Примечательные явления уходящего года в образовании. Беседавэфире радио «Культура»

Разговор на эту тему состоялся 23 декабря 2015 на радио «Культура» cultradio.ru в программе «Академия детских наук. Курс от дошкольника до студента».

Разговор на эту тему состоялся 23 декабря 2015 на радио «Культура» cultradio.ru в программе «Академия детских наук. Курс от дошкольника до студента». В беседе приняли участие Артём Соловейчик, вице-президент по стратегическим коммуникациям и развитию, главный редактор ИД «Первое сентября», Сергей Ловягин, директор Института физики, технологии и информационных систем Московского педагогического государственного университета, и Самуил Горловский, учитель гимназии №1552. Вела передачу Анна Самусенко.

ФГОС для пятиклашек

Переход на обучение по новому ФГОС во всех пятых классах страны Анна Самусенко сочла важнейшим, но по каким-то причинам не замеченным событием года. О новом обучении в начальной школе говорили много, а вот что дальше? Молчание.

Артем Соловейчик:

 Действительно, все четыре года в начальной школе шла перестройка всего педагогического и методического процесса. Суть – перенос акцента с «чему учить» на «как учить». Деятельностный подход – это и свобода, и ответственность – но другого рода. Было много работы по переобучению учителей, дети росли вместе с ними, теперь они готовы учиться по новым ФГОСам. Готовы ли учителя?

Сергей Ловягин:

– Средняя школа – это вызов, самый трудный этап. Дети быстро растут, меняются – а что сегодня встретит ребенок в 5 классе? Есть одно принципиально отличие – учитель начальных классов отвечает за воспитание ребенка, а в средней школе – за свой предмет.

Самуил Горловский:

– Переход из начальной школы всегда был сложным, это иная организация учебного процесса, а теперь двойная сложность – какой учитель их встретит, с чем придет к ним. Между тем, учителям привыкать к новым условиям сложнее, чем детям.

…Ведущая поинтересовалась было результатами за полугодие, но где ж их взять: успехи и проблемы станут заметны не ранее конца года.

Одаренный? В реестр!

Постановление Правительства по одаренным детям, напротив, вызвало много споров в обществе, идея сегрегации не всеми принимается. Анна Самусенко заранее заручилась авторитетным мнением члена Общественной палаты РФ Любови Духаниной: да, государство хочет поддерживать одаренных, но о реестре речь не идет – одаренных будут выявлять на различных конкурсах.

В этой точке мнения участников эфира разошлись. Самуил Горловский уверен, что работать с одаренными способен далеко не каждый учитель, и зря у нас развалили спецшколы, оставив без дела профессионалов, которые превосходно и тонко обучали гениев, давали высокое качество. Теперь и одаренным трудно в массовой школе, и с ними трудно. Известно, что учитель в массовой школе просто «задвигает» умного и талантливого ребенка.

Сергей Ловягин возражал: новый стандарт предусматривает работу по индивидуальной траектории и тьюторское сопровождение ребенка, просто потенциал стандарта не раскрывается во всех возможностях.

Артем Соловейчик, в свою очередь, саму идею разделения детей считает ошибочной, непедагогичной:

- Надо всех учить, как одаренных. Это трудно – когда дети разные, но суть педагогики в этом: учить без отбора, по-настоящему, сохраняя достоинство каждого.

И еще два его замечания. Во-первых, мы точно не знаем, какая одаренность будет нужна завтра, ведь уже сейчас не просматривается связь между школьной успеваемостью и жизненной успешностью человека.

Во-вторых, можно понять государство, которое принимает управленчески выгодное решение: выявить одаренных, вложить средства в их образование и получить интеллектуальную элиту, а остальные – как-нибудь. Но непонятно, почему общество соглашается. Это социально опасное решение. Для всех детей государство обязано создавать атмосферу, где ценности питают любого и каждого.

Профессионалы свободны?

Но Самуил Горловский призвал смотреть правде в глаза, мол, сколько учителей, готовых заниматься ценностями и смыслами?

Сергей Ловягин парировал: новый стандарт подталкивает всех! Да, закон позволяет. Но взять свободу учитель не может или не хочет.

Факт, но 80% ныне популярных среди учителей учебников созданы до 1991 года. При всех изменениях последних десятилетий на большинстве идущих в этот час уроках проходят все то же!

Комментируя его, Артем Соловейчик сообщил, что в этом году объединенная издательская группа «ДРОФА» – «Вентана-Граф» – «Астрель» создала Общественный педагогический совет, куда вошли видные деятели образования и науки, – создала именно для того, чтобы разработать умный современный учебник, в котором на самом деле нуждаются учителя и ученики. Это важное явление года.

О том, как изменились дети, рассказал Самуил Горловский. У них плохо с памятью (не могут запомнить информацию), язык предмета не понимают, они плохо считают, зато хорошо воспринимают визуальную информацию.

Сергей Ловягин, который продолжает преподавать в школе, возразил: запоминание вторично тому, что ученик сам открыл или придумал:

 Я понимаю значимость памяти, но въехать на ней в институт и в профессию просто невозможно.

Тонкое место, кстати. ЕГЭ у нас пока живее всех живых. Авторитет его результатов высочайший.

Тут ведущая как раз заговорила о новом положении по стипендиям. Только те бюджетные студенты будут ее получать, кто заключил договор о трудоустройстве. Так государство стимулирует студентов служить его интересам. По мнению Сергея Ловягина, это неправильно:

 Они рано выбирают, когда еще не готовы к выбору – и вот поступили, а учиться им оказалось неинтересно или вдруг другая «жилка» пробудилась – и нельзя ничего не переиграть?

Артем Соловейчик уверен: первое дело воспитания с самого начала – разрешить и поддержать выбор ребенка. Иначе он будет беззащитен перед лицом крепкого собственника.

Стандарт культурного человека

 Правильно ли, что второй иностранный язык будет обязательным предметом? – спросила ведущая. – И почему обязательный ЕГЭ по иностранному вызвал такое отторжение?

Отвечали: пока окончательного решения по этим вопросам нет, но стандарт культурного человека расширяется во всем мире, другое дело, что принято у нас. Хотя методику обучения иностранному никто из участников напрямую не критиковал, были суждения о том, что интерес к чужому языку рождается из естественного любопытства и желания прикоснуться к культуре других стран. Здесь  стимул к овладению языками.

Но пришло время последнего вопроса. Ведущая заговорила о просветительских акциях года, желая завершить разговор на позитивной ноте, то есть о всероссийском диктанте, который с каждым годом набирает массовость, о географическом диктанте, на котором из 24,5 тыс участников 1800 получили балл выше 90, – мол, как это здорово!

Однако участники оптимизма не выразили. Да, есть такая мода – проверять знания. Да, просветительское шоу – это трогательно. А что реально знают дети, обучающиеся в массовой школе? Для общества потребления – скучная история.

Текст подготовила Людмила Кожурина

Аудиозапись программы доступна по ссылке.