r1.jpg

Вначале было слово

Главной темой обсуждения в первый день форума стала работа с текстом. Как отметила в своем выступлении Людмила Дудова, зав. кафедрой филологического образования МИОО, председатель координационного совета общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка», одна из важнейших задач, которая стоит перед учителем-словесником, заключается в том, чтобы научить детей понимать художественный текст разной природы. По ее словам, «любой современный ребенок плохо воспринимает линейные тексты большого объема». Однако некоторые предложения — такие, как заменить «Войну и мир» на более короткие произведения того же автора, включать в программу больше текстов современных авторов — вовсе не упростят проблему.

Лучшие выступления с форума смотрите здесь

r2.jpg

Где же ключи к ее решению?

По мнению Елены Шмаковой, заместителя директора центра филологического образования ОИГ «ДРОФА» — «ВЕНТАНА-ГРАФ», развить у учащихся навыки понимания чужого текста и умение создавать свои собственные способен интегрированный курс русской словесности. Она презентовала учебники, выпущенные издательством по этому курсу: «Русскую словесность» для 5-9 классов Р.И. Альбетковой и «Литературу» для 10-11 классов  А.К. Михальской и О.Н. Зайцевой. Татьяна Пахнова, профессор института филологии МПГУ, автор УМК «Русский язык» предложила в качестве основной на уроках  русского языка и литературы методику медленного чтения, для которой характерно внимание к каждому слову и детали. При таком подходе работа с текстом станет не только способом приобщения ученика к культуре, но и событием его внутренней жизни, и средством воспитания личности.

Работа с текстом, умение его анализировать, излагать, интерпретировать становится одной из первостепенных задач при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку. Об этом рассказал в своем выступлении Роман Дощинский, доцент кафедры филологического образования МИОО. Он порекомендовал учителям обратить внимание на следующие направления в своей деятельности:

  • Больше времени тратить на чтение текстов, совершенствовать умение комментировать поставленную в тексте проблему
  • Научить школьников аргументированно выражать свою позицию
  • Совершенствовать навыки выполнения смыслового анализа прозаического и стихотворного текста
  • Сделать акцент на владение языковыми литературными нормами

Со следующего года планируется ввести устную часть в ОГЭ по русскому языку. По словам Романа Дощинского, в этом году апробация новой формы проходит в трех регионах, при этом отрабатывается два варианта: ответы учеников  перед экзаменационной комиссией и тестирование на компьютере. В любом случае, по словам специалистов, в основу нововведения будет положен опыт сдачи устной части ЕГЭ по иностранным языкам.

Запись прямого эфира с форума смотрите здесь

r3.jpg

От страны самой читающей — к стране самой пишущей

Об актуальных тенденциях в преподавании литературы рассказали в своих выступлениях профессор Института стратегии развития образования Борис Ланин и литературовед, писатель, телеведущий Александр Архангельский. Главный и неутешительный тезис их выступлений заключался в том, что преподавать литературу приходится нечитающим людям.

Читайте интервью с Борисом Ланиным здесь


В своих  докладах они  приводили очень тревожную статистику:

С 2000 по 2009 гг. — число тех, кто никогда не читает, возросло с 19 до 36 процентов. Число тех, кто никогда не покупает книги — с 30 до 60 процентов. Никогда не посещают библиотеки 90 % взрослого населения. В России уменьшаются тиражи выпускаемых книг и количество их наименований. В то же время растет число виртуального самиздата: на сайте Проза.ру опубликовано 6 млн. произведений самодеятельных авторов, на сайте Стихи.ру — 35 млн.

По выражению Александра Архангельского, Россия из страны читателей превратилась в страну писателей. Как использовать этот тренд в школе на уроках литературы? Известный телеведущий и писатель рекомендовал педагогам  вести детей от собственного творчества к читательскому мастерству, реализуя таким образом прописанный во ФГОС деятельностный подход.


И это не просто благие пожелания — данный принцип Александр Архангельский реализовал в новом УМК «Литература» для 5-9 классов. В своем выступлении соавтор УМК, Заслуженный учитель РФ, директор православной гимназии «Образ» Татьяна Смирнова рассказала о новых подходах в методике преподавания литературы. Один из них заключается в том, чтобы вдохновить детей на создание текста.

r4.jpg

Как это осуществить на практике?

Во-первых, по мнению Татьяны Смирновой, потребность читать и писать у ребенка отбивает школа. Причина — страх получить плохую оценку. Поэтому она посоветовала повысить мотивацию к обучению, отказавшись от отметок в среднем звене. Во-вторых, учащимся 5-х классов, которые пишут свои первые сочинения, следует предлагать интересные и доступные для их понимания темы, такие как: портреты октября и ноября, сочинение собственных  загадок.   Успешному  написанию  текстов способствует творческая атмосфера, создаваемая на уроке. В-третьих, начиная с 8 класса, следует постепенно вводить алгоритмы написания сочинения: обучение принципам составления сложного плана и схемы анализа стихотворений и пьес.

r5.jpg

Кино и литература — пути взаимодействия

Завершился день дискуссией на тему: «Литература и кино: формирование универсальных учебных действий в процессе взаимодействия искусств». В разговоре приняли участие Борис Ланин, Александр Архангельский и Евгений Цымбал, кинорежиссер, сценарист, обладатель национальной кинематографической премии «Ника» (2002, 2006, 2015 гг.), премии Британской академии кино и телевидения (BAFTA).

Главный вывод дискуссии заключался в том, что кинематограф и литература — разные виды искусства, поэтому даже самые успешные экранизации не заменят чтение классических литературных произведений, на основе которых они поставлены. Кинематографическая версия передает прежде всего собственный взгляд режиссера на то или иное произведение и не может быть его достоверным отображением, однако способна пробудить интерес подростка к книге, стимулировать его к чтению. Подробнее о том, как использовать кино и другие виды искусства в преподавании литературы, читайте в интервью Александра Архангельского.

r7.jpg

От презентаций до электронных учебников

Во второй день форума прозвучали выступления на самые разные темы, но объединял их один общий вопрос: как увлечь школьника изучением литературы и русского языка, какие средства для этого лучше применять? Пленарное заседание началось с выступления Евгения Цымбала, который рассказал о том, как снимались документальные фильмы: «Загадка Чехова», «Зощенко и Олеша: двойной портрет в интерьере эпохи». Также участникам был показан фрагмент из нового фильма режиссера «Другой Тютчев». Учителя с интересом отнеслись к творчеству Е. Цымбала  и выразили желание использовать его фильмы на уроках литературы.

r8.jpg

Заслуженный деятель науки РФ, профессор ИМПЭ им. Грибоедова Владимир Агеносов посвятил свой доклад  презентациям в процессе преподавания литературы. По его мнению, возможности этой технологии очень разнообразны и могут быть использованы на уроках, посвященных изучению биографии писателей и поэтов, культурно-исторического аспекта их творчества, различных литературных направлений. В качестве иллюстративного материала для составления презентаций можно использовать живопись той или иной эпохи, фотографии, цитаты из произведений изучаемых авторов. Весьма эффективными могут быть презентации, посвященные сопоставлению творчества разных писателей и поэтов, оформленные в виде таблицы. Но наиболее результативным, по убеждению В. Агеносова, является привлечение самих школьников к составлению презентаций. Это стимулирует их к поиску необходимого материала по изучаемой теме и чтению  литературных произведений.

Станислав Иванов, лауреат премии Президента РФ в области образования, автор УМК «Русский язык» в системе «Начальная школа ХХI века» опроверг миф о том, что хороший, творческий учитель работает не по учебнику. Наоборот, по его убеждению, плох тот педагог, кто не использует в своей деятельности учебник как средство формирования необходимых знаний, умений, навыков и компетенций.

Тему продолжила Елена Шмелева, старший научный сотрудник  Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН, соавтор УМК «Русский язык». Она констатировала тот факт, что если раньше учебник давал только сведения о предмете, то сегодня он выполняет ряд важнейших функций: мотивирующую, инструктивную, коммуникативную, систематизирующую, контролирующую и, кроме этого, социализирующую и воспитывающую. Что касается учебника по русскому языку, то одна из его основных задач — сформировать любовь к родному языку. 

Высокие слова, но как их воплотить на практике? По мнению Елены Шмелевой. необходимо давать детям задания, которые будут им интересны и понятны: например, изучение языковых особенностей той местности, в которой они проживают; двуязычным учащимся можно поручить выполнение проекта по сопоставлению тех языков, которыми они владеют. Особый интерес у детей вызывает электронная форма учебников — ЭФУ, которая с 1 января 2015 г. введена в образовательный процесс наряду с печатной. По новым правилам в Федеральный перечень включаются только те УМК, которые имеют электронную форму.

r12.jpg

Точные требования к этому виду учебной литературы закреплены в приказе № 870 МОиН РФ от 18 июля 2016 года. Согласно данному документу, это электронное издание, которое соответствует по структуре, содержанию и художественному оформлению печатной форме учебника и при этом снабжено мультимедийными элементами, тренажерами, интерактивными ссылками, расширяющими и дополняющими содержание учебника в зависимости от специфики того или иного предмета. В своем выступлении Светлана Шевчук, методист по русскому языку и литературе ОИГ «ДРОФА» — «ВЕНТАНА-ГРАФ» рассказала об универсальной платформе lecta.ru, с помощью которой можно прочитать онлайн или приобрести ЭФУ, а также бесплатно протестировать новинки, выпускаемые издательством.

r6.jpg

От коммуникативного саботажа — к радости творчества

Во время работы секций участники продолжили размышлять на тему, начатую в первый день — написание сочинений по литературе. Неожиданный ракурс обсуждения проблемы задала в своем докладе Елена Васильева, старший преподаватель кафедры педагогики гуманитарного образования Воронежского института развития образования. Она рассказала о таком любопытном явлении, как «коммуникативный саботаж» в творческих работах учащихся. Этот термин она нашла в научной литературе с целью определения такой распространенной ситуации, когда школьники хотят написать сочинение, не учась это делать и не читая литературных произведений. По словам Елены Васильевой,  коммуникативный саботаж в данном случае проявляется в скачивании чужих сочинений или использовании готовых образцов.

В этом случае возникает закономерный вопрос: что с этим делать и кто в этом виноват? «Простых и универсальных рецептов здесь быть не может, — убеждена Елена Васильева. — Что касается сочинений, то во избежание саботажа детям надо предлагать на выбор разные темы с учетом индивидуальных и возрастных особенностей. Пусть это будут самые неожиданные и нестандартные задания: например, интервью с поэтом (писателем), который изучается в школьной программе. Ребятам предлагается придумать вопросы, ответами на которые являются строчки из произведений данного автора. Могу сказать, опираясь на собственный опыт: такого рода задания заставляют детей обратиться к литературному тексту, найти нужные цитаты и в конечном итоге — заинтересоваться творчеством того или иного писателя». При этом нельзя забывать о зоне ближайшего развития — если задание слишком сложное для понимания ребенка, то его будут выполнять родители, бабушки и дедушки, а сами дети ничему не научатся.

Большой интерес вызвало выступление Елены Ерохиной, заместителя директора Института филологии МПГУ, автора новых рабочих тетрадей «Учимся писать сочинение» для 9-11 классов, выпущенных в этом году ОИГ «ДРОФА» — «ВЕНТАНА-ГРАФ». Она объяснила, что применение этих пособий будет эффективным только в том случае, если они будут сопровождаться пояснениями учителя, его активным участием в разъяснении заданий.

Главный тезис выступления Елены Ерохиной состоял в том, что сочинение — не форма контроля, а средство обучения и развития. Поэтому первостепенная задача учителя-словесника — не натаскивать на сочинение, а научить размышлять на предложенную тему, используя литературный материал для аргументации своей позиции. Такие умения пригодятся при написании так называемого декабрьского сочинения в 11 классе, которое служит допуском к ЕГЭ. Однако анализ этих сочинений выявил шаблонное мышление школьников, которые написали как под копирку почти одинаковые сочинения, приведя примеры из одних и тех же  произведений. Это свидетельствует о том, что учителя во время подготовки к сочинению навязывали детям некие образцы и шаблоны, которым они потом не задумываясь следовали.

r11.jpg

Как научить ребят не бояться думать и выражать свою позицию?

Елена Ерохина рекомендовала учителям использовать для подготовки к сочинению различные формы работы, в том числе: ведение дневников; расширение кругозора за счет чтения, анализа, интерпретации литературных произведений; обсуждение проблем и событий во время диспутов и дискуссий; организация литературных вечеров и гостиных, деловых и ролевых игр, публичных выступлений разных жанров. Кроме того, очень полезна работа с образцами устной и письменной речи и в, частности, анализ слова в разных контекстах, активное использование различных словарей.

Главный вывод форума можно сформулировать так: задача учителей русского языка и литературы состоит не только в том, чтобы привить детям интерес к чтению, литературе, сформировать умение рассуждать и анализировать, но воспитать гражданина, который любит язык и культуру своей страны. Решить эту сложную задачу  помогут новые технологии и современные УМК.

Автор: Ольга Дашковская

Читайте также: