Работа всех секций одновременно транслировалась в прямом эфире, в режиме онлайн непрерывное вещание длилось около 8 часов. Все, кто подключался, получили электронные сертификаты сразу после завершения мероприятия. Уже в первые часы работы конференции к просмотру и обсуждению подключилось около 1000 слушателей со всей России, ни один вопрос или комментарий не остались без внимания модератора чата.
Записи выступлений в хорошем качестве выложены на нашем YouTube-канале.
День первый
Приветствуя делегатов, ректор СПбАППО Степан Жолован заметил, что такое объединение ресурсов, как научных, так и методических, случается нечасто, но тем ценнее взаимодействие представителей различных уровней образования в рамках подобного мероприятия.Насколько интересным может быть общение, продемонстрировала программа конференции. В первый день работы она состояла из презентационной части, панельной дискуссии и предметных треков.
Знакомя собравшихся с деятельностью холдинга, директор по продвижению Андрей Баранов сообщил, что сегодня издательская группа является лидером по выпуску учебной продукции в России. В год издается 25 миллионов экземпляров пособий, то есть каждый 4-й учитель и каждый 4-й ученик соответственно работает и учится по учебникам «ДРОФА» – «ВЕНТАНА-ГРАФ». Создана платформа для работы с электронными учебниками
В рамках презентации перспективных направлений президент по стратегическим коммуникациям и развитию холдинга Артем Соловейчик представил концепцию метапредметного электронного учебника, построенного на принципе целостности. Основное его преимущество – возможность вместить и связать в одном «клике» несколько предметных областей. Хотя Артём Симонович отметил необходимость проведения огромной работы, чтобы МЕТАучебник стал реальностью, педагогическая аудитория с уверенностью заявила, что это дело ближайшего будущего.
- Александр Архангельский – литературовед, писатель и телеведущий
- Борис Ланин – профессор Института стратегии развития образования РАО
- Алексей Шмелёв – заведующий отделом культуры русской речи Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН
- Мария Вербицкая – председатель Орфографической комиссии РАН, заслуженный работник высшей школы РФ, заместитель председателя научно-методического совета по иностранным языкам Минобрнауки РФ
Темы дискуссии касались культурных ориентиров современного ученика, а также формирования у него образа мира через призму филологического образования. По мнению Александра Архангельского, в сегодняшней меняющейся реальности часто сталкиваешься с тем, что целостное понятие «чтение» дробится – хорошо это или плохо, покажет время. Сегодня нельзя не заметить, что визуальное побеждает вербальное. Появляются разные виды книг, в том числе аудиовизуальные, в интернете, теле- и радиоэфире реализуются проекты, связанные с чтением: все это предполагает разнообразие в восприятии литературного произведения.
Однако вербальное нужно спасать, считает Борис Ланин. Важно искать пути внутренней мотивации детей к вдумчивому, осмысленному чтению. Это необходимо, потому что именно литература дает как высокие символические образцы, на которые можно равняться, так и живые культурные практики.
Мировоззрение конкретного человека формируется под действием языковой культуры, складывающейся из совокупности многих факторов, в том числе в результате изучения иностранных языков, полагает Мария Вербицкая. Владение другим языком – это способ понять жизнь другого народа, научиться культурно-языковому плюрализму, столь актуальному для многополярного мира.
Нужно заметить, что предложенные темы нашли отражение в рамках предметных треков, касавшихся непосредственно вопросов содержания и преподавания филологических дисциплин и предполагавших не только выступления докладчиков, но и ответы на вопросы участников конференции.
Как пояснила Елена Сайфетдинова, директор методического центра основного и среднего общего образования объединенной издательской группы «ДРОФА» – «ВЕНТАНА-ГРАФ», на конференции присутствуют авторы всех выпускаемых издательской группой линий УМК филологического направления. Учителя могут пообщаться с ними, рассказать о своих впечатлениях от работы по их учебникам, внести предложения. Разработчикам УМК такие встречи также важны, поскольку позволяют донести до своей аудитории концепции пособий и получить обратную связь.
Другие выступления с первого дня конференции
Секция русского языка и литературы. Коммуникативная и лингвокультуроведческая компетенции |
|
Проблемы преемственности в преподавании русского языка: мифы и реальность С. В. Иванов, лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования, член Орфографической комиссии РАН, автор УМК «Русский язык» издательства «ВЕНТАНА-ГРАФ» |
|
Филологическое образование: от Концепции к учебнику к. ф. н., директор Центра филологического образования объединённой издательской группы «ДРОФА» – «ВЕНТАНА-ГРАФ» |
|
Исследовательская деятельность в школьном образовании Е. Л. Ерохина, соавтор УМК «Литература» |
|
Филологическое образование – основа формирования универсальных учебных действий Л. Д. Беднарская, соавтор УМК «Русский язык» издательства «ДРОФА», профессор кафедры теории и методики обучения русскому языку и литературе ФГБОУ ВПО ОГУ |
|
Формирование личности на уроках русского языка: текст, культура, речевая среда Т. М. Пахнова, автор УМК «Русский язык» издательства «ДРОФА», проф. МПГУ, члена редколлегии журнала «Русский язык в школе» |
Секция иностранных языков. Коммуникативная и лингвокультуроведческая компетенции |
|
Язык и речь в современном диалоге культур О. В. Афанасьева, автор УМК «Rainbow English», д. ф. н., заслуженный работник высшей школы, лауреат премии правительства РФ в области образования, заслуженный профессор МГПУ, заведующая кафедрой английской филологии МГПУ |
|
Обучение иностранным языкам: вчера, сегодня и завтра О. А. Денисенко, к. пед. н., доцент, руководитель Центра иностранных языков объединенной издательской группы «ДРОФА» – «ВЕНТАНА-ГРАФ» |
|
Что есть диалог культур? М. В. Вербицкая, председатель Орфографической комиссии РАН, заслуженный работник высшей школы РФ, заместитель председателя научно-методического совета по иностранным языкам Минобрнауки РФ |
|
Содержание иноязычного образования в контексте обновления культурного пространства и педагогической стратегии М. З. Биболетова, автор УМК «Enjoy English», к. пед. н., доцент, старший научный сотрудник центра филологического образования Института Стратегии развития образования РАО |
День второй
На рабочих секциях предметом для разговора стало школьное филологическое образование, существующее в условиях новых требований и вызовов. Работа предполагала диалоговую форму, что дало возможность педагогам задавать вопросы непосредственно после выступления докладчика, причем на обеих секциях педагогическое сообщество проявляло завидную активность, актуальные темы неизменно вызывали живой отклик зала.
Так, на секции русского языка и литературы сразу был задан дискуссионный тон. Профессор Института стратегии развития образования РАО, автор УМК «Литература» Борис Ланин поделился с учителями мыслью о том, что обновление литературного образования – вещь неизбежная. Ситуация, когда на уроке литературы изучается в большей степени классика, все же неправильная. Без сомнения, классика – это воспитание литературного вкуса, однако круг незыблемых произведений нужно сужать. Современные дети не понимают аллюзий, отсылок, реалий прошлых веков, отсюда потеря читателей в их лице. Школьники думают, что литература – это то, что к сегодняшней жизни не имеет никакого отношения.
Кроме того, заметил докладчик, сейчас появляются новые талантливые авторы, с произведениями которых детям не мешало бы познакомиться, тем более что формированию литературного вкуса как раз способствует сравнительный анализ классических и современных образцов.
К обновлению текстового корпуса стремятся и авторы учебников по русскому языку. По словам старшего научного сотрудника Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН, соавтора УМК «Русский язык» Елены Шмелёвой, если раньше у учебника была только информирующая функция, то сегодня он вносит свой вклад и в воспитание, и в социализацию, и в интеграцию, и в коммуникацию ребёнка. Именно поэтому особенностью учебников, выпускаемых группой «ДРОФА» – «ВЕНТАНА-ГРАФ», является то, что две трети в них занимают фрагменты качественных художественных текстов, при этом треть текстов – научные и научно-популярные, касающиеся разных областей: от лингвистики до астрономии. Это помогает школьникам понимать значения слов и терминов, выстраивать смысловые мостики.
На секции иноязычного образования были представлены новые УМК по английскому, немецкому, китайскому, итальянскому и французскому языкам. УМК по китайскому, по словам заведующей кафедрой восточных языков Института лингвистики РГГУ, автора учебного пособия Марии Рукодельниковой, можно считать настоящим прорывом. Несмотря на то что этот язык занимает 6-е место среди иностранных языков, преподающихся в российских школах, до сих пор отсутствует единая линия учебников по нему. Учителя сегодня обучают детей либо по вузовским книгам, либо по детским учебникам, созданным в Китае, что, конечно, не может не сказываться на качестве подготовки школьников.
Еще одна важная тема, затронутая на секции иноязычного образования, касалась системы оценивания. Как заметила Мария Вербицкая, заслуженный работник высшей школы РФ, заместитель председателя научно-методического совета по иностранным языкам Минобрнауки РФ, сегодня в работе учителя нужны разные виды оценивания. При этом необходимо сформулировать его четкие критерии, которые будут известны ученику, учителю, родителю, администрации. Каждый ответ в задании должен соответствовать определенным требованиям, а кроме того, оценивание из субъективного должно стать субъективно-объективным, дифференцированным и дифференцирующим.
В рамках итогового пленарного заседания выступила Ирина Ланкина, начальник отдела Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки, которая рассказала о новых задачах филологического образования в школе и об изменении нормативно-правовой базы, а также ответила на вопросы, касающиеся разработки Концепции преподавания русского языка и литературы и использования примерных программ по филологическим дисциплинам.
В целом, конференция позволила не только выявить актуальные проблемы реализации школьного филологического образования, но и провести взаимообмен идеями, подходами, технологиями, а значит, стала еще одним фактором, определяющим развитие на территории Российской Федерации моделей и УМК, обеспечивающих современное качество филологического образования в целом.
Другие выступления со второго дня конференции
Секция русского языка и литературы. Школьное филологическое образование |
|
XIX век и последующие: имена и жанры Б. А. Ланин, автор УМК «Литература», д. ф. н., профессор Института Стратегии развития образования РАО |
|
Современная семья как пространство филологического образования личности: проблемы, возможности, перспективы Т. И. Полякова, к. п. н., доцент, заведующая информационно-библиотечным центром СПб АППО |
Текст Натальи Алексютиной