Подготовка к экзамену по русскому языку: чувство текста и магия слова

На Дне учителя русского языка, который прошел 9 апреля врамках Всероссийского педагогического марафона учебных предметов, выступила профессор МГПУ Татьяна Михайловна Пахнова с лекцией «Методика работы с УМК по русскому языку издательства "ДРОФА" при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ».

На Дне учителя русского языка, который прошел 9 апреля в рамках Всероссийского педагогического марафона учебных предметов, от объединенной издательской группы «ДРОФА» – «ВЕНТАНА-ГРАФ» выступила профессор МГПУ Татьяна Михайловна Пахнова с лекцией «Методика работы с УМК по русскому языку издательства "ДРОФА" при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ».

Лектор – автор УМК «Русский язык. 10–11 классы», член авторского коллектива УМК «Русский язык. 5–9 классы» под ред. В. В. Бабайцевой, а участники – учителя, работающие по этим учебникам. К ним и обращалась Татьяна Михайловна: пособия пособиями, но важно и ценно, когда учитель сам выстраивает подготовку по учебникам, учитывая свои цели, средства и возможности своих учеников.

В то же время не должен уходить дух учебников, сам принцип подачи языка как бессмертного дара. Пусть уроки вызывают интерес к языку как к другу, пусть они будут интересны ученикам как процесс. И это возможно, если опираться на присущее каждому чувство языка – на тайну, которую никто не разгадал, но к которой можно приблизиться. Вот, собственно, и вся формула УМК: принцип текстоцентричности плюс магия слова. И тогда текст станет для детей тем «свободным откровением личности», о котором говорил Михаил Бахтин.

Понимание главной особенности УМК авторов приходило постепенно: упражнения и задания помещаются в культурный контекст, дети оказываются окружены образцами речи и письма, примерами для наблюдения и подражания. Татьяна Михайловна листала слайды и читала, читала. А ведь это, на самом деле, очень важный механизм приобщения ребенка к культуре – воспроизведение уже созданной красоты и подражание образцу.

– Надо писать по памяти, заучивать, выразительно читать! – считает она.

Однако фраза «нужны речевые модели» вызвала ропот в зале: что, опять штампам учить? Да, учить – а как без образцов и примеров можно освоить язык? Даже для того чтобы распознать штамп, его надо знать. В связи с этим лектор рассказала о «самообучении» письменной и устной речи юного Д. С. Лихачева: он решал проблему, наблюдая, как связываются мысли в текстах мастеров. Памятуя об этом, Татьяна Михайловна пояснила, что при работе над учебниками она не на шутку озабочена сбором речевого материала, который можно «дать в дорогу» школьнику. Теперь раздел «Записная книжка» будет и в учебниках для 5–9 классов, эта «книжка» пополняется, и на нас, участниках, обкатывалась фраза Валентина Непомнящего о важности проговаривания текста вслух.

Придумана и методика работы с такими фразами: предложить закончить мысль и потом сравнить с исходной концовкой. И это еще одна идея, которую участники вынесли с занятия Татьяны Михайловны: если не дочитывать концы фразы, а просить догадаться… если не начинать следующую фразу текста, а спросить «что сейчас будет», дети органично приобщатся к текстостроению.

Не будем забывать, что заявленная тема – подготовка детей к аттестации по русскому языку! Но в том и суть, по мнению докладчика, что впереди всего – чувство текста, интонация, без этого не бывает понимания. О том, что такой подход работает, говорит опыт учителей. Часть лекции была посвящена рассказу о Екатерине Пересветовой из Лицея №1560. Запомнилось правило: один урок – один текст (вспомним Ахматову: один день – одно дело). И одна цитата: «Ритм и интонация материалов заряжают эмоциями и погружают в культуру».

Что же на круг? Удивительное. Бесконечные модели и схемы «окучиваются» культурой и красотой – таково послание авторов УМК к учителю и ученику.

Людмила Кожурина