебники-тетради «Основы православной культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры» Издательского Центра «ВЕНТАНА-ГРАФ» (2012 г.). Такой компромиссный вариант позволит всем детям освоить основы светской этики и традиционных религиозных культур, и в то же время удовлетворить запросы семьи.Программа курса основывается на четырех базисных ценностях общества: Природа, Семья, Труд, Родина. Чтобы понять сущность этих ценностей и сформировать отношение гражданина к ним, нужно познакомить его с традициями, фольклором, религией и историей. Безусловно, есть и другие стороны окружающей социальной жизни, но указанные наиболее доступны для познания младшими школьниками. В то же время программа курса предполагает раскрытие особого вклада в культуру России (в просвещение, науку, искусство) разных религий (православие, иудаизм, буддизм, ислам). Это содержание обеспечивает объединения курсов ОДНК и ОРКСЭ.   

Учитель. Не является ли изучение религий в светской школе нарушением конституционных прав российских граждан?

На этот вопрос можно ответить словами выдающегося ученого прошлого века Д.С. Лихачева, его рассуждениями о том, что такое культура, как она связана с религией, где грань между религиозным и нравственным (духовным) воспитанием личности и др. Свою книгу «Земля родная» Д.С. Лихачев назвал «книгой беспокойств». Выдающийся советский ученый беспокоился о сохранении и умножении культуры нашей страны, о нравственном просвещении, о достойном внимании каждого человека к культурным ценностям. Д.С. Лихачев связывал индивидуальную культуру человека не с принадлежностью к определенной конфессии, а с пониманием величия накопленного человечеством культурного наследия, гордостью перед волей, умом, мужеством и эстетическими взглядами предшествующих поколений. Ученый писал: «Ценя прекрасное в прошлом, мы должны быть умными. Мы должны понимать, что, преклоняясь перед изумительной красотой архитектуры в Индии, совсем не обязательно быть магометанином, как не обязательно быть буддистом, чтобы ценить красоту храмов древней Камбоджи или Непала. Существуют ли сейчас люди, которые верили в античных богов и богинь? Нет. Но разве найдутся люди, которые отрицали бы красоту Венеры Милосской? А ведь это богиня! Иногда мне даже кажется, что мы, люди Нового времени, больше ценим античную красоту, чем сами древние греки и древние римляне. Им она была слишком привычной».Российское государство – союз многих народов, каждый из которых имеет свою многовековую историю, культуру, традиции и обычаи. В Конституции РФ закреплено признание национального и конфессионального многообразия российского общества и уважения к людям любой веры. Основной  Закон запрещает установление обязательной или государственной религии, гарантирует свободу совести и вероисповедания, равноправие граждан независимо от их отношения к религии и религиозных взглядов. Вместе с тем, религиозная часть российского общества имеет право на реализацию своих специфических образовательных потребностей, а государство с уважением относится к этим потребностям и обеспечивает их удовлетворение «при соблюдении законных интересов и прав нерелигиозной части общества и общегосударственных интересов». Указанные потребности удовлетворяются путем изучения детьми истории и культуры традиционных для России религий, ознакомления с отдельными особенностями каждой религии как с частью духовной культуры общества. Конституционный принцип светскости Российского государства закрепляет отделение государства от Церкви и других религиозных объединений, не допускает подмены деятельности органов государственной власти и местного самоуправления деятельностью религиозных организаций. В то же время этот принцип не препятствует взаимодействию органов государственной власти и местного самоуправления с религиозными организациями в области образования по удовлетворению образовательных потребностей граждан. Такое взаимодействие и сотрудничество является общепринятой практикой во многих современных демократических светских государствах. Таким образом, речь не идет о религиозном воспитании, цель ознакомления с религиозными учениями – нравственное совершенствование растущей личности, принятие этических норм и законов существования в обществе.С этой точки зрения интегративный подход позволяет уделить существенное внимание современной светской этике, в то же время не умалить значения традиционных религий в культуре, истории и современности России. Приведу примеры. Большое место в указанном выше учебнике занимает повествование о том, как церковь и религиозные деятели участвовали в важнейших исторических событиях страны. Дети узнают, что Сергий Радонежский благословлял Дмитрия Донского на Куликовскую битву, что знаменитая Владимирская икона Божьей Матери помогала людям переносить невзгоды и войны. Учащиеся знакомятся с тем, какую роль в истории Израиля сыграла Руфь – девушка из племени моавитян, и какова главная мысль притчи о блудном сыне. Одновременно младшие школьники знакомятся с реальными историческими лицами, обсуждают ситуации современной светской жизни, сравнивают нравственные ценности, установленные традицией и религией. Так, четвероклассникам предлагается обсудить проблему человеческой щедрости, высказать свое мнение при ответе на вопрос «Можно ли считать материальные ценности главным в жизни, достаточным для того, чтобы быть счастливым?», прочитать историю жизни художника А.И. Куинджи, который постоянно оказывал материальную помощь бедным художникам, чтобы они могли учиться мастерству. Учебник предоставляет материал для воспитания у школьников доброго и почтительного отношения к родителям: дети обсуждают хадис – историю, описанную в Коране, объясняют значение слов из Торы («Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на земле…»). Учащиеся высказывают свое мнение о главной мысли татарской сказки «Три дочери» и рассказывают трогательную историю о героинях картины В. Максимова «Все в прошлом». Все это дает учителю возможность показать, что объединяет традиционные религии России, что вошло в сокровищницу общечеловеческих ценностей из каждой религиозной культуры. Подчеркну, что это было одной из главных задач авторов.

Учитель. Стандарт определил широкий круг содержания, которое четвероклассник должен усвоить. Сюда входят личностные, метапредметные и предметные результаты обучения. Что в вашем представлении является наиболее важным и целесообразным при изучении обсуждаемых предметных областей?

Основной целью изучения предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в нашем понимании является ознакомление младших школьников с системой общечеловеческих нравственных ценностей и источником их зарождения и развития. Эта цель дает возможность решить следующие задачи:– развитие способности личности к ее духовному развитию, нравственному становлению;– воспитание эстетической восприимчивости к объектам нравственной культуры человечества, понимание их художественных достоинств и духовной ценности;– формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;– воспитание толерантных чувств, дружеских чувств и уважения к представителям разных народов и различных вероисповеданий.Говоря о нашем варианте изучения двух обсуждаемых предметных областей, необходимо обратить внимание на принципы отбора содержания, которые бы позволили реализовать Стандарт начального общего образования, авторские идеи и в то же время учесть правило «не навреди». Особенно важен для нас был принцип природосообразности: учет психологических возможностей детей этого возраста (особенности восприятия ими философских идей, тяги к эмоциональным впечатлениям, глубокая вера во «взрослого», податливость влиянию и авторитету педагога). Учитывая малый социальный опыт детей, особенно опасно непродуманно увеличивать число объектов для изучения, что может привести к формальному заполнению их. Материал, который предоставляется для восприятия четвероклассникам, должен прежде всего вызывать у них эмоциональную реакцию, а память фиксировать в основном художественные образы.Поскольку сама российская культура есть диалог различных национальных культур, то и ознакомление с ними предполагает реализацию принципа диалогичности, то есть направленность дидактического процесса на откровенный и задушевный разговор о ценностях, представленных как в традиционной народной, так и в религиозной культуре. Диалогичность реализуется разными дидактическими способами: организацией текстов в учебнике; проведением учебных диалогов («Обсудим вместе», «Послушаем друг друга»), обсуждением проблемных ситуаций, организацией обучения в парах, группах.Учет принципа поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения данного предмета в 5 классе основной школы. («Основы духовно-нравственной культуры народов России». 5 класс, Вентана-Граф, 2012).

Содержание выстроено на основе линейно-концентрического принципа: учебный материал располагается по темам, основные идеи материала повторяются на новом более высоком уровне с определенным углублением и расширением; школьники начинают решать более серьезные проблемные задачи. Такое расположение содержания дает возможность постепенно наполнять характеристику понятий и терминов, в результате чего дети подходят к осознанному их принятию.Предлагаемое авторами содержание предмета раскрывает различные грани многонациональной российской культуры как сплава традиций, нравственных ценностей, норм светской и религиозной морали. Индивидуальная культура человека связывается не только с принадлежностью к определенному этносу и конфессии, а с пониманием величия накопленного человечеством культурного наследия, гордостью перед умом, честностью, порядочностью предшествующих поколений, принятием ценностей, сформировавшихся на протяжении истории разных народов. Например, выделяются следующие содержательные центры (разделы) программы:

  • «Россия – страна, объединившая народы»: страницы истории возникновения многонационального российского государства, становление взаимоотношений между народами и рождение российской идентичности
  • «Многообразие культур народов России»: характеристика своеобразия и самоценности каждой национальной культуры, существующей как в материальном, так и духовном выражении (жилище, одежда, декоративно-прикладное искусство, фольклор и др.). Культура, рожденная религией (нравственные ценности, отношение к людям, семье, культовые сооружения и др.);
  • «Что объединяет разные народы»: истоки становления общечеловеческих ценностей, раскрытие (в доступной младшему школьнику форме) вклада различных религий в формирование нравственных ценностей, законов и правил жизни в обществе.

 

Учитель.  Как курс решает задачи выполнения требований Стандарта начального общего образования?

 

В программе обучения выделены личностные, метапредметные и предметные результаты обучения, которые целесообразно планировать с учетом специфики обсуждаемого предмета. Возьмем, к примеру, такие личностные результаты, как гражданская и этническая идентификация. Конечно, знакомясь с особенностями нашего государства (многонациональность, поликультурность, поликонфессиональность), изучая традиции, культуру, историю своего народа и других народов РФ, школьник начинает осознавать свою принадлежность к определенной национальности, народу, российскому обществу, государству. У него возникает чувство (пусть еще весьма робкое) ответственности за судьбу родного народа, страны, ее природы и культуры; формируется интерес к истории, к традициям. Все это рождается сначала на ситуативно-эмоциональном уровне, но постепенно переходит в достаточно стойкие ценностные ориентации, нравственные позиции. Этому способствуют учебные диалоги, в процессе которых учащиеся высказывают свои точки зрения, слушают мнения участников, вырабатывают общую оценку факта, события, поступка человека. Например, изучая тему «Русский язык – государственный язык России», дети обсуждают проблемный вопрос — справедливы ли для сегодняшнего дня слова, сказанные Михаилом Васильевичем Ломоносовым в XVIII веке: «Повелитель многих языков язык Российский не токмо обширностью мест, где он господствует, но купно и своим собственным пространством и довольствием велик перед всеми в Европе». Школьники делают вывод о том, почему в России русский язык является государственным, как Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создает условия для его изучения и развития. Знакомясь с кулинарными национальными традициями, учащиеся ведут беседу о том, почему в поваренных книгах разных народов можно встретить одно и то же блюдо. Они приходят к выводу, что при всем своеобразии быта, традиций, верований каждого народа, на протяжении истории Российского государства они взаимодействовали, дополняли культуры друг друга, создавая общее культурное пространство и общечеловеческие ценности.Особое внимание при конструировании курса авторский коллектив уделил решению задачи формирования метапредметных учебных умений (универсальных учебных действий). В программе обучения каждая тема завершается рубрикой «Универсальные учебные действия», в которой перечислены те из них, которые целесообразно формировать на данном этапе обучения. Например, в процессе изучения темы «Культура, рожденная религией» младшие школьники учатся анализировать особенности культурных традиций разных народов РФ; конструировать обобщения (выводы) об истоках возникновения и развития культуры общества; характеризовать некоторые особенности традиционных религий (место и особенности службы, атрибуты, праздники, памятные даты); осуществлять поиск и анализ информации для выполнения учебных задач.Конечно, в программу включены и предметные результаты обучения.

 

Учитель. Чем методика обучения, предложенная вашим авторским коллективом, отличается от тех, которые предлагают другие авторы?

Хотелось бы обратить внимание на систему условных обозначений, которые выполняют не графическую (иллюстративную) функцию (украсить повествование), а имеют серьезное дидактическое значение. Можно выделить следующие «роли» условных обозначений. Одни из них призваны организовать деятельность детей. Например, условное обозначение «Вспомни» означает, что дети в период изучения определенного материала могут вспомнить и поделиться своим жизненным опытом, а значок «Обсудим вместе» побуждает учеников принять участие в дискуссии. Значок «Работа с картой» подготавливает к проведению практических работ, а значок «Сделаем вывод» нацеливает на анализ и обобщение. Другая группа условных обозначений определяет формы организации обучения («Работа в парах», «Домашняя работа» и др.), третья группа – направлена на развитие интереса и эмоционального отношения к предмету, способствует расширению кругозора ученика («Давайте знакомиться», «Картинная галерея», «Жил на свете человек»). Большой смысл авторы вкладывали в сюжеты шмуцтитулов. Мы рассматривали эти странички как условие формирования мотива изучения данного программного материала. На первом уроке по конкретной теме дети обсуждают, о чем они узнают при изучении этого раздела, на какие вопросы ответят. В процессе обучения учитель не раз возвращается к шмуцтитулу, обсуждает с учащимися учебную ситуацию (на какие вопросы уже нашли ответ, о чем хочется узнать и т. д.), то есть эта страничка позволяет не только удерживать интерес школьников к учебному материалу, но и регулировать процесс его изучения.Методика обучения новому предмету строится на трех «китах»: создание условий для перевода знаний в практическую деятельность; организация процесса обучения как диалога культур; методическое обеспечение развития эмоционального восприятия и оценки изучаемых объектов.Первая позиция предполагает возможность школьника выражать свою деятельностную позицию. Известно, что нравственность начинается с простых добрых дел, именно в процессе выполнения отдельных альтруистических поступков рождается нравственная ответственность человека, стремление к самосовершенствованию, готовность к критической самооценке, покаянию. В российской истории образования известны такие периоды, когда приоритет отдавался не делу, а слову. Эта опасность существует и сейчас. Авторами обсуждаемого курса предложены проблемные ситуации, практические работы, которые предполагают нравственную и эстетическую оценку и самооценку  реальных и воображаемых ситуаций. Отработаны темы и планы проектной деятельности. Учебник имеет специальную рубрику «Обсудим вместе», работа с материалами этой рубрики позволяет школьникам высказать свое мнение, достичь  компромисса, услышать друг друга по очень важным, часто философским, проблемам. Например, прочитав рассказ о жизни Ксении Петербургской, рассмотрев изображение фрески «Лепта вдовы» и историю о том, как Иисус Христос оценил поступок вдовы, дети обсуждают следующие вопросы: почему люди отказываются от собственных благ ради чужих людей? Что побуждает людей помогать ближним и при этом жить очень скромно, отказываясь от излишеств? Какие ценности являются для таких людей главными?Результативность диалогового построения обучения обеспечивается системой вопросов, проблем, ситуаций, которые обсуждают дети коллективно, в парах, небольших группах, а также специальными рубриками, которые побуждают детей к спору, поиску компромисса, подготовке вывода («Обсудим вместе», «Давайте знакомиться», «Работаем в парах», «Сделаем вывод»). Как известно, нравственные позиции человека не будут устойчивыми, осознанными, если у него не сформирован личностный смысл (мотив) переноса знаний о правилах нравственности в свое индивидуальное поведение. В основе личностного смысла лежит эмоциональное отношение индивида к данной этической позиции. Поэтому авторы особое внимание уделяли подбору фактов, событий, историй из жизни реальных и фольклорных героев, которые вызвали бы естественную эмоционально-положительную реакцию детей и желание им подражать. Здесь и истории из жизни современных детей – сверстников-четвероклассников, сказки народов России, басни К. Ушинского и Л. Толстого. Здесь и эпизоды из жизни Будды и Иисуса Христа, Пророка Мухаммада и притча о Каине и Авеле.Таким образом, предлагаемый курс обеспечивает достижение требований Стандарта, а также направлен на развитие чувств детей, осознания необходимости быть порядочным человеком, соблюдать законы нравственности. Авторский коллектив считает, что наибольший эффект изучения предметных областей «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ФГОС НОО 2009 г.) и «Основы религиозных культур и светской этики (Федеральный компонент государственных образовательных стандартов 2004 г. по внесенным изменениям в 2011 г.) может быть достигнут при интегрированном варианте их конструирования.Средства обучения, опубликованные Издательским центром «ВЕНТАНА-ГРАФ» в 2011–2012 гг., позволяют организовать обучение с учетом вышеназванных вариантов.

Заслуженный деятель науки Российской Федерации, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Н.Ф. Виноградова.