Времена года. Литература. 5 класс. Урок-мастерская
Целевые установки на достижение результата:
- Личностные УУД: освоение общекультурного наследия России, ориентация в системе моральных норм и ценностей, потребность в самовыражении.
- Метапредметные УУД: самостоятельно ставить учебные цели и задачи, управлять учебным временем на уроке, формулировать собственное мнение, использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, вступать в диалог, строить монологическое контекстное высказывание, поводить наблюдения и на их основе делать выводы, поиск информации по тексту, устанавливать причинно- следственные связи, усваивающее и поисковое чтение.
- Предметные УУД: написать этюд о времени года.
Задачи:
- чтение и анализ прозаических и лирических текстов о временах года;
- составление словаря опорных слов на основе прослушанных текстов;
- подготовка учащихся к написанию творческой работы;
- создание творческой работы «Времена года».
Оборудование:
- презентация к уроку;
- музыкальное произведение Вивальди «Времена года. Осень»;
- карточка «опорных слов», маршрутные листы;
- презентации учащихся по домашнему заданию;
- учащиеся приносят воздушные шары, символизирующие времена года (красный, желтый, зеленый, белый).
Домашнее задание: группам представить время года:
- лето (в форме коллажа),
- осень (подготовить вернисаж по иллюстрациям учеников класса),
- зима (презентация «Полотна художников о зиме),
- весна (чтение наизусть стихотворений русских поэтов о весне «Поэтическая весна»).
Ход занятия
Учитель:
– Здравствуйте! Мы рады приветствовать вас, уважаемые взрослые и дорогие ребята, в нашей мастерской. Мы предлагаем вам совершить увлекательное путешествие. А вот куда? Сейчас вы сами определите тему нашей встречи.
– Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Первый этап занятия
– Как обычно, начинаем с погружения в тему, выполняем «Письмо по кругу». Запишите словосочетания, объясните орфограммы и пунктограммы.
А) Коллективная форма работы: выполняют обучающиеся.
Снег пушистый, серебристый/ мягким стелется ковром; в багрец и в золото одетые леса,; чернеет лес, теплом разбуженный, весенней сыростью объят; лето красное; и снежинки, как пушинки, вьются весело кругом.
Учитель:
– Исходя из записанных выражений, определите объект речи, тему занятия
Обучающиеся:
– Тема занятия « ВРЕМЕНА ГОДА». (Слайд.)
Учитель:
– Цель занятия: создание этюда о времени года.
– На слайде несколько значений слова « этюд», взятых из разных толковых словарей, выберите значение слова, которое соответствует нашему занятию. (Слайд №4.)
– Чтобы достичь цели занятия, определите задачи.
Обучающиеся:
ЗАДАЧИ:
- Систематизация материала по теме творческой работы.
- Учиться у мастеров слова (чтение прозаических и лирических текстов).
- Составить словарь «опорных слов» (карточка перед вами).
- Опираясь на словарь «опорных слов», написать этюд о времени года. (Слайды № 5, 6).
Учитель:
– Перед вами маршрутные листы (слайд №7), где определены задания, оценка деятельности учащихся будет осуществляться через самопроверку, взаимопроверку, оценка работа в группе, оценка учителем. По завершении урока посчитайте полученные баллы.
Учитель:
Второй этап занятия: проверка теоретических знаний (индивидуальная форма работы)
– Откройте тетради для теоретических опросов. Назовите термины.
Учитель задает вопросы обучающимся устно, учащиеся записывают в тетради только ответы. По завершении работы проводится самопроверка (слайд №8). Результат заносится в соответствующую графу маршрутного листа.
Предмет речи, отвечающий на вопрос, о чем говорится в тексте (тема).
Отношение автора к теме текста, ответ на вопрос, что говорится в тексте (основная мысль).
Сочетание предложений, связанных в единое целое общим смыслом с помощью разных средств связи (текст).
Назовите типы речи (описание, повествование, рассуждение).
Определите стиль речи (художественный).
Уж побледнел закат румяный
Над усыплённою землей;
Дымятся синие туманы,
И всходит месяц золотой.
(А.С.Пушкин)
– Внимание на слайд № 8. Самопроверка теории. 1 балл за каждый правильный ответ, не забудьте поставить оценку в маршрутный лист.
– Зачем мы вспомнили теоретический материал?
Обучающиеся:
– Наша цель: создать этюд о времени года.
– Мы будем использовать тип речи описание, стиль речи: художественный, так как должны выразить свое отношение к теме текста.
Третий этап занятия. Проверка домашнего задания
Учитель:
– Каждая группа получила задание представить время года. Пожалуйста, во время ваших выступлений записывайте наиболее яркие, понравившиеся вам слова и выражения о времени года в словарь «опорных слов». Оценку получает группа по следующим критериям:
- умение работать в группе, соответствие выбранной формы (коллаж презентация, вернисаж, поэтический сборник),
- умение представить групповой проект; четкость, красота, эмоциональность, выразительность речи.
Вы получили возможность в совместной деятельности проявить инициативу для достижения цели. Оценивает вашу деятельность учитель.
Обучающиеся представляют проекты:
А. Лето (коллаж).
Б. Осень (вернисаж).
Учитель:
– Многие композиторы обращались к теме осени. Давайте и мы послушаем отрывок из музыкального произведения Вивальди «Времена года. Осень». Закройте глаза и представьте, что вы сейчас в осеннем лесу. Какие картины, образы возникают у вас?
В. За окном зимушка-зима. Снежная, морозная. Мороз и солнце. День чудесный!
Слово зиме (презентация «Полотна художников о зиме»).
Г. Весна. Как радуемся мы с вами первым теплым дням (поэтическая весна).
Физкультминутка. Игра-этюд
– Встаньте, пожалуйста, и присядьте, вы сейчас семена.
Садовник очень бережно относится к семенам, поливает их (гладит по голове), ухаживает за ними.
С теплым весенним солнцем семечко начинает медленно расти (дети поднимаются).
У цветка раскрываются листочки (руки тянутся кверху), растет стебелек (вытягивается тело), появляются цветоносы с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты).
Наступает радостный момент, и бутоны лопаются (резко разжимаются кулачки) и росток превращается в красивый сильный цветок.
Спасибо!
Четвертый этап занятия – сотворчество
Учитель:
– Вы принесли с собой воздушные шары. Что символизирует цвет вашего шарика? (желтый, красный, зеленый, белый)
Ответы обучающихся.
Учитель:
– Каждому времени года свойственны звуки. (Слайд № 9.)
– Задание: распределите звуки по временам года, записывайте их в словарь «опорных слов».
Обучающиеся:
Выполняют работу в тетради, идет взаимопроверка. (Слайд №10.)
Учитель: перед вами ответы, каждый правильный ответ – один балл, количество баллов запишите в маршрутный лист.
Учитель:
– Нам сегодня помогают мастера слова: поэты, писатели русской литературы.
У каждой группы на столе лежит файл, в котором несколько отрывков из художественных текстов (Приложение).
– Назовите самые распространенные средства художественной выразительности.
Обучающиеся называют их (слайд №11).
Учитель:
– Задание: прочитайте отрывки из художественных произведений. В каждом есть свои выразительные средства – это приёмы, слова, выражения, которые делают художественную речь ярче, выразительнее. Подчеркните их простым карандашом.
Обучающиеся приводят примеры.
Пятый этап занятия. Написание творческой работы
Учитель:
– Задачи выполнены. Все виды работ были подчинены одной цели: создать этюд о времени года. Подойдите по одному представителю группы, выберите время года (карточки).
– Не забывайте: этюд должен получиться ярким, неповторимым, пользуйтесь словарем опорных слов, учимся у мастеров слова. (Звучит музыка П.И.Чайковского « Времена года.)
Обучающиеся зачитывают работы, получают оценку за содержание.
Шестой этап занятия. Рефлексивный этап урока
– Каждая группа скажет о своих впечатлениях от занятия. Начну я. Мне занятие понравилось, потому что вы активно работали и достигли цели. (См. на слайд №12.)
Седьмой этап занятия. Подведение итогов работы
Учитель:
– Посмотрите в маршрутные листа, посчитайте баллы и поставьте отметку:
- 24–25 баллов – отметка «5»;
- 20–23 балла – отметка «4»,
- 12–19 баллов – отметка «3».
Восьмой этап занятия. Определение домашнего задания
Тема следующей мастерской: «Снежинка».
- Подобрать стихотворения, отрывки из прозаических произведений о снежинке;
- выучить наизусть либо стихотворение, либо отрывок из прозы;
- составить центон по поэтическим стихам.
Использованная литература:
- отрывки из произведений А. А. Фета, А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, Л.Н. Толстого, М. М. Пришвина, К. Г. Паустовского;
- отрывки из музыкальных произведений А. Вивальди , П.И. Чайковского «Времена года».