Применение интерактивных технологий на уроках литературы

На лекции, которая привлекла 56% посетителей Дня учителя литературы, Ольга Донскова, главный методист по русскому языку и литературе объединённой издательской группы «ДРОФА» – «ВЕНТАНА-ГРАФ» рассмотрела общие подходы к применению интерактивных технологий на уроках.

8 апреля 2016 года в рамках Всероссийского педагогического марафона учебных предметов состоялся День учителя литературы. На лекции, которая привлекла 56% посетителей, Ольга Донскова, главный методист по русскому языку и литературе объединённой издательской группы «ДРОФА» – «ВЕНТАНА-ГРАФ» рассмотрела общие подходы к применению интерактивных технологий на уроках.

Она напомнила коллегам, что диалоговые технологии активно входят в школу, вовлекают ребенка в процесс образования. При пассивном обучении человек усваивает 30-35% материала, а при активных стратегиях – 85-95%. Меняется и сама архитектура урока: дети осваивают новый материал в парном и групповом взаимодействии, а учитель играет роль тьютора. В качестве примера прозвучали такие формы интерактива, как мозговой штурм, «междусобойчик», «карусель», «аквариум».

Конечно же, любые новые формы, входящие в устоявшуюся жизнь, несут с собой помимо позитивных изменений некоторые трудности. Ведущая проанализировала их и дала рекомендации, как организовать работу, адекватно оценивать ее, поддерживать дисциплину, рассчитать темп занятия. Особое внимание она уделила распределению времени на интерактивном уроке.

Эти общие рекомендации получили практическое подкрепление. Иллюстрацией стал урок «Лирика XX века» в 5 классе по учебнику «Литература» под редакцией Б. А. Ланина. Учителя, пришедшие на лекцию, имели возможность проследить весь ход урока по этапам – от постановки цели до подведения итогов. Особенно важны для учителей-практиков были попутные комментарии (например, «...в этот момент может возникнуть хаос, но все придет в норму») или соображения о том, как лучше делить детей на группы, что происходит при распределении ролей.

И, конечно, немалый интерес вызвал заключительный этап урока и содержание проверочных заданий. На их основе дети и учитель понимают, каких результатов достигли.