Первый съезд учителей математики Республики Казахстан

Автор знаменитых учебников по математике О. В. Муравина приняла участие в работе Первого съезда учителей математики Республики Казахстан

С 11 по 12 мая прошел Первый съезд учителей математики Республики Казахстан. Издательство «Дрофа» на мероприятии представляла Муравина Ольга Викторовна, которая поделилась с нами своими впечатлениями о мероприятии:

- Ольга Викторовна, какие вопросы обсуждались в рамках съезда?

О.В.: На съезде были подняты важные для каждой страны вопросы математического образования. Это роль математического образования в развитии страны, проблемы преподавания математики в школах (разработка стандарта, программ, учебников, методического сопровождения, работа с одаренными детьми), проблемы подготовки и переподготовки учителей.

- Какие выступления запомнились Вам больше всего?

О.В.: К сожалению, не все доклады мы могли понять, так как они преподносились на казахском языке, переводились лишь несколько выступлений и только на пленарном заседании. Поэтому интересными для меня были выступления делегатов России и школьных учителей Казахстана. Наиболее ярким было впечатление от выступления Министра образования и науки Республики Казахстан Б.Т. Жумагулова по теме "Совершенствование математического образования в условиях индустриально-инновационного развития страны". В своем докладе он подчеркнул значимость математики для общего развития человека. Особенно понравилась цитата "снижение нагрузки по математике на 1 час приводит к снижению успеваемости учащихся по другим предметам на 10-25%".

- Качество учебников сегодня одна из проблем современного образования. Как часто, на Ваш взгляд, должны обновляться учебники?

О.В.: На съезде поднимался вопрос о качестве учебников по математике Казахстана и России. Из всех выступлений следовало, что российские учебники больше нравятся не только учителям, но и чиновникам из Министерства образования и науки, и ученым из академии образования Казахстана, поэтому путь улучшения учебников они видят в соавторстве казахских и российских авторов.

Дискутировались вопросы обновления учебников. Как часто должны меняться учебники чтобы соответствовать современному уровню развития науки: раз в 5 или в 10 лет? По-моему, новые разделы математики, которые разрабатываются сейчас, не могут быть включены в современные учебники, это связано со сложностью материала и для учеников, и для учителей.

В нашей стране достаточно часто меняются учебники. В 2004 году был принят стандарт и в соответствии с ним были добавлены новые разделы в школьный курс математики, в основную и старшую школу – это комбинаторика, вероятность и статистика, а большой раздел по тригонометрии переместился из алгебры 9 класса в старшую школу. Таким образом, объем содержания курса математики в старшей школе увеличился, а число часов в неделю осталось прежним, что создало  проблемы в преподавании этих разделов. Второй стандарт, принятый в декабре 2010 г. для основной школы, потребовал повторной переработки всех учебников.

На создание нового УМК (программа, учебник, методическое пособие, рабочие тетради, дидактические материалы, CD-диски и др.) и на его раскрутку требуется около 10 лет. За это время учителя успевают познакомиться с новым учебником, понять его идеи, освоить новую технологию преподавания, увидеть результаты обучения и сложить свое мнение о комплексе.

- Ольга Викторовна, считаете ли Вы ежегодное переиздание учебников необходимым?

О.В.: Нет, я не считаю ежегодное переиздание учебников необходимым. Я не вижу в этом большого смысла.

- Чем Вам запомнилась  столица Казахстана?

О.В.: Город мне очень понравился. В дни съезда было солнечно и тепло, цвели деревья. Очень красивая архитектура города. Российские авторы учебников геометрии
В. А. Гусев и В. А. Смирнов отметили, что, используя поверхности зданий города, можно изучать стереометрию.