III Всероссийский съезд учителей истории и обществознания

5–6 апреля 2016 года в Москве на III Всероссийском съезде учителей истории и обществознания более пятисот педагогов, методистов и руководителей управляющих органов обсуждали одну из самых важных для современной России тем: модернизацию историко-обществоведческого образования.

5–6 апреля 2016 года в Москве на III Всероссийском съезде учителей истории и обществознания более пятисот педагогов, методистов и руководителей управляющих органов обсуждали одну из самых важных для современной России тем: модернизацию историко-обществоведческого образования. В числе докладчиков выступали председатель Государственной Думы и Российского исторического общества С. Е. Нарышкин, министр образования и науки Д. В. Ливанов, его заместитель Н. В. Третьяк и глава Рособрнадзора С. С. Кравцов.

На съезде поднимались такие вопросы, как обеспечение высокого качества преподавания истории в российских школах, совершенствование гражданского, нравственного и патриотического воспитания молодежи, популяризация исторического знания в обществе. Ключевой темой дискуссии стало внедрение в практику линий школьных учебников, созданных в рамках Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. Отмечалось, что одно из достоинств этих пособий состоит в том, что в них не затушевывается критическое отношение ко многим фактам нашей истории.

Академик, директор Института всеобщей истории РАН А. О. Чубарьян уделил в своем выступлении внимание этнокультурному компоненту, проблеме обучения истории в регионах, т. к. материал учебника не может охватить историю всех народов страны. Отчасти эта задача решается на уровне региональных учебных пособий, но в них существует очень большой разнобой, поэтому необходимо выработать в этом направлении единый подход, подчеркнул докладчик.
А. Ю. Морозов, кандидат исторических наук, преподаватель кафедры истории России Средних веков Нового времени Московского государственного областного университета. С. В. Тырин, кандидат исторических наук, директор центра общественно-научного образования объединенной издательской группы «ДРОФА» – «ВЕНТАНА-ГРАФ»

На съезде сообщалось, что Министерство образования и науки ведет серьезную работу по повышению квалификации учителей. На площадке Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования уже подготовлено более 500 тьюторов, которые ведут работу в регионах. Практически всем учителям истории за два года удалось повысить свою квалификацию, но эта работа будет продолжаться.

С докладом на заседании секции «Проблемы введения и апробации новой линии школьных учебников по отечественной истории» выступил руководитель центра общественно-научного образования, кандидат исторических наук, доцент С. В. Тырин. Он рассказал о работе издательской группы «ДРОФА» – «ВЕНТАНА-ГРАФ» по внедрению новых учебников в образовательный процесс, о проблемах, встающих перед образовательным сообществом, и путях их решения, которые предлагает издательская группа. В частности, докладчик остановился на совместных проектах с издательским домом «Первое сентября», направленных на повышение квалификации учителей из российских регионов, и итогах конкурса на лучшие разработки уроков и внеурочных мероприятий по региональной истории к учебникам издательства.

В работе секций и круглых столов приняли участие авторы УМК издательской группы: д. и.н., профессор МГОУ О. В. Волобуев, к. п. н., доцент МИОО Е. В. Саплина, д. п. н., профессор СПб АППО О. Н. Журавлева, к. п. н., доцент СПб АППО Т. П. Андреевская, д. и. н., профессор ИВИ РАН А. В. Шубин, к. и. н., доцент МГОУ А. Ю. Морозов, старший преподаватель МГОУ Э. Н. Абдулаев, к. п. н., доцент РГПУ им. А. И. Герцена О. Б. Соболева, к. п. н., доцент РГПУ им. А. И. Герцена Л. В. Искровская, а также учителя и методисты И. Н. Федоров, И. В. Амосоваи др.

Другой актуальной темой, обсуждавшейся на съезде, была разработка предметной концепции по обществознанию. Кроме того, велась дискуссия о возможности введения обязательного ЕГЭ по истории и необходимости проверять у школьников не только знание фактов, но и умение думать, рассуждать, поскольку история играет особую роль в воспитании патриотических и духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения.