Опубликованы сценарии уроков русского языка как неродногодля 5–7 классов

Методическую основу данных сценариев составляют такие принципы и подходы, как коммуникативная направленность преподавания, взаимосвязанное обучение уровням языковой системы, учет родного языка, реализация принципа диалога культур и метод проектов.

На нашем сайте в разделе «Обмен опытом» опубликованы сценарии системы уроков русского языка для 5–7 классов, разработанные учителями Таштыпского района Республики Хакасия в рамках работы экспериментальной площадки Хакасского института развития образования и повышения квалификации (ГАОУ РХ ДПО «ХакИРОиПК») и ООО «Дрофа». Деятельность площадки направлена на отработку методики преподавания и анализ результатов обучения русскому языку по линии учебно-методических комплексов для школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения для 5–9 классов Е. А. Быстровой.

Методическую основу данных сценариев составляют такие принципы и подходы, как коммуникативная направленность преподавания, взаимосвязанное обучение уровням языковой системы, учет родного языка, реализация принципа диалога культур и метод проектов.

В ходе уроков ведется комплексная работа по развитию четырех видов речевой деятельности – аудирования, чтения, письма и говорения. Авторами активно используются нетрадиционные формы обучения, рассчитанные на билингвальных учащихся, для которых русский язык является неродным. Специальные приемы, разработанные для детей-инофонов, включают интонационную работу по развитию речи, лингвистические разминки, аудитивные упражнения, задания по совершенствованию артикуляции. Вопросно-ответные беседы вовлекают учащихся в активное общение, в процессе которого происходит интенсивное развитие речевых навыков и расширение активного словарного запаса. Кроме того, детям прививаются навыки использования этимологического и толкового словарей.

Неотъемлемой частью коммуникативной методики преподавания, применяемой авторами, является текстоцентрический принцип. Ученики занимаются информационной и творческой переработкой текстового образца, включающей написание собственных текстов на его основе – сжатых изложений и сочинений-рассуждений.

В представленных сценариях ярко выражен культурологический аспект, опирающийся на выделенную в учебнике рубрику «Диалог культур». На занятиях отводится время переводу русских слов и выражений на хакасский язык, в качестве учебных материалов используются поэтические тексты народов Хакасии, рассказы об истории народа и национальных традициях, проводятся параллели с русской культурой. Такие задания усиливают интерес детей к изучаемому предмету, расширяют их кругозор, формируют толерантное мышление.

В соответствии с требованиями ФГОС в конце каждого урока особое внимание уделяется рефлексии учащимися своих действий, которая предполагает осознание ими всех компонентов проделанной работы и оценку собственных достижений.

В основе учебников УМК по русскому языку Е. А. Быстровой лежит оригинальная методическая система, позволяющая вести комплексное обучение различным видам речевой деятельности. Учебники сохраняют единую с начальной школой исходную позицию в обучении — коммуникативно-деятельностный подход, подразумевающий языковое и речевое развитие учащихся, с одной стороны, и творческую, исследовательскую активность детей – с другой.

Весь материал учебной линии подчинен основной цели – научить построению грамматически, стилистически, композиционно и логически правильного самостоятельного текста, его осмыслению и переработке. Работая по учебникам, учащиеся научатся писать отзывы, рецензии, эссе, т. е. изучат жанры текстов, предусмотренные ЕГЭ.

Учебники соответствуют требованиям ФГОС нового поколения и обеспечивают достижение предметных, метапредметных и личностных результатов у учащихся, для которых русский язык не является родным. Учебники одобрены экспертными организациями РАО и РАН (экспертное заключение) и включены в проект Федерального перечня.

 

Уважаемые учителя!

Присылайте свои методические разработки для публикации! 

Если вы ведете занятия с использованием учебно-методических комплексов издательства «Дрофа», присылайте нам на e-mail content@drofa.ru конспекты своих уроков и заявки на сертификаты об их публикации, составленные по форме (скачать).

Одобренные редакцией материалы будут размещены на нашем сайте, имеющем статус образовательного СМИ, что приравнивается к публикации ваших работ в печатных изданиях.