Концепция системы учебников «РИТМ» для 1–4 классов


Авторы
:
 СКАЧАТЬ (221 Кбайт)

Т.Г. Рамзаева, С.В. Ломакович, Л.И. Тимченко, О.В. Джежелей, Г.М. Грехнёва, К.Е. Корепова, Л.Д. Митюшина, Е.А. Хамраева, И.В. Сафонова,
И.В. Чиж, М.В. Черкезова, М.В. Голованова,
О.Ю. Шарапова, О.В. Афанасьева, И.В. Михеева, Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез, Э.И. Александрова,
Е.В. Саплина, А.И. Саплин,
В.И. Сивоглазов, В.Я. Богатырева, В.В. Алеев, Т.Н. Кичак, Н.А. Малышева, О.Н. Масленикова, Г.И. Погадаев,
Т.А. Костюкова,
О.В. Воскресенский, К.В. Савченко, Р.Б. Амиров, Ю.А. Насртдинова, Н.Г. Пропирный, Т.Ю. Бурмина, Б.У. Китинов,
М.С. Якушкина,
А.А. Шемшурин, Н.М. Брунчукова, Р.Н. Демин, Т.М. Горбачева
Под редакцией Е.В. Саплиной 

 

Содержание

1. Введение

2. Состав системы учебников «Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление (РИТМ)»

3. Концепция системы учебников «Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление (РИТМ)»

           - Общие положения
           - Достижение личностных результатов освоения основной образо­вательной программы начального общего образования средствами системы
             «Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление (РИТМ)»
           - Достижение метапредметных результатов освоения основной обра­зовательной программы начального общего образования средствами системы 
             «Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление (РИТМ)»
           - Достижение предметных результатов освоения основной обра­зовательной программы начального общего образования средствами системы
            «Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление (РИТМ)»

Введение

Система учебников для начального общего образования «Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление (РИТМ)» является целостной системой, построенной на единых психолого-педагогических и концептуальных основах. Она создана на основе УМК «Классическая начальная школа» и отличается сочетанием современных подходов к решению методических проблем и проверенных практикой принципов дидактики, что позволяет школьникам достигать неизменно высоких результатов образования. УМК всех предметных линий, образующих систему, обеспечивают устойчивую мотивацию младших школьников к обучению, реализацию предметных, метапредметных и личностных результатов, обозначенных во ФГОС начального общего образования, формирование универсальных учебных действий (УУД) как основы умения учиться и готовности к саморазвитию.

Система реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и охватывает все предметные области учебного плана ФГОС (раздел III, п.19.3.), включая такие новые для начальной школы, как основы духовно-нравственной культуры народов России и иностранные языки.

Система «РИТМ» включает: концепцию, рабочие программы, систему учебников.

Концепция системы «РИТМ» в полной мере отражает методологические и методические основы ФГОС.

Рабочие программы учебных предметов ко всем линиям учебников, входящим в состав системы, разработаны в соответствии с требованиями ФГОС (раздел III, п. 19.5.), они ориентированы на планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования и являются надёжным инструментом их достижения.

Система учебников «РИТМ» представляет собой единую информационно-образовательную среду для начальной школы. В учебниках, разработанных на единой концептуальной основе, органически соединяются традиции отечественной начальной школы, восходящие к К.Д. Ушинскому, и новейшие достижения современной психологии и методики начального обучения. Это принципы развивающего обучения, коммуникативно-деятельностный подход к обучению, дифференциация и индивидуализация обучения, забота о том, чтобы центральной фигурой учебного процесса был ребенок, возможность обеспечить ему постоянную мотивацию, создать условия для самостоятельного добывания знаний и оценки результатов деятельности, а также проектирование особых условий обучения, в которых ребенок учится взаимодействовать с товарищами, отстаивать свою позицию, быть терпеливым и терпимым.

Содержание всех предметов выстроено в единой логике, которой соответствует методический аппарат учебников.

Информационно-образовательная среда системы «РИТМ» дополняется рабочими тетрадями, мультимедийными приложениями, словарями, дидактическими материалами, тренажерами, книгами для чтения, методическими пособиями, комплектами демонстрационных таблиц.

Возможность выбора образовательной траектории и единая информационно-образовательная среда системы «РИТМ» обеспечивает эффективность реализации основной образовательной программы образовательного учреждения.

Состав системы учебников «Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление (РИТМ)»

ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ ФИЛОЛОГИЯ

Учебный предмет «Русский язык»

Предметная линия:  

1.  Рамзаева Т.Г.  Русский язык.  1 кл.
2.  Рамзаева Т.Г.  Русский язык.  2 кл.  (Ч. 1, 2)
3.  Рамзаева Т.Г.  Русский язык.  3 кл.  (Ч. 1, 2)
4.  Рамзаева Т.Г.  Русский язык.  4 кл.  (Ч. 1, 2)

Предметная линия:  

5.  Ломакович С.В.,Тимченко Л.И. Русский язык. 1 кл.
6.  Ломакович С.В.,Тимченко Л.И. Русский язык. 2 кл.   (Ч. 1, 2)
7.  Ломакович С.В.,Тимченко Л.И. Русский язык. 3 кл.   (Ч. 1, 2)
8.  Ломакович С.В.,Тимченко Л.И. Русский язык. 4 кл.   (Ч. 1, 2)

Предметная линия:

9.  Хамраева Е.А. Учебник по обучению грамоте и чтению. 1 кл.
10. Митюшина Л.Д. Русский язык.  1 кл.
11. Митюшина Л.Д. Русский язык.  2 кл.  (Ч. 1, 2)
12. Митюшина Л.Д., Хамраева Е.А. Русский язык. 3 кл.   (Ч. 1, 2)
13. Митюшина Л.Д., Хамраева Е.А. Русский язык. 4 кл.   (Ч. 1, 2)

Учебный предмет  «Литературное чтение»

Предметная линия

14. Джежелей О.В. Учебник по обучению грамоте и чтению. 1 кл.  (Ч. 1, 2)
15. Джежелей О.В. Литературное чтение. 1 кл. (Ч. 1, 2)
16. Джежелей О.В. Литературное чтение. 2 кл. (Ч. 1, 2, 3)
17. Джежелей О.В. Литературное чтение. 3 кл. (Ч. 1, 2, 3)
18. Джежелей О.В. Литературное чтение. 4 кл. (Ч. 1, 2, 3)

Предметная линия

19. Грехнёва Г.М., Корепова К.Е. Литературное чтение. 1 кл.   (Ч.1, 2)
20. Грехнёва Г.М., Корепова К.Е. Литературное чтение. 2 кл.   (Ч.1, 2)
21. Грехнёва Г.М., Корепова К.Е. Литературное чтение. 3 кл.   (Ч.1, 2)
22. Грехнёва Г.М., Корепова К.Е. Литературное чтение. 4 кл.   (Ч.1, 2, 3)

Предметная линия

23. Митюшина Л.Д., Хамраева Е.А. Литературное чтение. 1   кл. Для школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения.
24. Сафонова И.В., Чиж И.В., Черкезова М.В.  Литературное чтение. 2 кл. Для школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения.
25. Сафонова И.В.,  Черкезова М.В. , Чиж И.В., Литературное чтение. 3 кл. Для школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения.
26. Голованова М.В., Шарапова О.Ю. Литературное чтение. 4 кл. Для школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения.

Учебный предмет «Иностранный язык»

Предметная линия

27. Гальскова Н.Д.,  Гез Н.И.  Немецкий язык.  2 кл.
28. Гальскова Н.Д.,  Гез Н.И.  Немецкий язык.  3 кл.
29. Гальскова Н.Д.,  Гез Н.И.  Немецкий язык.  4 кл.

Предметная линия

30. Афанасьева О.В., Михеева И.В. Английский язык. 2 кл.  (Ч.1, 2)
31. Афанасьева О.В., Михеева И.В. Английский язык. 3 кл.  (Ч.1, 2)
32. Афанасьева О.В., Михеева И.В. Английский язык. 4 кл.  (Ч.1, 2)

В трех предметных линиях учебников по русскому языку (Т.Г. Рамзаева; С.В. Ломакович, Л.И. Тимченко; Л.Д. Митюшина, Е.А. Хамраева) и литературному чтению (О.В. Джежелей; Г.М. Грехнёва, К.Е. Корепова; И.В. Сафонова, И.В. Чиж, М.В. Черкезова, М.В. Голованова, О.Ю. Шарапова) русский язык рассматривается не только как предмет изучения, но и как средство обучения детей другим дисциплинам, что способствует формированию метапредметных умений. Содержащиеся в учебниках тексты и упражнения расширяют знания о родной стране, ее природе, способствуют воспитанию патриотизма, освоению норм и правил поведения, традиционных нравственных ценностей, толерантности, а значит, формированию необходимых личностных качеств, что является важнейшим результатом образования.

Курс «Русский язык» Т.Г. Рамзаевой позволяет реализовать коммуникативную направленность обучения младших школьников русскому языку. В его содержание в соответствии со ФГОС были интегрированы задания, позволяющие учителю осуществлять деятельностный, личностно-ориентированный подход к обучению.   Методическая концепция курса заключается в развитии младшего школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью. Основополагающая идея курса — взаимосвязь языкового образования, умственного и речевого развития учащихся в социально организованной, развивающей, познавательной деятельности. В процессе усвоения элементарных знаний по фонетике, лексике, грамматике, словообразованию и правописанию у детей развивается умение анализировать, сопоставлять, группировать и обобщать языковой материал, находить главное; вырабатывается осмысленное отношение к употреблению в речи основных единиц языка — слова, предложения.

Курс «Русский язык» С.В. Ломакович, Л.И. Тимченко построен на принципах развивающего обучения и ориентирован на усвоение учащимися системных знаний о языке в процессе учебной индивидуальной и совместной деятельности и формирование на этой основе теоретического мышления и знаково-символического восприятия, а также овладение важнейшими коммуникативными компетенциями, развитие устной и письменной речи. Особое внимание в курсе уделено обеспечению познавательной мотивации учащихся к обучению родному языку и воспитанию их интереса к учебе, организации самостоятельной учебной деятельности учащихся, развитию их готовности и способности к сотрудничеству.

Курс русского языка Л.Д. Митюшиной, Е.А. Хамраевой наиболее подходит для школ национальных регионов Российской Федерации, а также школ и классов с полиэтническим составом учащихся, количество которых в последние годы резко увеличилось и будет продолжать расти.  Данная линия предлагает единый, независимый от условий конкретного региона или школы порядок введения материала, основанный на преодолении дифференциальных трудностей русского языка. УМК построен на коммуникативно-деятельностной основе, что предполагает специальное обучение учеников коммуникативным и речевым навыкам уже в период добукварного курса. Это поможет сформировать у ученика первого класса базовые компетенции и развить их в дальнейшем. Построение учебного процесса по УМК ориентировано на концепцию развивающего обучения, что находит свое отражение при постановке учебных задач, способствующих развитию познавательных возможностей и способностей детей, их когнитивных навыков, мышления и самостоятельности. Основные содержательные линии УМК: формирование метапредметных умений, определенных государственным стандартом, формирование специальных учебных умений (работа со словарями; устное общение в сфере учебной и бытовой коммуникации со сверстниками и взрослыми; знакомство с формами русского речевого этикета) и развитие речи.

Особенность курса «Литературное чтение» О. В. Джежелей — акцент на формирование метапредметного навыка чтения, способов и приемов работы над текстом и книгой, а также знакомство с детской литературой и на этой основе создание предпосылок к общему и литературному развитию, культуре коммуникации, реализации творческих способностей, а также гарантии перехода к изучению систематического курса литературы в средних классах.

«Обучение грамоте» — первая часть курса «Литературное чтение». Это не только период первоначального обучения чтению и письму на основе развития речи, но и полноценный раздел языковой и литературной подготовки младшего школьника в период становления навыков чтения и письма. Обучение грамоте обеспечивается комплексом пособий. «Учебник по обучению грамоте и чтению» — учебник, который задает основное содержание обучения грамоте, чтению, содержит материалы, позволяющие осваивать явления языка в определенной системе, указывает направления знакомства с кругом детского чтения и книгой. «Прописи» — система пособий, определяющих подготовку по освоению письма, каллиграфии. В период обучения письму первоклассники овладевают на уровне конкретно-действенного мышления основными мыслительными операциями: анализ — синтез, сравнение, обобщение и др., которые используются на материале других предметов и по мере накопления опыта учащимися трансформируются в комплекс метапредметных умений, обеспечивающих  умение учиться.

Особенностью курса «Литературное чтение» является то, что автор предлагает обучать чтению через книгу. Он практически реализовал механизм обучения собственно чтению, показав, как и на каком этапе осуществляется продвижение в навыке чтения.

Особенностью курса «Литературное чтение» Г.М. Грехнёвой, К.Е. Кореповой является акцент на  формирование системы базовых национальных ценностей, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования. Художественная литература в силу своей образно-эмоциональной формы обладает эффективными возможностями духовно-нравственного воспитания учащихся, которое осуществляется по принципу ориентации на персонифицированный идеал и следования нравственному примеру. В области духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся приоритетными содержательными линиями избранно: национально ориентированное воспитание, формирование гражданской и этнической идентичности. Курс приобщает учащихся к мировой культуре через родную культуру. В курсе (и соответствующих учебниках) преобладают произведения русской словесности, но для сравнения с ними включены также фольклорные и литературные произведения других народов, т.е. русская культура дается в контексте мировой культуры. Это позволяет формировать у школьников представление как об общечеловеческом нравственном единстве, так и об этническом своеобразии народов и их словесного искусства. На этой основе формируется этническая толерантность и уважение к другим культурам. Национально ориентированное обучение и воспитание осуществляется также через знакомство учащихся с культурными традициями народа. Другая содержательная линия в духовно-нравственном развитии и воспитании обучаемых – экологически ориентированное образование и воспитание как решение важнейшей проблемы современности.

В области получения предметных знаний приоритетная содержательная линия – изучение художественных произведений как словесного искусства, что привлекает особое внимание к речевой стороне художественного произведения, изучению родного языка в его эстетической функции как важнейшего явления национальной культуры. Знакомясь по художественным произведениям с историей страны, бытом народа, историей родного языка, историей российской школы, родной природой, взаимоотношениями человека и животных, разнообразием человеческих характеров и типов поведения, учащиеся получают метапредметные знания, у них формируется целостная картина природного и социокультурного мира, а в области обучения обеспечивается межпредметная интеграция.

Курс «Литературное чтение» Л.Д. Митюшиной, Е.А. Хамраевой, И.В. Сафоновой, И.В. Чиж, М.В. Черкезовой, М.В. Головановой, О.Ю. Шараповой предназначен для школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения. Его содержание определяется не только возрастными особенностями младших школьников, но и уровнем билингвизма учащихся, их лексическим багажом, уровнем подготовленности к школе, уровнем сформированности эмоционально-чувственной сферы, личным жизненным опытом. УМК нацелен не только на достижение результатов образования, обозначенных во ФГОСе начального общего образования, но и на сохранение индивидуальности каждого ребенка, его активности и самостоятельности, готовности сотрудничать с окружающими. Именно поэтому в учебниках линии маркированы задания «Диалог культур». Это позволяет осуществить межкультурную коммуникацию на уроке.

Курс английского языка О.В.Афанасьевой, И.В.Михеевой нацелен на приобретение учащимися элементарных навыков общения в устной и письменной форме на английском языке, а также на освоение правил речевого поведения. Все компоненты информационно-образовательной среды построены на принципах: взаимосвязи и строгой системности; обязательности повторения фонетического, орфографического, лексического и грамматического материала; постепенного нарастания сложности изучаемого материала; единства фонетического, орфографического, лексического, грамматического, аудитивного аспектов; ориентации на современный английский литературный язык в его британском варианте; привлечении лингвострановедческой информации о Великобритании; многообразии типов упражнений, развивающих творческий потенциал учащихся; коммуникативно-когнитивной направленности всех компонентов.

Курс немецкого языка Н.Д. Гальсковой, Н.И. Гез  нацелен на приобретение учащимися начальных навыков общения в устной и письменной форме на немецком языке, а также на освоение правил речевого поведения. В учебниках учитываются такие психологические особенности детей младшего школьного возраста, как пластичность природных механизмов усвоения речи, интенсивное формирование познавательных процессов, быстрое запоминание языковой информации, особая способность к имитации и др. Эти особенности легли в основу пяти принципов, на которых строится обучение:  1) коммуникативная направленность; 2) личностно-ориентированная направленность; 3) взаимосвязанное обучение всем видам речевой деятельности (аудированию, говорению, чтению и письму); 4) сознательность и активность обучения; 5) доступность и посильность. Все компоненты информационно-образовательной среды предоставляют учащимся возможность получить начальные лингвистические представления, необходимые для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на немецком языке, а также способствуют расширению лингвистического кругозора учащихся.

 ПРЕДМЕТНАЯ  ОБЛАСТЬ МАТЕМАТИКА И ИНФОРМАТИКА

Учебный предмет «Математика»

Предметная линия:  

33. Александрова  Э.И. Математика. 1 кл. (Ч. 1, 2)
34. Александрова  Э.И. Математика. 2 кл. (Ч. 1, 2)
35. Александрова  Э.И. Математика. 3кл. (Ч. 1, 2)
36. Александрова  Э.И. Математика. 4 кл. (Ч. 1, 2)

В предметной линии учебников «Математика» Э.И. Александровой сочетаются достоинства развивающего и традиционного обучения. Курс математики направлен на развитие познавательной активности школьников, на самостоятельное овладение ими новыми знаниями. В ходе изучения курса математики ученики включаются в активную самостоятельную и групповую деятельность, важнейшим результатом которой является развитие гибкости, критичности и вариативности их мышления. Методический аппарат предметной линии направлен на развитие логических умений: понимания учебной задачи, самостоятельного планирования своих действий по ее решению, выбора для этого оптимальных способов. Математическое содержание курса предоставляет учителю возможность организовывать обучение в форме учебно-поисковой деятельности. Необходимым условием такой организации учебного процесса является развертывание учебного диалога, который обеспечивает интенсивное развитие речи и коммуникативных умений учащихся.

Включение в учебники заданий различных видов позволяет сделать их проекций не только знаний, но и основных психологических линий интеллектуального развития детей.

 ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И ЕСТЕТСТВОЗНАНИЕ

Учебный предмет «Окружающий мир»

Предметная линия

37. Саплина Е.В., Саплин А.И., Сивоглазов В.И. Окружающий мир.  1 кл.
38. Сивоглазов В.И., Саплина Е.В., Саплин А.И. Окружающий мир. 2 кл.
39. Саплина Е.В., Сивоглазов В.И., Саплин А.И. Окружающий мир. 3 кл. (Ч. 1, 2)
40. Саплина Е.В., Саплин А.И., Сивоглазов В.И. Окружающий мир. 4 кл. (Ч. 1, 2)

В предметной линии учебников «Окружающий мир» Е.В. Саплиной, А.И. Саплина, В.И. Сивоглазова осуществляется интеграция естественно-научных и социально-гуманитарных знаний, что закладывает основы формирования целостной картины мира, решает задачи формирования экологического мышления, культуры здорового и безопасного образа жизни, системы национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающихся на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества. Интеграция этих разных областей подразумевает, что содержание обучения рассматривается как средство развития личности. Именно данный курс вводит ученика в культурно-исторический контекст своей страны, связывающий прошлое с настоящим. Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве. Также курс создает прочный фундамент для изучения естественно-научных и общественно-научных предметов основной школы и дальнейшего развития личности

ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ

Учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Предметная линия:  

41. Костюкова Т.А., Воскресенский О.В., Савченко К.В. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4 – 5 кл.
42. Амиров Р.Б., Насртдинова Ю.А., Савченко К.В. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы исламской культуры. 4 – 5 кл.
43. Пропирный Н.Г., Савченко К.В., Бурмина Т.Ю. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы иудейской культуры. 4–5 кл.
44. Китинов Б.У., Савченко К.В., Якушкина М.С. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы буддийской культуры. 4 – 5 кл.
45. Шемшурин А.А., Брунчукова Н.М., Демин Р.Н. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4 – 5 кл.
46. Амиров Р.Б., Воскресенский О.В., Горбачева Т.М. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4 – 5 кл.

Содержание учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» реализовано в шести учебниках. Цель курса  – формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

Читать полностью (скачать) 221 Кбайт