26 марта на Дне учителя начальной школы обсудили проблемы формирования УУД

Встречу с учителями на тему «Планирование и контроль формирования универсальных учебных действий» провели Оксана Анатольевна Рыдзе и Марина Ивановна Кузнецова, научные сотрудники ИСРО РАО. Из четырех интереснейших мероприятий, которые в это время шли на марафоне, большинство участников выбрали именно это!

Объединенная издательская группа «ДРОФА – ВЕНТАНА» в рамках XV Всероссийского педагогического марафона провела встречу с учителями на тему «Планирование и контроль формирования универсальных учебных действий».

Занятие вели Оксана Анатольевна Рыдзе и Марина Ивановна Кузнецова, научные сотрудники ИСРО РАО. Из четырех интереснейших мероприятий, которые в это время шли на марафоне, большинство участников выбрали именно это! Актуальная тема, что и говорить.

Лекторы по очереди (Марина Ивановна – про русский, Оксана Анатольевна – про математику) рассказывали о формировании УУД в разных разделах учебных курсов.

– Авторы заложили в материалы и предметные, и метапредметные результаты. Ваша задача увидеть это, – звучало в зале, и на экран проецировались материалы.

Например, тематическое планирование в 4 классе. Три столбца: содержание, тема, характеристика деятельности учащихся. Третий – самый широкий, и чего там только нет: обобщать, наблюдать, формировать, контролировать, учитывать, определять, преобразовывать, обосновывать, осуществлять, устанавливать причину…

– Это не значит, что всё обязательно. Тут то, что можно сделать, а вы выбираете нужное для вашей ситуации обучения, – говорил лектор.

Действительно, очень часто стремление к правильным словам на бумаге создает иллюзию, что все это уже осуществилось, тогда как ни шагу к реальному продвижению не сделано.

Реальные шаги авторы комплекта «Школа XXI века» тоже демонстрировали: на экран выводили упражнения, материал которых можно трактовать с разных точек зрения. Буквально – ответ зависит от того, как человек думает и понимает этот материал. И тут, конечно, важно иметь свою точку зрения, уметь ее обосновать.

И в целом, на лекции всё было понятно: вот часть программы, вот список УУД, вот страницы с упражнениями – пазл идеально складывался.

– Надо только следовать методическим рекомендациям авторов. И, конечно, учитывать возможности разных категорий детей, – говорили нам.

На самом деле все не так банально:

– Эту задачу можно решить четырьмя способами. Если ученик хотя бы один способ найдёт, это соответствует его базовому уровню.

Вот так. А если не найдет? Или пятый придумает?

Учить непросто. Обсуждались действия по моделированию (по своей модели, по данной, по выбранной). Очень подробно рассказывалось о классификации, выборе криетриев для нее. И везде подробная кропотливая пошаговая работа, ничего с наскока.

Сегодня сотрудники Центра Виноградовой разрабатывают операционализацию УУД – а наши лекторы как раз сотрудники, и мы вправе ждать еще большей детализации описаний учебной деятельности.

– Надо представлять шаги, которыми ведем детей к новому. Понимать, куда мы пришли, а для этого ранжировать используемые универсальные действия, выделять приоритеты.

Надо, наверное. Но без фанатизма. А то перемудрим, как четвероклассники на пробной ВПР. Задачу про сто листов, из которых 10 процентов взяли, и «на сколько меньше стало листов» – не могут решить. То есть могли бы, если б в смысл вникали, а то сразу: «на проценты!».

Также слушатели узнали о совершенствовании методических пособий комплекта. Теперь книги снабжены папками, то есть добавочными брошюрами, в которых даны модели контроля. Например, папка «Что умеет второклассник»: тут и диагностика, и свидетельство приращений УУД (папкой пользуются в начале года, в середине и в конце).

В общем, судя по ошеломляющей насыщенности лекции, люди работают! И с соседних рядов слышалось: «Надо мне купить… как-то всё это мне нравится».

Людмила Кожурина