УМК «Ступеньки к школе» используется в детских садах, начиная с 1999 года. 

Авторы данного УМК — Марьяна Безруких, директор Института возрастной физиологии РАО, академик, доктор биологических наук, профессор, лауреат Премии Президента РФ в области образования, и ведущий научный сотрудник института, кандидат биологических наук, педагог высшей квалификационной категории Татьяна Филиппова, имеющая большой опыт практической работы с дошкольниками.

Обновление и дополнение

В этом году программа «Ступеньки к школе» будет серьезно обновлена в соответствии со стандартом дошкольного образования и дополнена новинками от объединенной издательской группы «Дрофа»  «Вентана-Граф».

Если раньше УМК «Ступеньки к школе» были рассчитаны только на детей 5-7 лет, то теперь авторы разработали пособия для двух новых возрастных групп — дошкольников 3-4 и 4-5 лет.

Для детей 3-4 лет издана серия пособий «Звуки и буквы» в 3 частях, которые содержат задания по всем областям развития, предусмотренным стандартом дошкольного образования, включая художественно-эстетическое, речевое и физическое.

Звуки и буквы. Пособие для детей 3-4 лет. В 3-х частях. Ч. 1.   Звуки и буквы. Пособие для детей 3-4 лет. В 3-х частях. Ч. 2.   Звуки и буквы. Пособие для детей 3-4 лет. В 3-х частях. Ч. 3.
Звуки и буквы. Пособие

Для детей 4-5 лет планируется выпустить пять развивающих тетрадей под общим названием «Мир вокруг от А до Я», задания в которых также направлены на комплексное развитие дошкольников.

«Азбука для дошкольников» предназначена для детей от 3 до 7 лет.
Азбука для дошкольников от 3 до 7 лет

Существенно обновлены и дополнены пособия для детей старшего дошкольного возраста.

Для детей 5-6 лет разработаны семь пособий, направленных на формирование разных способностей, в том числе: речевых («Учимся рассказывать по картинкам»), художественно-эстетических («Цвет» и «Учимся рисовать фигуры»), физических («Твое здоровье» готовится к изданию).

Учимся рассказывать по картинкам   Ступеньки к школе. Цвет   Учимся рисовать фигуры

Задания для дошкольников 6-7 лет постепенно усложняются. Их цель — научить детей не только конкретным знаниям и умениям, но и развить логическое мышление, память, воображение, творческую деятельность («Мир чисел и фигур», «Развиваем логическое мышление и память», «Развиваем воображение и творческое мышление» готовятся к изданию).

Тетрадь «Учимся учиться» (готовится к изданию) будет направлена на формирование первых навыков по организации деятельности — способности планировать свою работу и следовать этому плану.

Смотрите также: полный каталог изданий «Ступеньки к школе»


Программа рассчитана на разных детей

Родителям кажется, что дети стали умнее, что они быстрее усваивают материал.
На самом деле это не так.

Главное преимущество программы заключается в том, что она основана на данных многолетних исследований готовности к школе детей 6-7 лет, проводимых Институтом возрастной физиологии в 15 регионах России и охвативших 80 000 дошкольников.

О том, как результаты этих исследований учитывались при разработке пособий, мы спросили у одного из соавторов программы  Татьяны Филипповой.

«Родителям кажется, что дети стали умнее, что они быстрее усваивают материал. На самом деле это не так, — рассказывает Татьяна Андреевна. — Освоение таких сложных навыков, как письмо, чтение, требует долговременных усилий. У современных дошкольников мы отмечаем дефицит двигательной активности: они мало гуляют и меньше двигаются — даже те, кто посещает детский сад. Это одна из причин замедления скорости роста детей за год до школы. Так, по нашим наблюдениям за 2011–2013 годы, средняя прибавка роста у детей в возрасте от 6 до 7 лет составила 2,5 см, что вдвое ниже нормы — 4-5 см. Мы сравнивали эти цифры с данными физического развития детей, начиная с 1923 года, и пришли к выводу: замедление роста детей наблюдалось только во время войны. Это свидетельствует о неадекватных нагрузках современных детей, которые, как правило, связаны с усиленной подготовкой к школе».

Поэтому авторы программы «Ступеньки к школе» свою основную задачу видели в том, чтобы разработать пособия, строго соответствующие возрастным особенностям и реальным возможностям дошкольников.

Задания рассчитаны на самых разных детей — медлительных, гиперактивных, леворуких, обладающих разным уровнем интеллектуального развития и темпом деятельности. В ближайшем будущем авторы планируют подготовить специальные задания для детей, для которых русский язык не является родным и для детей-билингвов, хорошо владеющих двумя языками.

Читайте также: Чему не надо учить дошкольников


Наблюдения и диагностика

Именно от физического развития ребенка зависит,
выдержит ли он статические и интеллектуальные нагрузки в школе.

Программа снабжена методическими рекомендациями для педагогов, календарным планированием и диагностическими материалами. Комплексную диагностику дошкольников авторы УМК «Ступеньки к школе» проводят в пилотных детских садах, начиная с 2006 года, и последняя редакция — это результат многолетних апробаций, в которых принимали участие психологи и воспитатели из разных российских регионов — Забайкальскиого, Приморского, Пермского краев, Иркутской, Калининградской область, Томской, Тюменской областей.

Карты наблюдений рассчитаны на детей 3-4, 4-5, 5-6 и 6-7 лет, а для дошкольников 5-7 лет в начале и в конце календарного года проводится комплексная диагностика функционального развития, цель которой  выявить конкретные проблемы каждого ребенка перед его поступлением в первый класс, чтобы его адаптация к школе прошла максимально успешно.

В сумме с картой наблюдений комплексная диагностика дает всеобъемлющую и разностороннюю характеристику дошкольника, которая включает разные параметры, в том числе оценку физического и моторного развития, которую зачастую не принимают во внимание ни психологи, ни родители, ни учителя. Но именно от физического развития ребенка зависит, выдержит ли он статические и интеллектуальные нагрузки в школе.

Марьяна БезрукихКак отмечает Марьяна Безруких, в развитии дошкольников важна положительная динамика, остановка или регресс служат поводом для принятия необходимых мер. Какие именно меры следует принять, решают разные специалисты, в том числе: психолог, логопед, дефектолог — все, кто работает вместе с воспитателем. Слово «вместе» здесь является ключевым, поскольку авторы программы «Ступеньки к школе» залогом успешного развития ребенка считают сотрудничество всех специалистов. Не случайно в программе прописана схема их взаимодействия, итогом которого должна стать совместная разработка единых рекомендаций для родителей.

Смотрите также: Психофизиологические особенности детей старшего дошкольного возраста. Реализации программы дошкольного образования «Ступеньки к школе»


Сотрудничество с родителями

Сотрудничеству специалистов ДОО с семьей авторы программы уделяют особое внимание, предусматривая разные формы работы с родителями, включая просветительские (индивидуальные консультации, лекции специалистов о возрастных особенностях детей, мастер-классы по организации подвижных игр); проведение совместных мероприятий  праздников, экскурсий, спортивных и творческих конкурсов. 

Кроме этого, очень важна аналитическая работа, особенно в период адаптации ребенка к новым условиям. С этой целью проводится анкетирование родителей и заполнение ими карты наблюдений за ребенком, которые позволяют увидеть особенности поведения детей дома и в коллективе сверстников, выделить факторы риска и определить единую тактику взаимодействия с ребенком.

Читайте также: интервью с Марьяной Безруких «Не спешите отдавать детей в школу»

 

Требования к педагогу

Педагог должен понимать, что дети разные,
и невозможно ко всем предъявлять одинаковые требования.

Каких профессиональных компетенций требует от педагогов работа по этой программе?

Татьяна Филиппова«Педагог должен понимать, что дети разные, и невозможно ко всем предъявлять одинаковые требования, — отмечает Татьяна Филиппова. — Современный воспитатель должен освоить разные формы деятельности, отказаться от фронтальной работы в пользу занятий в малых группах и индивидуальных заданий. Он должен понимать, что простая трансляция информации неэффективна, гораздо более интересно и полезно вовлечение детей в активную познавательную деятельность. Все это подробно описано в методических рекомендациях к УМК «Ступеньки к школе».

«Ступеньки к школе» — универсальный учебно-методический комплекс, не связанный с какой-то одной конкретной программой начальной школы, так как, по мнению авторов, каждый дошкольник должен быть готов к школе интеллектуально, эмоционально и физически независимо от того, по какой программе ему предстоит обучаться с 1 по 4 классы.

Смотрите также: цикл вебинаров по программе «Ступеньки к школе»

Автор: Ольга Дашковская



Отзывы педагогов и родителей

Центр развития межличностных коммуникаций в Калининграде является экспериментальной площадкой Института возрастной физиологии РАО по реализации программы «Ступеньки к школе». Приводим отзывы родителей и педагогов:

«В программе представлены очень интересные и важные темы, которые в дальнейшем помогут в работе с детьми, родителями и даже в отношениях с собственными детьми. Прослушав данный курс ( «Предшкольное образование» для специалистов) у меня изменились некоторые позиции в отношении к работе в целом, подход к родителям. Спасибо за вашу работу!»

Парфёнов О. Н., учитель начальных классов СОШ № 2, г. Неман


«Занимаемся по программе «Ступеньки к школе» второй год. Среди множества центров развития и студий нашли то, что нам нужно — обеспечение индивидуального подхода к ребенку и комфортные условия пребывания. У ребенка медленный темп деятельности и педагог организовывает обучение с учетом этого фактора. Для нас важно, что нагрузки соразмерны его возрасту и его особенностям. За время участия в проекте «Ступеньки к школе» мы прошагали ступеньки осмысленно и радостно».

С благодарностью всем организаторам проекта, Светлана Курганова, мама Эдгара Курганова



«Нельзя однозначно ответить, что нас привлекает в проекте «Ступеньки к школе» — это и здание, в котором дети проводят часть своей жизни и образовательная среда, и педагог, и система взаимодействия с родителями. Все вопросы решаются оперативно, без формализма, под потребности ребенка и с учетом пожеланий родителей. На наш взгляд, именно этот комплекс и обеспечивает огромное желание детей посещать занятия, а родителям служит неким гарантом качества».

Елена и Валентин, родители Маши Сорокиной 


«Мы, как и многие родители, участвующие в проекте «Ступеньки к школе», пришли в проект после посещения других центров и муниципального детского сада и судим о качестве в том числе по обратной связи от ребенка. Наш ребенок, который всегда любил подольше поспать, торопится утром на занятия, с радостью делится впечатлениями после занятий, ему обеспечен комфорт и безопасность. В любое время и по любому вопросу мы можем получить интересующую нас информацию, касающуюся нашего ребенка. Посещаем «Родительский Университет», который позволил нам во многом пересмотреть свои взгляды на развитие ребенка и воспитание. Считаем возможность участия в проекте «Ступеньки к школе» нашей большой удачей. Мечтаем, чтобы в центре было организовано обучение по начальному образованию и с радостью пришли бы сюда в первый класс!»

 Кудашева Алена, мама Лукьяненко Роберта