Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Войти с помощью
Зарегистрироваться

Зарождение географии. 5 класс. План-конспект урока

Тип учебного занятия по дидактической цели – урок-исследование.

Оборудование: учебник.

Базовое содержание урока

Деятельностный компонент урока (на уровне учебных действий)

Ценностный компонент урока

Творческий компонент урока

Смысловые блоки содержания

Познавательные задачи для учащихся

1. Организационно-мотивационный этап урока

Определение темы урока

– На прошлом уроке вы познакомились с новой наукой «географией» и установили, что географические знания нужны каждому современному жителю Земли.

– А каким образом шло накопление этих знаний?

– Какими методами осуществлялось познание Земли?

 

 

 

– Кто первым стал их собирать и фиксировать, передавать другим? Кто ее прародитель?

– Как зародилась одна из древнейших наук, которая вплоть до 18 века была синонимом учености?

– Какие дети и внуки сегодня у географии?

– Называют различные имена географов, путешественников

– Высказывают предположение о науках, которые относятся к современной географии

Формулирование задач урока

– Сегодня мы отправимся с вами в прошлое: в Древнюю Грецию и Древний Рим.

– Нам предстоит узнать, кем были древние географы, и каким образом они изучали Землю?

– Называют известные из начальной школы имена и высказывают свои предположения по поводу способов изучения

 

 

Создание мотивационной установки

Можно ли без космических снимков и кругосветных плаваний доказать шарообразность Земли?

Высказывают свое мнение и предлагают всевозможные способы

Изменение образа мира по мере изучения Земли

 

2. Процессуально-содержательный этап урока

«Отец географии» – Эратосфен Киренский

Какие заслуги Эратосфена позволили ему получить титул «отца географии»?

Просмотрите фрагменты фильма и выберите заслуги Эратосфера в развитии географических знаний.

http://www.youtube.com/watch?v=iuYxLncwQUQ

 

 

 

– Выделяют в тексте «Зарождение географии» с. 8 учебника необходимых данных (фактов):

  1. Стал использовать термин география
  2. Высказал идею шарообразности Земли
  3. Изобрел способ измерения размеров Земли
  4. Вычислил длину экватора и радиуса Земли.

Доп-е учителя

«Географика»: 1 часть история географии от эпохи Гомера

2 часть – основы математической географии

3 часть – описание суши по последним сведениям

 

 

Древние способы доказательства шарообразности Земли

Построить модель и провести необходимые действия, подтверждающие шарообразность Земли?

Просмотрите фрагмент из фильма (8 мин. весь), демонстрирующий математические расчеты определения радиуса Земли. http://www.youtube.com/watch?v=T4kxwZeUdGQ

– Изготавливают модель по инструкции в учебнике с. 8–9 «Школа географа-следопыта».

– Использую модель в действии.

– Проводят необходимые измерения и делают выводы

 

 

Измерение радиуса Земли

Каким образом Эратосфен смог определить размеры Земли?

– Высказывают свои предположения.

– Слушают сообщение одноклассника или учителя об историческом факте из жизни Эратосфена (на основе ресурсов-Интернет и Детской энциклопедии) и делают записи в тетради

 

 

3. Этап закрепления

Закрепление

1. Вопросы для беседы:

– Кто является основателем географии?

– Почему именно он?

– Какие еще заслуги этого древнегреческого мыслителя вам известны?

– Какими способами можно доказать шарообразность Земли?

Отвечают на вопросы.

– Формулируют заслуги Эратосфена

– Описывают способ Эратосфена

 

 

Подведение итогов

Проведенное исследование о возможности без космических снимков и кругосветных плаваний доказать шарообразность Земли позволило нам установить, что познание Земли в древности требовало …

– Высказывают мысль о наблюдении за изменениями и об использовании математических способов познания (измерений)

 

 

4. Рефлексивный этап урока

Рефлексия деятельности

- Прием «Листовка» или «Анкета-газета».

На предложенном листе выразите свое отношение, дайте оценку состоявшейся работы в виде: рисунка, дружеского шаржа, карикатуры

– Заполняют предложенные листочки

– Выражают свое эмоциональное настроение в виде рисунка.

 

5. Объяснение домашнего задания

Обязательное задание

– Найти в тексте (параграф 1 с. 8) и выписать в тетрадь имя основателя географии, годы его жизни и основные его заслуги в развитии географических знаний.

– Читают текст и заполняют таблицу «Вклад античных мыслителей в развитие географии» соответствующими данными

 

 

Имя ученого

Период

Вклад

Дополнительное задание (по желанию и по выбору)

Составить сообщение о заслугах одного из античных мыслителей в развитие географической науки (Аристотель, Птолемей Герадот)

– Изучают детскую энциклопедию (Аванта+), географические словари и Интернет-ресурсы.

– Выбирают необходимый материал и составляют сообщение

 

Подготовка и презентация сообщения «Вклад … в изучение Земли»

  • Зарождение географии. 5 класс. План-конспект урока

Учебные издания по теме

Ограничение доступа

Для доступа к материалу требуется регистрация на сайте

Поделиться в социальных сетях:
Оставайтесь с нами на связи
Оставьте свой электронный адрес, и мы будем оповещать Вас обо всех новинках, а также о вебинарах и других интересных мероприятиях
Восстановление пароля
Забыли пароль?

Просто укажите адрес электронной почты, на указанный адрес будет отправлена ссылка для смены пароля

Еще не зарегистрированы?

Вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация займет не более 2 минут.

Зарегистрироваться