Знаки препинания в предложении с прямой речью. Русский язык. 5 класс. Конспект урока
Тип урока: закрепление изученного.
Вид урока: урок-практикум.
Технология: занятие с элементами личностно ориентированного подхода и использованием ИКТ.
Цели урока:
- образовательная: проверить знания по темам «Прямая речь» , «Диалог»; содействовать формированию умения определять слова автора и прямую речь; ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью и диалоге; составлять схемы предложений с прямой речью; выразительно читать диалоги ;
- развивающая: развивать познавательный интерес, самостоятельное мышление, умение анализировать языковой материал;
- воспитательная: воспитывать культуру учебной деятельности; способствовать формированию внимательного и вежливого отношения к товарищам, учителю.
Методы: словесный, наглядный.
Приёмы: беседа, самостоятельная и индивидуальная работа, работа в группах, самопроверка.
Оборудование: мультимедиапроектор, экран, ноутбук, карточки, учебник «Русский язык»5 класс под ред. А.Д.Шмелёва.
Ход урока
1. Организационный момент
Добрый день, ребята! Я рада видеть вас и хочу пожелать хорошего настроения. Надеюсь, что наш урок будет для вас интересен и полезен. Тема нашего урока «Знаки препинания в предложениях с прямой речью». Открываем тетради, записываем число, тему урока.(Слайд1)
2. Сформулируйте цели сегодняшнего урока
Чем мы будем заниматься на уроке?
Вспомнить, что такое…
Научиться выделять…
Научиться строить…
3. Фронтальный опрос
Беседа по вопросам:
1) Что такое прямая речь? (Слайд 2.)
2) Из каких частей состоит предложение с прямой речью? (Слайд 3.)
3) Где может стоять в предложении прямая речь? (Слайд 4.)
4) Какие специальные знаки существуют для записи прямой речи? (Слайд 5.)
5) Как пишется прямая речь? (Слайд 6.)
6) От чего зависит расстановка знаков препинания в предложениях с прямой речью? (Слайд 7.)
7) Как ставятся знаки препинания, если прямая речь стоит перед словами автора? После слов автора? (Слайд 8.)
Слово учителя: Речь – это и интонация. Как на письме передать интонацию? (Если кричал – ! Если спросил – ? Если спокойно говорил – .)
8) Где должны располагаться вопросительный и восклицательный знаки внутри кавычек или за кавычками? (Слайд 9.)
9) Примечание: если слова автора идут внутри прямой речи, то знаки препинания ставятся так. (Слайд 10.)
10) Ребята, а в какой ещё форме мы можем записать прямую речь?
11) Что такое диалог? (Слайд 11.)
12) Как оформляется диалог на письме? (Слайд 12.)
Мы только что повторили правила постановки знаков препинания при прямой речи. Что нового для вас было в этих правилах?
13) Ребята, а как нам распознать в тексте прямую речь, если знаки препинания не расставлены? Что будет опознавательным признаком пунктограммы? (Слайд 13.) Прочитаем и запишем предложения.
IV. Тренировочные упражнения
1. Работа в группах
«Собери предложение» – стр. 84. упр. 102.
Самопроверка (Слайд 14.) Оценивание себя на полях тетради.
– Из каких произведений эти строки? Кто автор этих сказок?
2. Схематический диктант
(Один ученик у доски.)
- Девочка опять спросила: «Кто тебя выучил так хорошо играть на дудке?»
- «Иохим выучил,» – ответил Петрусь.
- «Это лютик, – сказала она, – а вот это фиалка.»
- «Послушайте!» – окликнул он, когда она с ним поравнялась.
– Из какого произведения эти предложения?
Самопроверка. (Слайд 15.) Оценивание себя на полях тетради.
3. Работа с карточками
Запишите в колонки номера предложений с прямой речью, соответствующие данным схемам.
Самопроверка. (Слайд 16.) Оценивание себя на полях тетради.
Физкультминутка
(Слайд 17.)
4. Работа с учебником
Стр. 86. упр. 104. Работа в паре
Прочитайте диалог про себя, приготовьтесь выразительно читать вслух.
– В чём особенность передачи прямой речи в этом тексте?
– Объясните постановку запятых в репликах Лисы и Ежа.
– Дополните диалог авторской речью, используя глаголы.
– Запишите получившийся рассказ, соблюдая правила пунктуации при диалоге.
Самопроверка. (Слайд 18.)
– Разыграйте диалог по ролям. Работая над интонацией, подумайте, как на самом деле Лиса относится к Ежу. А Ёж к ней? Выражено ли их отношение друг к другу в диалоге?
5. Слушание аудиозаписи
Упр. 105. Диалог из пьесы С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев».
Самопроверка. (Слайд 19.)
V. Итог урока
Закончи фразу (слайд 20):
- Сегодня на уроке я…
- Меня удивило…
- В следующий раз мне хотелось бы…
VI. Рефлексия
Выбери один из ответов:
- Я работал(а) очень хорошо, был(а) активен(а) и знал(а) ответы почти на все вопросы.
- Я работал(а) хорошо, но допускал(а) негрубые ошибки.
- Я работал(а) удовлетворительно, мне не всё было понятно.
- Я работал(а) плохо, так как не понял(а) тему, и мне было неинтересно.
– Ребята, кто сегодня поставил себе «5», «4», «3»?
VII. Домашнее задание
(Слайд 21.)
Стр. 85–86, упр. 103.