Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Войти с помощью
Зарегистрироваться

Занятие «Составление рассказа по сюжетным картинкам» по программе «Тропинки»

Картинки и речевые нормы

Непосредственно-организованную образовательную деятельность (НООД) провела Нина Васильевна Латышева, воспитатель дошкольного отделения ГБОУ города Москвы «Курчатовская школа».

Образовательная деятельность по культуре речи началась с грамматических норм. Детям открывались одна за другой картинки, животные и их детеныши: в сочетании со словами «один», «два», «много» — белка, лиса, медведь, заяц — дети упражнялись в образовании форм. Они стояли вокруг доски и разговаривали с педагогом.

Затем упражнение по орфоэпии. Оно проводилось по индивидуальным карточкам, дети стояли по разные стороны столов и находили картинки, на которых изображены животные, в названии которых есть звук «р» или «л», — жираф, тигр, волк, лось. В поиске ответа дети проговаривали слова.

На 12-й минуте началась работа с текстом — дети сидят в полукруге на стульчиках перед педагогом.

Дети знают правило построения рассказа: начало, середина, конец. Они находят дефицит прочитанного учителем текста: в нем нет начала. Педагог интересуется, как они догадались. Оживленная беседа, дети обосновывают необходимость начала для сюжета про встречу рассказчика с ежиком. Педагог читает текст целиком.

Затем педагог читает другой рассказ с «перепутанным» сюжетом, дети легко восстанавливают последовательность.

Логические нормы, абсурд — следующий этап занятия. Работа на развитие воображения велась по картинкам, на которых «художник что-то перепутал», — дети рассказывают про изображения на своих картинках: про грибы в зимнее время, катание на лыжах летом и так далее… Обсуждают, что неправильно, что не происходит летом/зимой. Потом детям предлагается добавить, «что еще не бывает летом/зимой» (съемка не дает понять, принесли ли они свои картинки по этому заданию из дома или момент рисования не снимался). Педагог продвигает понимание «чего не бывает», подчеркивая условия: не летнее — летом, не зимнее — зимой. Интереснейший момент НООД: коммуникация на понимания задачи. Все-таки получилось.

Затем логично перешли к текущему времени года, к весне: надо закончить предложение «Весна в этом году ранняя, потому что…». Дети заканчивали, но потенциал такого задания — учить говорить «длинные» предложения, а для этого не упускать в ответе продуцирующее начало, видимо, в расчет педагогом не брался.

…С нами часто так бывает, особенно на открытом уроке: спешим к следующему интересному запланированному заданию, упуская «точки роста» живой ситуации диалога.

Но в целом педагогу удалось главное: в легкой форме, разнообразно и не утомительно познакомить детей с несколькими правилами культуры речи.

Людмила Кожурина

Поделиться в социальных сетях:
Восстановление пароля
Забыли пароль?

Просто укажите адрес электронной почты, на указанный адрес будет отправлена ссылка для смены пароля

Еще не зарегистрированы?

Вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация займет не более 2 минут.

Зарегистрироваться