Подготовка к ОГЭ по физике: передовой опыт Сингапура в российских учебниках

Работа XV Всероссийского педагогического марафона учебных предметов продолжилась 2 апреля 2016 года на Дне учителя физики. Перед предметниками выступила Наталия Сергеевна Пурышева, доктор педагогических наук, заведующая кафедрой теории и методики обучения физике МПГУ, автор УМК по физике для основного и среднего (полного) образования.

Работа XV Всероссийского педагогического марафона учебных предметов продолжилась 2 апреля 2016 года на Дне учителя физики. Перед предметниками выступила Наталия Сергеевна Пурышева, доктор педагогических наук, заведующая кафедрой теории и методики обучения физике Московского педагогического государственного университета (МПГУ), автор УМК по физике для основного и среднего (полного) образования.

Как сделать подготовку к ОГЭ эффективной и не такой трудозатратной, как сейчас? На этот вопрос Наталия Сергеевна ответила, приведя пример Сингапура – одной из стран-лидеров по уровню образовательных результатов:  

 Анализируя учебные пособия, по которым учат детей в Сингапуре, я поняла, что с самого первого дня учебы и начинается у них подготовка к предстоящему экзамену. Вот дети изучили первую тему, а в конце параграфа – тест, точно в таком же формате, как ОГЭ. С первой же темы в учебниках и рабочих тетрадях используются ключевые слова: подумайте, объясните, рассчитайте, сравните. Дети сразу приучаются к тому, что мало решить задачу, нужно и объяснить ход решения.

По мнению лектора, чтобы успешно сдать ОГЭ, нужно с первого урока физики привыкать к нюансам. Как можно раньше ребенок должен научиться работать с таблицами: читать данные, заполнять таблицу по рисункам приборов. Хорошо, когда в учебнике встречается много методологических заданий, в том числе и на определение погрешностей измерения. Самые сложные из них – задания на описание эксперимента. В УМК издательской группы «ДРОФА – ВЕНТАНА» широко представлены и лабораторные, и домашние опыты. Иногда по несколько штук к каждому параграфу: занимайтесь, сколько успеете!

Составители учебников следуют четкой логике:

 Мы не бросаем темы, а стараемся продолжить каждую линию, – рассказывает профессор. – В седьмом классе начинаем с наблюдений и экспериментов, на следующий год добавляем элементы теории, еще через год приходит пора серьезных обобщений. К 9 классу ученик достигает достаточно высокого уровня.

Лекция собрала большое число слушателей. По ее итогам учителя задали много вопросов – в частности, о содержательной составляющей УМК. 

– Физика должна отвечать на вопрос не «сколько», а «почему». От нас требуют выяснить, насколько человек понимает суть процесса. Это учтено? 

– В УМК есть задачи всех типов – и качественные, и экспериментальные, и на вычисление, – заверила Наталия Сергеевна. – Лично я часть заданий даю выполнить на уроке, остальное берется на дом. С 2000 года работаю по этим учебникам!

Также прозвучал и «больной» вопрос всех предметников: чем объяснить низкий результат сдачи ЕГЭ?

– Известно чем! Базой для учебной сдачи ОГЭ является пятичасовой курс физики, а у нас всего два часа! – в зале на галерке раздались одобрительные аплодисменты. – А имеющиеся часы учителя тратят не столько на объяснение нового материала, сколько на подготовку к ЕГЭ.

Слушатели были благодарны Наталии Сергеевне за услышанную правду: действительно, для выполнения экзаменационных заданий на высоком уровне необходимы условия профильной школы. Только если количество часов наконец будет пересмотрено, хватит времени и на программу, и на подготовку к экзаменам.

Ограничение доступа

Для доступа к материалу требуется регистрация на сайте