Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Войти с помощью
Зарегистрироваться

Земля среди других планет Солнечной системы. География. 5 класс. План-конспект урока

Тип учебного занятия по дидактической цели – изучение нового материала.

Оборудование: учебник «География. 5 класс» § 3, видеофрагменты, глобусы, мягкие линейки, рулетки.

Базовое содержание урока

Деятельностный компонент урока (на уровне учебных действий)

Ценностный компонент урока

Творческий компонент урока

Смысловые блоки содержания

Познавательные задачи для учащихся

1. Организационно-мотивационный этап урока

Определение
темы урока

Учебник с. 14. Беседа по вопросам:

– Что называют космосом или космическим пространством?

– Какие космические тела вам уже известны?

– Почему космические тела видны в ночном небе?

– Предлагают варианты понятия «Космос».

– Называют планеты, звезды, кометы, метеоры и метеориты.

– Высказывают различные предположения

 

 

Формулирование задач урока

Изучите название разделов параграфа и сформулируйте на их основе задачи (применив деятельностную форму, используя глаголы)

Формулируют:

  1. Изучить место Земли в Солнечной системе.
  2. Познакомиться с возникновением Земли.
  3. Определить форму и размеры Земли.

 

С помощью учителя формулируют задачи урока на основе содержания параграфа

Создание мотивационной установки

– Для чего современному человеку необходимо знать историю возникновения планеты Земля?

– Известно, что наша Земля является одной из планет Солнечной системы. Что общего и что отличительного у нашей планеты и других планет Солнечной системы?

– Высказывает свое мнение.

– Высказывают свои предположения, но не хватает аргументов, которые необходимо добыть на уроке

 

 

2. Процессуально-содержательный этап урока

Земля в Солнечной системе

По рис. 5 и тексту раздела 1 учебника определите общие и отличительные признаки планеты Земля от других планет Солнечной системы

– Выделяют в тексте «Земля в Солнечной системе» с.14–15 учебника необходимые данные (факты) и заполняют таблицу:

Общие признаки

Отличительные признаки

 

 

 

Дополняют таблицу
недостающими
признаками из
просмотренной
презентации учителя.
Формулируют
уточняющие вопросы.

Возникновение Земли

Просмотреть фрагмент фильма «Дело о планете Земля: Рождение Земли» (начало) (http://rutube.ru/tracks/2317444.html) и сделать вывод о том, как появились космические тела и происходило зарождение Земли

Знакомятся с фрагментом фильма и приводят утверждения ученых о происхождении, космических тел. Работа с рис. 6 стр. 16

 

Составить свой рассказ об этапах развития планеты

Этапы развития Земли

Используя рис.6 и тест раздела 2 «Возникновение Земли» составьте рассказ «Развитие Земли»

 

 

В рабочей тетради выполните зад. 2 с. 8 и дополните рисунок еще одним фрагментом

Форма и размеры Земли

Используя глобус как модель Земли, попробуйте доказать или опровергнуть утверждение И. Ньютона о том, что Земле не имеет форму идеального шара

Изучают последовательность шагов «Школы географа-следопыта» с. 17–18 и на основе проведенных измерений приходят к выводу о точности модели Земли – глобуса в виду значительных уменьшений модели, на которой трудно заметить сплюснутость Земли на полюсах в 21 км. В рабочей тетради делают необходимые записи на с. 9

 

С помощью карандаша и закрепленных на нем полосок бумаги проведите опыт,  наглядно демонстрирующий причину сплюснутости Земли у полюсов

3. Этап закрепления

Закрепление

1. Вопросы для беседы:

– Сколько планет в Солнечной системе?

– По каким признакам некоторые планеты объединены в Земную группу?

– Какой возраст у нашей Земли? Когда и как она возникла?

Отвечают на вопросы.

– 8 планет.

– Называют газовую оболочку, твердую поверхность, внутреннее содержание, малое количество спутников, близкое положение к Солнцу.

– 4,6 млрд лет

 

 

 

2. Тестирование

1) Выберите планеты земной группы:

а) Меркурий, Венера, Марс, Земля
б) Земля, Юпитер Сатурн, Марс
в) Марс, Земля, Уран, Юпитер

2) Выбери планеты - гиганты:

а) Уран, Земля, Меркурий, Марс
б) Марс, Земля, Уран, Юпитер
в) Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун

3) Какая из планет Солнечной системы имеет самый короткий год?

а) Земля
б) Меркурий
в) Венера

4) Какая из планет имеет самые длинные сутки по сравнению с его годом?

а) Плутон
б) Меркурий
в) Юпитер

5) Какая из планет земной группы находится ближе всего к Земле?

а) Марс
б) Венера
в) Меркурий

6) Какая из планет является самой яркой на ночном небе?

а) Меркурий
б) Венера
в) Юпитер

7) На какой планете облака совершают облет поверхности за 4 часа?

а) Марс
б) Сатурн
в) Венера

8) Названия спутников этой планеты переводятся как “страх” и “ужас”. О какой планете идет речь?

а) Юпитер
б) Плутон
в) Марс

9) Какую планету называют красной?

а) Юпитер
б) Марс
в) Меркурий

10) Выберите из списка планет те, которые имеют кольца?

а) Юпитер
б) Сатурн
в) Уран
г) Нептун
д) Плутон

Отвечают и проводят взаимопроверку, используя ключ:

1 – б,
2 – в,
3 – б,
4 – б,
5 – б,
6 – б,
7 – в,
8 – в,
9 – б,
10 – а, б, в, г.

 

 

Подведение итогов

Подготовьте свое предложение в общий (всего класса) рассказ о том, что узнали на уроке:

– Как возникла Земля в Солнечной системе?

– Какие у нее есть особенности?

– Как она развивалась?

– Какую имеет форму и размеры?

Составляют коллективный рассказ, дополняя предложения предыдущего товарища выстраивая его в логике

 

 

4. Рефлексивный этап урока

Рефлексия деятельности

– Прием «Ассоциации» К предложенному понятию каждый участник подбирает 2-3 слова (пишет в тетради или вслух говорит), с которым оно у него ассоциируется. Можно взять понятие «Земля»

– Записывают на предложенных листочках. Зачитывают вслух

 

 

Рефлексия эмоционального состояния

Прием «Пять пальцев»

М – (мизинец) – мыслительный процесс: какие знания, опыт я получил?

Б – (безымянный) – близость цели: что я сегодня сделал и чего достиг?

С – (средний) — состояние духа: какое было сегодня у меня преобладающее настроение, расположение духа?

У – (указательный) — услуга, помощь: чем я сегодня помог другим, чем услужил, порадовал или поспособствовал?

Б — (большой) — бодрость, физическая форма: каким было моё самочувствие?

Прием «Пять пальцев»

Обведите свою ладошку.

– На мизинце продолжите: Я узнал о...

– На безымянном продолжите: Я сделал…

– На среднем пальце продолжите: Настроение у меня …

– На указательном – продолжите: Я помог …

– На большом пальце – продолжите: Мое самочувствие …

Обводят ладошки, подписывают и прикрепляют возле модуля «Солнечная система». «Порядок должен быть везде. Во Вселенной, в Солнечной системе, в наших мыслях, делах, поступках. И тогда воцарится гармония, любовь, красота, мир в нашей жизни и во всем необъятном космосе».

– Анализируют свою деятельность на уроке.

– Выражают свое эмоциональное настроение и самочувствие словами.

 

5. Объяснение домашнего задания

Обязательное задание

– Найти в тексте (параграф 3 с. 14–17) определения основных понятий урока и выписать их в тетрадь.

– Выполните устно задание 5 и 6 с. 18 учебника.

– В рабочей тетради выполните задания 1, 3. с. 8–9

– Находят в параграфе основные понятия и выделяют в тексте их определения.

– Готовят ответ на задания в конце параграфа.

– Выполняют задания в тетради

 

 

Дополнительное задание (по желанию и по выбору)

Создание с помощью разноцветного пластилина модели солнечной системы

По рис. 5 и другим источникам определяют соотношение размеров планет Солнечной системы и расстояний удаленности от Солнца

 

Готовят модель, пропорции размеров планет и Солнца

Составление презентации о различных гипотезах возникновения Земли

– Изучают детскую энциклопедию (Аванта+), географические словари и Интернет-ресурсы.

– Выбирают необходимый материал и составляют сообщение или презентацию

 

Презентация в программе Power Point «Гипотезы возникновения Земли»

  • Земля среди других планет Солнечной системы. География. 5 класс. План-конспект урока

Учебные издания по теме

Ограничение доступа

Для доступа к материалу требуется регистрация на сайте

Поделиться в социальных сетях:
Оставайтесь с нами на связи
Оставьте свой электронный адрес, и мы будем оповещать Вас обо всех новинках, а также о вебинарах и других интересных мероприятиях
Восстановление пароля
Забыли пароль?

Просто укажите адрес электронной почты, на указанный адрес будет отправлена ссылка для смены пароля

Еще не зарегистрированы?

Вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация займет не более 2 минут.

Зарегистрироваться