Как оценить работу воспитателя? Лекция сотрудника ФИРО Н.В.Тарасовой наДне дошкольного образования

На Дне дошкольного образования, организованного в рамках XVВсероссийского педагогического марафона учебных предметов, выступила Наталья Владимировна Тарасова, руководитель Центра дошкольного, общего, дополнительного и коррекционного образования Федерального института развития образования (ФИРО).

На Дне дошкольного образования, организованного в рамках XV Всероссийского педагогического марафона учебных предметов, выступила Наталья Владимировна Тарасова, кандидат педагогических наук, руководитель Центра дошкольного, общего, дополнительного и коррекционного образования Федерального института развития образования (ФИРО). Лекция была посвящена теме «ФГОС дошкольного образования: современный подход к оценке качества дошкольного образования».

Зал был переполнен, и неудивительно. Речь шла о том, что так тяжело дается обычно воспитателям: как применить требования нормативно-правовых документов к реальной профессиональной деятельности. Какие практические шаги необходимо предпринять, чтобы реализовать требования государства, общества, с одной стороны, и соблюсти интересы ребенка – с другой?



В официальных формулировках, посвященных теме качества образования, разводятся такие категории, как оценка подготовки воспитанников (достигнутые ими результаты) и оценка условий, в которых проходит образовательная деятельность (психолого-педагогические, материально-технические). Именно этот последний фактор в значительной степени зависит от сотрудников детских садов, именно за условия, благоприятные для развития детей, отвечают педагоги: за дружелюбную атмосферу в группе, уважительный стиль общения и организацию увлекательных игр, пространства для экспериментов и удовлетворения естественной любознательности…. Именно за это они и должны отчитываться.

Кроме того, важно помнить, существуют не только внешние инструменты оценки качества образования (чиновниками, независимыми экспертами, родителями, в конце концов), но и внутренние – самообследование. В частности, закрепленная законом возможность педагогу, администратору самостоятельно отрефлексировать свои достижения и опубликовать в той или иной форме полученные результаты.

Действительно качественное дошкольное образование определяется его ориентацией на развитие личности ребенка и на его позитивную социализацию. А поскольку каждый ребенок (и педагог) уникален и движется своим путем, нам необходима вариативность образовательных программ дошкольного образования, обеспечивающих выбор для семьи, для педагогов и для образовательной организации. И это тоже показатель качества!

Окончательный переход на новые стандарты для работников системы дошкольного образования состоится 1 января 2017 года. У педагогов есть еще несколько месяцев – в чем-то разобраться, чему-то научиться, что-то изменить в привычной рутине.