Пресс-конференция «Мобильное образование: за и против»

Сегодня в преддверии XVII Международной конференции «Современные информационные технологии в образовании», традиционно собирающей представителей экспертного сообщества из различных стран, в Москве состоялся круглый стол «Мобильное образование: за и против».


28–29 июня 2016 года в Троицке состоится XVII Международная конференция «Современные информационные технологии в образовании», которая традиционно собирает представителей экспертного сообщества из различных стран, а сегодня в ее преддверии прошел круглый стол «Мобильное образование: за и против».

Участниками круглого стола стали Артем Симонович Соловейчик, вице-президент по стратегическим коммуникациям и развитию объединенной издательской группы «ДРОФА» – «ВЕНТАНА-ГРАФ», Игорь Степанович Марчак, руководитель проектного офиса «Школа новых технологий», Андрей Григорьевич Сиденко, учитель информатики, физики и астрономии московской школы №283, обладатель звания «Учитель года России – 2013», а также Мария Алексеевна Смирнова, заместитель директора по информатизации школы №777. Дистанционно к дискуссии подключились глава Троицка Владимир Евгеньевич Дудочкин, руководитель Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании Александр Владиевич Хорошилов и Александр Анатольевич Ездов, директор ГБОУ «Школа №1788».

«Мобильные устройства на уроках  это элементы новой педагогики, наглядно демонстрирующие уход от привычной авторитарности. Учитель становится не диктатором, а партнером в образовательном процессе. Этот подход соответствует рекомендациям ЮНЕСКО по политике обучения и рамочной программе действий «Образование 2030». Именно мобильные технологии являются ключевым средством в решении глобальной задачи: сделать образование доступным абсолютно для всех на протяжении всей жизни», – позитивный настрой для обсуждения задал эксперт ЮНЕСКО Александр Хорошилов.

По мнению Александра Ездова, продолжившего тему доступности знаний, для инклюзивного обучения электронные ресурсы являются по-настоящему незаменимыми. Но и для всех остальных также открывает новые возможности. Учителя могут быстро менять ход урока, экономить время на рутинных проверках (например, вместо многократного прослушивания выученного стихотворения попросить детей во время занятия прислать аудиозаписи). Но, самое главное, новые технологии позволяют легко выстраивать индивидуальные маршруты для обучения каждого ребенка.

Однако без трудностей не обходится. «В соответствии с приказом Минобрнауки, мы перевели все учебники в электронную форму, сделали их яркими и интерактивными, но школа их не приняла! – отметил Артем Соловейчик. – Слишком многим педагогам пока неясно, что именно дает им новый формат. Ранее, когда в школах внедрялись электронные образовательные ресурсы, массово привился только PowerPoint – хотя и это уже неплохо, ведь на уроках стал использоваться мощный инструмент для представления материала. Сейчас идет следующая волна, появились мобильные устройства с разными приложениями и справочниками, и каждый по-своему их осваивает. Есть новые учебники – казалось бы, пользуйтесь! Но учителя закономерно спрашивают нас, что такого нового и давно желаемого появится в практике. Ответ, на мой взгляд, в том, что гаджеты стали частью детской жизни, и через них надо работать педагогу. Уже есть учителя, которые научились давать знания через соцсети. Нам надо использовать мобильное устройство как органайзер, понятный ребенку, как инструмент, который, конечно же, не отменяет всего накопленного педагогического опыта. В этом направлении мы ведем и переработку учебников». 

Мобильное образование становится органичной частью жизни школьников – вот один из основных плюсов, подтвердила Мария Смирнова. «Учителя и дети получили потрясающую возможность совершить «побег» из классной комнаты, – считает она. – Когда ребенок выходит из класса, у него нет инструментов, доступных в школе, таких как транспортир, весы или компас, но с помощью мобильного устройства он сможет решить конкретные задачи, связанные с жизнью, применить сухую теорию, наглядно увидеть, зачем он учится».

Кто же должен разрабатывать контент? Сам учитель, издательства, методисты, специализированные организации? Основой обучения все равно останется учебник, убежден Артем Соловейчик. «Раньше говорили, что Википедия все заменит, но именно профессионально написанный учебник является ядром образования. Тем не менее, он должны быть составлен таким образом, чтобы ребенок на уроке не получал знания в готовом виде, а сам «создавал» их. «Мы, издатели, понимаем это, и потому много внимания уделяем цифровым технологиям, развитию критического мышления, способности открывать новое. Интегрирование издательств в большой холдинг делает возможным при сохранении разнообразия учебников выработать единый подход к содержанию». Хотя основное содержание образования должно отвечать требованиям министерства, создавать контент нужно совместно и издателям, и учителям, и детям – в таком мнении сошлись все участники дискуссии. 

«Во многих странах в соответствии с рекомендациями ЮНЕСКО были утверждены стандарты ИКТ-компетенций для учителей, однако в России это пока не сделано, – сообщил Александр Хорошилов. – Специалисты ЮНЕСКО говорят о необходимости сохранения опыта лучших учителей, создании так называемого «цифрового генофонда» и использовании его для разработки учебных материалов». Издательская группа «ДРОФА»  «ВЕНТАНА-ГРАФ» совместно с ИД «Первое сентября» уже начала внедрять подобную практику: педагогов привлекли к разработке пособий по региональной истории России.

Но нет необходимости дожидаться решений на государственном уровне – уже сейчас у всех учителей есть возможность вести свои сайты, блоги, страницы в соцсетях, напомнил Андрей Сиденко. Этот контент как раз и можно популяризировать, но такая работа становится дополнительной нагрузкой, на нее постоянно не находится времени. Однако делиться своими методическими находками легче, чем кажется, заметил Сиденко и рассказал о своем опыте ведения личного сайта. Создание коллекции разработанных педагогами заданий прекрасно дополнило бы образовательный процесс, согласился Александр Ездов

Тем не менее, сопротивление электронным учебникам присутствует в ученической среде. По данным Артема Соловейчика, многие дети используют планшеты для общения и игр, но устанавливать на свои гаджеты учебники не спешат. Они по-прежнему остаются на другой стороне баррикады и смотрят на педагогов с позиции «а вот попробуйте меня научить». «Радует хотя бы то, что мобильные устройства позволяют ученикам скорее решить свои личные задачи и быстрее вернуться к учебным, – с улыбкой заметил он. – Электронные образовательные ресурсы и устройства для их использования пока только начали входить в школьную жизнь и еще не стали ее естественной частью. Однако, я уверен, что это произойдет революционно в ближайшем будущем, и планшет с учебниками станет таким же привычным, дешевым и доступным, как шариковая ручка – вспомним, она тоже когда-то была не у всех! Хочу отметить и еще одно следствие повсеместного внедрения интернет-технологий: образование стало более прозрачным, в частности, выявился реальный уровень подготовки педагогов. Стало легче находить случаи формального отношения к методике преподавания и оказывать педагогам своевременную помощь, давать возможности для профессионального роста. Сейчас социализация и самоопределение плотно связанны с интернетом и проходят у детей по-другому, ученики задают другие вопросы, и учителя должны уметь на эти вопросы ответить».

Отвечая на вопрос журналиста «Учительской газеты» о проблемах внедрения мобильных технологий за пределами крупных городов, Артем Соловейчик подчеркнул, что в селах, где имеется острый дефицит квалифицированных педагогов, эти технологии особенно актуальны, так как интернет сделает для детей доступными уроки лучших учителей страны.

 
Артём Симонович Соловейчик


Игорь Степанович Марчак


Андрей Григорьевич Сиденко


Мария Алексеевна Смирнова


Владимир Евгеньевич Дудочкин


Александр Владиевич Хорошилов


Александр Анатольевич Ездов