Из падчерицы — в королевы

19 июля в Москве состоялся съезд Ассоциации учителей химии, организованный Российской академией образования. В cъезде приняли участие около 400 специалистов из 60 субъектов РФ. «Химия должна занять достойное место в учебных планах», — к такому выводу пришли участники съезда.

В июле-августе этого года Российская академия образования проводит съезды для представителей ассоциаций учителей-предметников. Открыл серию мероприятий съезд Ассоциации учителей химии, который состоялся 19 июля в здании МПГУ. В нем приняли участие около 400 специалистов из 60 субъектов РФ.

Одна из главных проблем, которая сегодня особенно беспокоит учителей химии, — это сокращение часов на изучение дисциплины, важность и значимость которой трудно переоценить в век бурного развития био- и нанотехнологий.

Педагоги открыто говорят о том, что химия оказалась «на задворках», в роли нелюбимой «падчерицы».

Так, в 8-9 классах на преподавание химии отводится по 2 часа в неделю, а на старшей ступени в непрофильных классах — лишь по 1 часу на базовом уровне (кстати, столько же времени отводится на освоение биологии и физики). И это в то время, когда ученые доказали полную неэффективность одночасовых курсов с психолого-педагогической точки зрения.

В качестве альтернативы предлагается заменить химию, биологию, физику в старших непрофильных классах интегрированным курсом «Естествознание», который оценивается специалистами неоднозначно: в тех учебниках, которые издавались ранее, давались очень поверхностные сведения по каждой из трех дисциплин.

Уменьшение времени на изучение естественных наук эксперты объясняют тем, что предметы сложные и требуют дорогостоящего лабораторного оборудования для проведения опытов и экспериментов. Однако в этой сфере намечаются позитивные изменения: по словам заместителя председателя комитета по образованию Госдумы РФ Ирины Мануйловой, 13 июля состоялось заседание Совета по стратегическому развитию и национальным проектам при Президенте РФ, на котором образование названо в числе приоритетных направлений. Планируется продолжить национальный проект в системе общего образования, начатый еще в 2005 году. Это означает, что школы получат финансирование на приобретение нового оборудования, в том числе для кабинетов химии.

Положительной мерой можно считать создание профильных инженерных, естественнонаучных классов, где у старшеклассников есть возможность изучать химию на углубленном уровне в объеме 3-6 часов в неделю. Но для этого нужны квалифицированные педагоги, которых порой не хватает в условиях сел и малых городов. В этом случае выход видится в сетевом взаимодействии школ — такая образовательная модель закреплена Законом «Об образовании в РФ».

Участники съезда говорили о том, что каждому современному человеку необходимо обладать базовыми знаниями по химии, поскольку эта наука составляет основу нашей жизни: ведь 96% товаров в развитых странах производятся с помощью химических технологий.

Вместе с тем отмечалось, что в обществе существует такое явление, как «химофобия», когда все экологические проблемы и производство ненатуральных продуктов питания связывают с химией. Профессор химического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Вадим Еремин призвал коллег заниматься пропагандой химической науки: с помощью научно-популярной литературы, создания качественных сайтов и сетевых сообществ, дистанционных курсов, организации химических олимпиад.

Именно эти задачи призвана решать Ассоциация учителей химии и ее региональные отделения. Например, Новосибирская ассоциация провела конкурс «День химической грамотности», в котором приняли участие 810 учащихся 8-11 классов из Новосибирска, других регионов и Казахстана. Детям предлагалось решить задачи разного уровня сложности. Анализ результатов показал, какие задания подростки выполняют успешно, какие вызывают у них затруднения и на чем в конечном итоге учителям следует сосредоточить внимание при изучении химии.

По мнению главного редактора журнала «Химия в школе», председателя Ассоциации учителей и преподавателей химии Людмилы Левиной, новое профессиональное сообщество призвано консолидировать усилия педагогов для решения назревших проблем — путем проведения круглых столов, семинаров, расширения обмена опытом между школами и регионами.

Также представители Ассоциации примут участие в обсуждении концепции химического образования, создание которой запланировано на 2017/18 учебный год.  
Как отмечали представители Минобрнауки, этот документ должен уточнить структуру, содержание школьного курса химии и требования к предметным результатам.

На сегодняшний день разработаны и утверждены концепции математического, исторического образования, преподавания русского языка и литературы.

Вслед за этим пересматриваются критерии экспертизы учебников: те из них, которые не соответствуют требованиям концепции, исключаются из Федерального перечня. Попасть в заветный список могут либо переработанные учебники, либо новые.

Как считает заслуженный учитель РФ, автор одного из ведущих УМК по химии объединенной издательской группы «ДРОФА» — «ВЕНТАНА-ГРАФ» Олег Габриелян, частые переработки и переиздания учебников не идут на пользу дела: это, по его словам, «адский труд» для авторов и финансовые затраты для издательств на грифование учебников, которые могут отразиться на их стоимости.

А вот что действительно следует менять по убеждению известного ученого, так это систему оценивания знаний учащихся, поскольку наша пятибалльная, а на деле «трехбалльная» шкала заставляет учителя действовать по принципу «три пишем, два в уме». Необходимо ввести более развернутую шкалу — 12-балльную, как в странах Балтии, или 100-балльную, как в Израиле.

Специалисты высоко оценили значение прошедшего съезда.

«Съезд имеет важное значение, потому что в естественнонаучном образовании назрели очень серьезные проблемы. Если их не решать, то общий уровень среднего образования наших российских школьников упадет, и они окажутся неконкурентоспособными по сравнению с выпускниками школ передовых развитых стран», — считает методист по химии объединенной издательской группы «ДРОФА» — «ВЕНТАНА-ГРАФ», кандидат химических наук Ольга Плечова.

«Сейчас страны соревнуются не столько в военном, сколько в технологическом отношении. Будущие специалисты по био- и нанотехнологиям формируются в школах. Но если химия останется в школе в роли падчерицы и ей будут доставаться часы по остаточному принципу, мы никогда не воспитаем кадры для высокотехнологичных отраслей экономики», — отмечает Олег Габриелян.

Людмила Левина смотрит в будущее с оптимизмом: «У нас замечательные учителя — активные, неравнодушные, талантливые, которые обязательно будут стараться улучшить сложившуюся ситуацию, особенно если они консолидируют свои усилия, объединившись в ассоциации. Мы поспособствуем тому, чтобы химия заняла достойное место в учебных планах школ».

Ольга Дашковская

Ограничение доступа

Для доступа к материалу требуется регистрация на сайте