Парная и групповая работа на уроках как способ научить детей сотрудничать. День учителя русского языка

9 апреля 2016 года на Дне учителя русского языка Олег Николаевич Бойцов, кандидат филологических наук, методист порусскому языку и литературе объединённой издательской группы «ДРОФА» – «ВЕНТАНА-ГРАФ», провел занятие для учителей потеме «Парная и групповая работа на уроках русского языка».

9 апреля 2016 года на Дне учителя русского языка, состоявшегося в рамках Всероссийского педгогического марафона учебных предметов, Олег Николаевич Бойцов, кандидат филологических наук, методист по русскому языку и литературе объединённой издательской группы «ДРОФА» – «ВЕНТАНА-ГРАФ», провел занятие для учителей по теме «Парная и групповая работа на уроках русского языка».

Групповую и парную работу Олег Николаевич представил не как цель, предписанную образовательным стандартом, а как средство формирования навыков сотрудничества. Само сотрудничество представлялось как акт доверия, предоставления самостоятельности и ответственности за поиск и результат, а ценность сотрудничества описывалась в категориях «коллаборация» и «синергия».

Лектор рассмотрел вопрос о том, что нужно ученику, чтобы он мог работать в коллективе – ведь практика показывает, что к такой работе готовы немногие. На помощь могут прийти простые правила: участвуй, не бойся ошибок, уважай чужое мнение, говори… Шла речь о функциях лидеров и исполнителей: на эти роли не назначают, они сами выявляются.

Другая сторона: что нужно учителю, чтобы он активнее использовал групповую форму работы? Прежде всего, мешает недоверие, боязнь выпустить урок из-под контроля. Педагог не желает выходить из зоны комфорта, когда он и только он хозяин положения. Во-вторых, учителя не придают значения объяснению правил работы в группе, не учитывают желания детей принять или не принять участие в такой форме взаимодействия.

Судя по реакции аудитории, многие учителя давно практикуют групповую и парную работу, тем более им были интересны выкладки преподавателя о том, когда групповая работа уместна, какие темы ее требуют, а какие не допускают, какая деятельность пригодна для работы в группе, какая нет… Слайд за слайдом, список за списком.

А педагогический посыл прост: дать ребенку возможность работать не на учителя, а на группу или на товарища.

– Ребёнок тоже должен наслаждаться на уроке, это и его территория! – говорил Олег Николаевич.

Рискованно, да?