Образовательная деятельность по программе «Тропинки» на тему «Составление рассказа по сюжетным картинкам»

Образовательная деятельность по культуре речи началась с грамматических норм. Детям открывались одна за другой картинки, животные и их детеныши: в сочетании со словами «один», «два», «много» – белка, лиса, медведь, заяц – дети упражнялись в образовании форм.

Картинки и речевые нормы

Непосредственно-организованную образовательную деятельность (НООД) провела Нина Васильевна Латышева, воспитатель дошкольного отделения ГБОУ города Москвы «Курчатовская школа».

Образовательная деятельность по культуре речи началась с грамматических норм. Детям открывались одна за другой картинки, животные и их детеныши: в сочетании со словами «один», «два», «много» – белка, лиса, медведь, заяц – дети упражнялись в образовании форм. Они стояли вокруг доски и разговаривали с педагогом.

Затем упражнение по орфоэпии. Оно проводилось по индивидуальным карточкам, дети стояли по разные стороны столов и находили картинки, на которых изображены животные, в названии которых есть звук «р» или «л», –  жираф, тигр, волк, лось. В поиске ответа дети проговаривали слова.

На 12-й минуте началась работа с текстом – дети сидят в полукруге на стульчиках перед педагогом.

Дети знают правило построения рассказа: начало, середина, конец. Они находят дефицит прочитанного учителем текста: в нем нет начала. Педагог интересуется, как они догадались. Оживленная беседа, дети обосновывают необходимость начала для сюжета про встречу рассказчика с ежиком. Педагог читает текст целиком.

Затем педагог читает другой рассказ с «перепутанным» сюжетом, дети легко восстанавливают последовательность.

Логические нормы, абсурд – следующий этап занятия. Работа на развитие воображения велась по картинкам, на которых «художник что-то перепутал», – дети рассказывают про изображения на своих картинках: про грибы в зимнее время, катание на лыжах летом и так далее…  Обсуждают, что неправильно, что не происходит летом/зимой.  Потом детям предлагается добавить, «что еще не бывает летом/зимой»  (съемка не дает понять, принесли ли они свои картинки по этому заданию из дома или момент рисования не снимался). Педагог продвигает понимание «чего не бывает», подчеркивая условия: не летнее – летом, не зимнее – зимой. Интереснейший момент НООД: коммуникация на понимания задачи. Все-таки получилось.

Затем логично перешли к текущему времени года, к весне: надо закончить предложение «Весна в этом году ранняя, потому что…».  Дети заканчивали, но потенциал такого задания – учить говорить «длинные» предложения, а для этого не упускать в ответе продуцирующее начало, видимо, в расчет педагогом не брался.

…С нами часто так бывает, особенно на открытом уроке: спешим к следующему интересному запланированному заданию, упуская «точки роста» живой ситуации диалога.

Но в целом педагогу удалось главное: в легкой форме, разнообразно и не утомительно познакомить детей с несколькими правилами  культуры речи.

Людмила  Кожурина