Дошкольное образование в эпоху перемен: итоги всероссийского съезда

24  октября  в Доме правительства Московской области начал работу IV Всероссийский съезд работников дошкольного образования. В ходе пленарного заседания перед участниками  с приветственными словами выступили заместитель председателя правительства РФ Ольга Голодец, губернатор Московской области Андрей Воробьев, депутаты Государственной думы и Совета Федерации.




 из 

Повысилась доступность дошкольного образования

Большой интерес вызвало выступление министра образования и науки Ольги Васильевой. Она рассказала о том, что за 3 года из федерального бюджета на проект модернизации дошкольного образования было израсходовано 130 млрд. рублей, региональное софинансирование составило 82,3 млрд. рублей. Итог работы — 1 млн.135 тыс. 246 новых мест в детских садах.

По словам Ольги Васильевой, помимо строительства новых ДОУ, широко используются альтернативные формы организации дошкольного образования. Например, в регионах действуют 9,5 тыс. консультационных центров, оказывающих  родителям бесплатную методическую, психолого-педагогическую, диагностическую помощь. Есть семейные дошкольные группы, а также группы, где осуществляются только присмотр и уход, без образовательной составляющей.

Кроме того, министр образования и науки отметила, что Закон «Об образовании в РФ» позволяет открывать дошкольные группы при самых разных образовательных организациях, включая вузы. И уже сегодня такие группы  созданы в 27 вузах в 14 регионах. В результате проведенной работы, количество детей, получающих дошкольное образование, с 2012 года выросло на 23%. И все-таки, как с сожалением констатировала Ольга Васильева, еще остаются субъекты РФ, в которых сохраняются большие очереди в детские сады. В их числе — республики Ингушетия, Дагестан, Тыва, Крым. Министр заверила, что проблема в этих территориях обязательно будет решена  в ближайшее время.


Читайте также:

В центре внимания

Если до сих пор ставилась задача  обеспечить доступность дошкольного образования для детей от 3 до 7 лет, то теперь главной целью является повышение качества дошкольного образования и создание мест в ДОУ для малышей от 0 до 3 лет. По разным подсчетам, число детей этой категории, родители которых хотели бы отдать их в дошкольные учреждения, колеблется от 150 тыс. до 400 тыс.

Некоторые специалисты видят выход в развитии негосударственного сектора в дошкольном образовании — в настоящее время он составляет чуть более 2% от общего числа ДОУ. Этого явно недостаточно. Поэтому необходимо поддерживать частную инициативу, снимать ненужные барьеры, мешающие развитию частных детских садов.

Об этом шла речь на заседании секции, посвященной актуальным вопросам поддержки семьи и развития негосударственного сектора дошкольного образования. Также на секциях обсуждались вопросы, связанные с организацией дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья;  подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации в соответствии с Профессиональным стандартом педагога.

Интересное обсуждение развернулось на секции, посвященной основным направлениям развития дошкольного образования как первого уровня системы общего образования. Этот новый статус ДОО  был определен Законом «Об образовании в РФ», а осенью 2013 года был принят ФГОС дошкольного образования. Какие изменения произошли в этой сфере благодаря нововведениям?

На пути к перестройке

Этой теме было посвящено выступление председателя общественного Совета по дошкольному образованию Госдумы РФ Татьяны Дороновой. Она рассказала о том, что, по данным мониторинга, проведенного Минобрнауки, в регионах составлены дорожные карты реализации стандарта дошкольного образования, почти 99% педагогов повысили свою квалификацию. В то же время более половины ДОУ заявили о серьезных трудностях, возникающих в ходе внедрения стандарта. Несмотря на большое количество  методических материалов, разработанных учеными для практического использования в детских садах (они размещены на сайте ФИРО), многие педагоги продолжают работать так же, как и раньше, не меняя методик и подходов.

«Основная масса детских садов не увидела новизны в стандарте, а значит, педагоги не станут перестраивать свою работу», — отметила Татьяна Доронова.

Если же перестройка и происходит, то не всегда в правильном направлении — по той причине, что   многие  воспитатели по-своему интерпретируют  те или иные требования ФГОС ДО.  

Татьяна Доронова подчеркнула, что главной формой организации образовательного процесса в ДОУ, согласно стандарту, должна стать совместная партнерская деятельность детей и взрослых, а главная задача воспитателя — мотивировать ребенка к познавательной деятельности. Было отмечено, что очень важно привлечь для оказания консультационно-методической поддержки ДОО все возможные ресурсы, включая авторов-разработчиков программ и технологий.

Светлана Максимова, Заведующая редакцией дошкольного образования ОИГ «ДРОФА» — «ВЕНТАНА-ГРАФ»: «К вышесказанному добавим, что методическая служба ОИГ «ДРОФА» — «ВЕНТАНА-ГРАФ» ведет активную работу по поддержке педагогических коллективов, реализующих выпускаемые программы и УМК. Регулярно организуются семинары, вебинары, мастер-классы, которые проводят как авторы, так и методисты. Совместно с региональными ИРО проводятся курсы повышения квалификации для педагогов, работает «Летняя школа». Во многих регионах открыты инновационные площадки, а по программе «Тропинки» — Федеральные площадки ФИРО».   

Выводы и предложения

Как считает заведующая кафедрой возрастной психологии МГУ им. М.В. Ломоносова Ольга Карабанова, выполнить эту задачу нелегко, так как у современных детей крайне низкий уровень любознательности: они «перекормлены»  информацией. Растет и число детей, испытывающих различные трудности в развитии, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья.

Для них  необходимо создавать условия в детских садах. Однако проблема, по мнению заместителя начальника управления образованием администрации г. Снежинска Челябинской области Артура Мухитдинова, заключается в том, что в настоящее время нет ни одного документа, в котором были бы прописаны конкретные условия для детей, имеющих те или иные заболевания. Предложение о создании такого документа было  внесено в резолюцию съезда. Кроме того, было внесено предложение об уточнении функциональных обязанностей медицинских работников детских садов и упрощении требований к лицензированию специальной медицинской деятельности в ДОУ (включая оснащение медицинских кабинетов).

Важное дополнение в резолюцию съезда, принятое его участниками,  касается изменения численности детей, приходящихся на одного педагога, в зависимости от возрастной категории и особенностей здоровья дошкольников.

По мнению специалистов, группы в детских садах характеризуются «запредельной наполняемостью», а с учетом введения инклюзивного образования в штатах  ДОУ обязательно должны присутствовать такие специалисты, как психологи, логопеды, дефектологи, тьюторы. Разнообразие задач, которые сегодня призваны решать дошкольные учреждения, требуют комплексного сопровождения детей, — убеждены специалисты.

Также ряд положений резолюции касается организации просветительской работы с родителями. Кстати, о важности этой проблемы заявила в своем выступлении и Ольга Васильева, подчеркнув, что «родители должны получать исчерпывающие консультации по интересующим их вопросам».

drofa.JPG

В работе первого дня съезда приняли участие сотрудники методической службы и редакции дошкольного образования ОИГ «Дрофа» — «Вентана-Граф». Была организована выставка учебно-методической литературы, представлены новинкиУчастники интересовались, в первую очередь, методическим обеспечением программ и возможностью пройти курсы повышения квалификации по реализации ФГОС ДО средствами издаваемых УМК.

Светлана Максимова, Заведующая редакцией дошкольного образования ОИГ «ДРОФА» — «ВЕНТАНА-ГРАФ»: «Прошедший съезд наметил ориентиры в развитии дошкольного образования, которые, безусловно, должны быть учтены при работе над редакционным портфелем, а именно, серьезное внимание к духовно-нравственному воспитанию дошкольников, развитию детей раннего возраста и детей с ограниченными возможностями здоровья; а также показал необходимость усиления методической работы по внедрению в образовательный процесс инновационных методик и технологий, которые издаются и планируются к изданию, активного участия авторов в повышении квалификации педагогов-дошкольников».

25 октября делегаты съезды знакомились с опытом лучших дошкольных организаций Московской области.

Автор: Ольга Дашковская

Читайте также: