Генеральный директор издательства «ДРОФА» выступила на круглом столе «Школьные учебники: недетские проблемы» в «РИА Новости»

Генеральный директор издательства «ДРОФА» И.В.Кузнецова приняла участие в работе мультимедийного круглого стола по теме «Школьные учебники: недетские проблемы», который состоялся в «РИА Новости» 18 сентября 2013 года.

Генеральный директор издательства «ДРОФА» И. В. Кузнецова приняла участие в работе мультимедийного круглого стола по теме «Школьные учебники: недетские проблемы», который состоялся в «РИА Новости» 18 сентября 2013 года. В связи с подготовкой Приказа Минобрнауки РФ от 5 сентября 2013 г. №1047 об утверждении нового порядка формирования Федерального перечня учебников эксперты обсудили проблему сохранения доступных и качественных учебников для школы в условиях конкурентного рынка.

«Когда мы обсуждали этот приказ, мы хотели создать действенный механизм экспертизы учебников, потому что все издатели и все авторы за то, чтобы в нашу школу приходили качественные книги. Здесь цели всех нас совпадают. Вторая задача – почистить Федеральный перечень от того, что уже умерло или претерпело серьезные изменения, – сказала И. В. Кузнецова. – В связи с этим мы с большим нетерпением ждали новой процедуры, но наши ожидания, что это будет реформа экспертизы, не оправдались. Оценка как была чисто экспертной, так и остается. Какой бы хорошей эта оценка ни была, через пять лет мы непременно услышим, что очередная академия плохо проводит экспертизу. Кто бы ни был эксперт, если он оценивает учебник по неясным правилам, он будет, конечно, оценивать его как профессионал и специалист, но мы, производители и авторы учебников, не понимаем, что он при этом думает, и у нас нет возможности объяснить ему, что мы думали при создании учебника».

«Всем бы очень хотелось, чтобы были ясные, понятные правила, которые поняли и приняли бы сообщества как производителей учебников, так и авторов. Сейчас мы получаем совершенно «мутную» процедуру экспертизы, где субъективные критерии оценки бинарны («да» – «нет»). Например, в ответ на вопрос о художественном оформлении учебника эксперт может выразить широчайшую палитру мнений, но эти мнения точно не уложатся в однозначный кртитерий «да» или «нет», а именно такой критерий и заложен в общественной экспертизе. Что думает эксперт, выставляя такую однозначную оценку, мы потом, на координационном совете, не узнаем, – отметила она. – Более того, авторы учебников не имеют возможности оправдаться, почему они использовали именно такую картинку, почему обложка сделана именно в такой цветовой гамме. Поэтому, работая в Высшей школе экономики много лет, мы всегда выступали за то, чтобы алгоритмы экспертизы были понятны всем. В данном случае я могу сказать, как издатель, что этот алгоритм непонятен, следовательно, он будет трактоваться каждым экспертом по-своему, и эта экспертиза будет такой же субъективной, как и все предыдущие. Из приказа мы не видим, как будет попадать учебник в координационный совет, на каком основании функции Министерства образования лягут на плечи совета, который к министерству не будет иметь никакого отношения, и как совет будет осуществлять эту функцию, закрепленную законом».

«Скорее всего, в таком виде этот приказ выйдет из Минюста, и через две недели начнется экспертиза. Мы все понимаем, что находимся в неизвестности, что «вылететь» могут и хорошие, и плохие учебники. А с учетом того, что на экспертизу подаются не отдельные учебники, а целые линии и системы, экспертная оценка книг по химии, например, будет зависеть от того, есть ли недостатки в пособиях той же системы по физкультуре или ОБЖ, и в итоге школы могут лишиться прекрасных учебников. Конечно, мы бы хотели, чтобы механизм экспертизы был прозрачен, чтобы мы понимали, как учебники попадают в перечень, и координационный совет не зачислял бы в него любые учебники по своему усмотрению», – заключила генеральный директор издательства.

В мероприятии также участвовали первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию Олег Смолин, директор Института содержания и методов обучения РАО Михаил Рыжаков, заместитель научного руководителя НИУ ВШЭ Лев Любимов и авторы учебной литературы для школы.

Видеозапись круглого стола размещена на сайте «РИА Новости».

Читайте также: