Ответы на вызовы изменчивого мира. 29 марта – День учителя географии

Центральным событием Дня учителя географии на Всероссийском педагогическом марафоне стала лекция «Курс "Экономическая и социальная география мира": структура, содержание как ответ на вызовы изменяющегося мира».


Центральным событием Дня учителя географии на Всероссийском педагогическом марафоне стала лекция «Курс "Экономическая и социальная география мира": структура, содержание как ответ на вызовы изменяющегося мира». Доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной коммуникации МГППУ Ольга Александровна Бахичева рассказала о том, какая задача стоит перед современным учителем географии:

 Согласно ФГОС, ученик должен понимать сложную картину современного мира, иметь представление об экономическим потенциале, хозяйстве и культуре каждого региона. Но этого мало, – подчеркнула О. А. Бахичева, – знания ребенка о современном мире должны быть актуализированы.

Слушатели старательно конспектировали: круг острых тем, которые нужно затронуть на уроках географии в старших классах, действительно широк. Геополитическое соперничество: политическая карта мира постоянно перекраивается. Экономическое неравенство, проблема бедности, дефицит электроэнергии, загрязнение окружающей среды, демография, и еще, и еще… В зале раздавались озадаченные вздохи: и как говорить с детьми о природных катаклизмах и о курсе нефти? Как уследить за всеми этими темами, в конце концов?

На помощь приходит новый УМК по географии для 10–11 классов от издательства «ВЕНТАНА-ГРАФ». В него заложены и карты, и статистический блок, и множество заданий, которые помогают не только зазубрить, но и понять. Все данные подобраны так, чтобы было удобно сравнивать и отслеживать геополитические процессы. В каждой таблице присутствуют сведения о Российской Федерации – неважно, на каком мы месте в рейтинге. Важно понимать, что мы не оторваны от общих мировых процессов.

Материал подается грамотно, всесторонне. Например, о стихийных бедствиях и природных катаклизмах можно говорить в контексте направления инвестиций: куда направляем деньги, в сторону предупреждения стихийного бедствия или в сторону ликвидации последствий? Рассказывая об ухудшении доступа к питьевой воде, отмечаем, что трудности могут быть следствием не только ресурсных, но и финансовых факторов. Ну и конечно, опираемся на свежий прогноз Всемирного банка: к 2030 году почти полтора миллиарда людей будут переживать водный стресс.

Особенно педагогам понравился эксперимент по формированию образа территории.

 Сядьте поудобнее, закройте глаза, – попросила Ольга Александровна, – Я перечислю вам страны, а вы мысленно дадите им образную характеристику. Итак: Италия, Норвегия, Мексика…

Обменявшись впечатлениями, учителя поняли: почти все представили себе место на карте, климат, рельеф. А вот ВВП, специализация, производство, водные ресурсы, членство в международных организациях – все осталось за бортом.

– Говоря о Норвегии, мы представляем себе заснеженные горы, а о добыче цветных металлов и гидроэлектростанциях сами забываем. Значит, всем нам домашнее задание: придумать наконец систему символов для важных нам показателей.

С лекции учителя географии выходили озадаченными: безумно интересно, актуально, живо! Только как быть, если у нас есть всего один час в неделю на то, чтобы сделать школьников людьми, компетентными по важнейшим мировым вопросам?