Межрегиональный семинар для методистов по географии начал работу

Вчера на базе гостиницы «Звездная» (г. Москва) началась работа межрегионального семинара для методистов по теме «Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов образования средствами линий УМК по географии издательства «ДРОФА». Особенности предметного содержания и методического обеспечения».

Вчера на базе гостиницы «Звездная» (г. Москва) началась работа межрегионального семинара для методистов по теме «Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов образования средствами линий УМК по географии издательства «ДРОФА». Особенности предметного содержания и методического обеспечения».

Работа семинара открылась приветственными обращениями начальника информационно-методического отдела издательства «ДРОФА» Е. Б. Анашкиной и методиста по географии Р. С. Рыльцева. По его словам, «мы стоим на пороге грандиозных изменений в системе образования, и наша задача – стараться смягчить процесс вхождения учителя в новую модернизированную структуру. Надеюсь, курсы помогут ответить на разные вопросы. Мы рассмотрим, как формировать компетентности и УУД, как создавать новую информационно-образовательную среду и достигать результатов, предусмотренных ФГОС».

Главный редактор издательства, кандидат педагогических наук О. А. Панасенкова выступила с докладом «Приоритетные направления работы издательства «ДРОФА» в условиях введения ФГОС основного общего образования». «Успех или неуспех реформы системы образования зависят в первую очередь от учителя, от того, насколько он поймет и сможет реализовать поставленные цели, – сказала она. –  Для успешной работы учителю должно быть доступно максимальное количество материалов. Кроме базовых составляющих УМК – рабочих программ, учебников, тетрадей – мы готовим электронные приложения, которые можно бесплатно скачать на сайте drofa.ru. Приложения постоянно обновляются и дополняются, в них входят интерактивные карты, тесты, дополнительные материалы. Еще один компонент УМК – атласы и контурные карты, разработанные нашим подразделением «ДИК». Хочу обратить ваше внимание на новое оформление учебников. В частности, на обороте обложки размещена информация о составе линии и данного УМК, то есть о компонентах, которые и образуют информационно-образовательную среду».

«Предлагаю вам активно использовать наш сайт drofa.ru. На нем можно бесплатно скачать рабочие программы и методические материалы. Кроме того, сайт зарегистрирован как средство массовой информации: учителя могут прислать нам свои разработки и получить сертификат о публикации, а также ознакомиться с методическими находками своих коллег в разделе «Обмен опытом». На сайте размещены контакты наших подразделений, и мы всегда готовы оперативно ответить на все вопросы, – отметила она. – На сайте также размещена модель использования УМК системы «Вертикаль» в различных образовательных учреждениях, которой мы предлагаем руководствоваться школам, работающим по нашим учебникам. В частности, в ней мы рекомендуем общеобразовательным школам и школам с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения «Классическую линию учебников по географии» (концентрический курс для 5-6 классов) или линию УМК под редакцией В. П. Дронова (линейный курс), – сказала О. А. Панасенкова. – Школам гуманитарного профиля, где географии уделяется достаточно много внимания, мы советуем использовать линию УМК под редакцией О. А. Климановой, А. И. Алексеева».

«В соответствии с новым ФГОС в «классической линии» появился учебник для 5 класса И. И. Бариновой, А. А. Плешакова, Н. И. Сонина, который во многом базируется на курсе природоведения. Учебник Т. П. Герасимова для 6 класса серьезно переработан и ориентирован на 1 ч в неделю. В нем сделан акцент на тему «Виды и изображения земной поверхности». Эта тема синхронизирована с учебником математики Г. К. Муравина, О. В. Муравиной – в нем параллельно изучаются понятия масштаба и координат, которые иллюстрируются примерами из курса географии. В линии УМК В. П. Дронова, где материал для 5-6 классов разделен линейно, все необходимые математические понятия детально разъясняются на уроках географии», – сообщила Ольга Алексеевна. – В 10-11 классах география преподается на базовом (1 ч в неделю, УМК А. П. Кузнецова) и углубленном уровнях (УМК В. П. Холиной). В старшей школе предполагается профилизация обучения, однако отнюдь не во всех профилях найдется место географии. В частности, углубленное изучение предмета предполагается в классах социально-экономического и биолого-географического профилей. В старших классах гуманитарного направления географ может преподавать предмет «Естествознание». Недавно вышедший у нас учебник по данному предмету максимально гуманитаризован, в нем много практических и исследовательских работ, дискуссионных тем. Другой курс, который мог бы вести учитель географии у старшеклассников – это новый предмет «Россия в мире», в котором интегрированы также история, экономика, право. Наш учебник О. В. Волобуева и др. «История, или Россия в мире» уже направлен на экспертизу».

«В рабочих программах конкретизируются результаты обучения, декларируемые ФГОС. У детей проверяются умения считывать информацию, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять смысловое чтение. Чтобы помочь учителю максимально конкретизировать цели каждого урока и задания, с помощью которых можно достичь заявленных целей, мы создали сайт «Методическая лаборатория географии», здесь можно найти много полезной информации», – заключила свое сообщение главный редактор.

Р. С. Рыльцев сообщил об изменениях в содержании учебников для 5-6 классов и переработке методического аппарата. Так, в «Классической линии» увеличилось количество практикумов, рассчитанных на самостоятельную работу учеников. Методический аппарат был расширен блоками «Что мы узнали из этого раздела», «Основные понятия и термины». Задания в конце параграфов переработаны и теперь направлены на исследовательскую деятельность, создание проектов. В материал 6 класса добавлена тема «Построение профиля местности», в которой иллюстрируется взаимосвязь рельефа и плана. Также в 6 классе есть тема «Влажность воздуха», хотя ее изучение и не требуется ФГОС.

Курс под редакцией О. А. Климановой, А. И. Алексеева для 5-6 классов концентрический. В соответствии с требованиями ФГОС усилены темы, посвященные Земле как планете Солнечной системы и освоению Земли человеком. Добавлено немало практических заданий, в которых детям, например, предлагается проанализировать влияние вращения нашей планеты на жизнь людей. Методический аппарат данного УМК был достаточно силен и ранее. Он включает систему заданий разной сложности, для выполнения которых требуется интегрировать полученные знания, а на более высоком уровне – оценить сделанные выводы в личностной плоскости или выполнить проектную работу. Линия УМК В. П. Дронова, по словам Романа Сергеевича, претерпела наименее серьезные изменения. В ней также теперь содержится больше информации о положении Земли среди звезд и географических открытиях, появились новые практикумы и мотивирующие вопросы в начале каждого параграфа, переработаны все задания.

Кроме того, методист рассказал о доступных интерактивных наглядных пособиях, материалах для оснащения кабинета, сериях «В помощь учителю», «Готовимся к экзаменам. ГИА», «Готовимся к ЕГЭ», «ЕГЭ шаг за шагом», «ЕГЭ на CD», «Сдаем ЕГЭ», атласах и контурных картах, а также о новинке – пособии А. С. Наумова «Олимпиады по географии. 10-11 классы». Р. С. Рыльцев продемонстрировал возможности сайта издательства, в частности, рассказал о разделах «Федеральные перечни», «Я – учитель», «Купить», «Скачать» и «Форум».

Почетный работник образования и соавтор линии УМК «География» под редакцией О. А. Климановой, А. И. Алексеева В. И. Сиротин выступил с докладом, в котором детально осветил различия между ГОС 2004 года и ФГОС 2010-2012 гг. «В новом ФГОС нет регионального компонента. Это совокупность требований к результатам освоения, содержанию, структуре и условиям реализации программ, здесь нет обязательного минимума содержания, нет базисного учебного плана, предусмотрен только учебный план образовательного учреждения. География теперь представляет собой комплексный курс, и нет необходимости изучать многочисленные второстепенные детали, на первое место выходит задача достижения, помимо предметных, личностных и метапредметных результатов, формирование УУД».

Работа семинара продолжится до 25 октября. Перед слушателями выступят авторы линий УМК О. А. Климанова, И. И. Баринова, Э. В. Ким, А. И. Алексеев, В. Н. Холина. По окончании мероприятия все участники получат сертификаты установленного образца.

Скачать программу семинара (pdf, 270 Кбайт)

Семинар по географии (АПКиППРО, ДРОФА) 1
Семинар по географии (АПКиППРО, ДРОФА) 2
Семинар по географии (АПКиППРО, ДРОФА) 3
Семинар по географии (АПКиППРО, ДРОФА) 4
Семинар по географии (АПКиППРО, ДРОФА) 5
Семинар по географии (АПКиППРО, ДРОФА) 6
Семинар по географии (АПКиППРО, ДРОФА) 7
Семинар по географии (АПКиППРО, ДРОФА) 8
Семинар по географии (АПКиППРО, ДРОФА) 9
Семинар по географии (АПКиППРО, ДРОФА) 10
Семинар по географии (АПКиППРО, ДРОФА) 11
Семинар по географии (АПКиППРО, ДРОФА) 12
Семинар по географии (АПКиППРО, ДРОФА) 13
Семинар по географии (АПКиППРО, ДРОФА) 14
Семинар по географии (АПКиППРО, ДРОФА) 15
Семинар по географии (АПКиППРО, ДРОФА) 16
Семинар по географии (АПКиППРО, ДРОФА) 17
Семинар по географии (АПКиППРО, ДРОФА) 18
Семинар по географии (АПКиППРО, ДРОФА) 19
Семинар по географии (АПКиППРО, ДРОФА) 20
Ограничение доступа

Для доступа к материалу требуется регистрация на сайте