Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Войти с помощью
Зарегистрироваться

Времена года. Литература. 5 класс. Урок-мастерская

Целевые установки на достижение результата:

  • Личностные УУД: освоение общекультурного наследия России, ориентация в системе моральных норм и ценностей, потребность в самовыражении.
  • Метапредметные УУД: самостоятельно ставить учебные цели и задачи, управлять учебным временем на уроке, формулировать собственное мнение, использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, вступать в диалог, строить монологическое контекстное высказывание, поводить наблюдения и на их основе делать выводы, поиск информации по тексту, устанавливать причинно- следственные связи, усваивающее и поисковое чтение.
  • Предметные УУД: написать этюд о времени года.

Задачи:

  • чтение и анализ прозаических и лирических текстов о временах года;
  • составление словаря опорных слов на основе прослушанных текстов;
  • подготовка учащихся к написанию творческой работы;
  • создание творческой работы «Времена года».

Оборудование:

Домашнее задание: группам представить время года:

  • лето (в форме коллажа),
  • осень (подготовить вернисаж по иллюстрациям учеников класса),
  • зима (презентация «Полотна художников о зиме),
  • весна (чтение наизусть стихотворений русских поэтов о весне «Поэтическая весна»).

Ход занятия

Учитель:

– Здравствуйте! Мы рады приветствовать вас, уважаемые взрослые и дорогие ребята, в нашей мастерской. Мы предлагаем вам совершить увлекательное путешествие. А вот куда? Сейчас вы сами определите тему нашей встречи.

– Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Первый этап занятия

– Как обычно, начинаем с погружения в тему, выполняем «Письмо по кругу». Запишите словосочетания, объясните орфограммы и пунктограммы.

А) Коллективная форма работы: выполняют обучающиеся.

Снег пушистый, серебристый/ мягким стелется ковром; в багрец и в золото одетые леса,; чернеет лес, теплом разбуженный, весенней сыростью объят; лето красное; и снежинки, как пушинки, вьются весело кругом.

Учитель:

– Исходя из записанных выражений, определите объект речи, тему занятия

Обучающиеся:

– Тема занятия « ВРЕМЕНА ГОДА». (Слайд.)

Учитель:

– Цель занятия: создание этюда о времени года.

– На слайде несколько значений слова « этюд», взятых из разных толковых словарей, выберите значение слова, которое соответствует нашему занятию. (Слайд №4.)

– Чтобы достичь цели занятия, определите задачи.

Обучающиеся:

ЗАДАЧИ:

  • Систематизация материала по теме творческой работы.
  • Учиться у мастеров слова (чтение прозаических и лирических текстов).
  • Составить словарь «опорных слов» (карточка перед вами).
  • Опираясь на словарь «опорных слов», написать этюд о времени года. (Слайды № 5, 6).

Учитель:

– Перед вами маршрутные листы (слайд №7), где определены задания, оценка деятельности учащихся будет осуществляться через самопроверку, взаимопроверку, оценка работа в группе, оценка учителем. По завершении урока посчитайте полученные баллы.

Учитель:

Второй этап занятия: проверка теоретических знаний (индивидуальная форма работы)

– Откройте тетради для теоретических опросов. Назовите термины.

Учитель задает вопросы обучающимся устно, учащиеся записывают в тетради только ответы. По завершении работы проводится самопроверка (слайд №8). Результат заносится в соответствующую графу маршрутного листа.

Предмет речи, отвечающий на вопрос, о чем говорится в тексте (тема).

Отношение автора к теме текста, ответ на вопрос, что говорится в тексте (основная мысль).

Сочетание предложений, связанных в единое целое общим смыслом с помощью разных средств связи (текст).

Назовите типы речи (описание, повествование, рассуждение).

Определите стиль речи (художественный).

Уж побледнел закат румяный
Над усыплённою землей;
Дымятся синие туманы,
И всходит месяц золотой.
(А.С.Пушкин)

– Внимание на слайд № 8. Самопроверка теории. 1 балл за каждый правильный ответ, не забудьте поставить оценку в маршрутный лист.

– Зачем мы вспомнили теоретический материал?

Обучающиеся:

– Наша цель: создать этюд о времени года.

– Мы будем использовать тип речи описание, стиль речи: художественный, так как должны выразить свое отношение к теме текста.

Третий этап занятия. Проверка домашнего задания

Учитель:

– Каждая группа получила задание представить время года. Пожалуйста, во время ваших выступлений записывайте наиболее яркие, понравившиеся вам слова и выражения о времени года в словарь «опорных слов». Оценку получает группа по следующим критериям:

  • умение работать в группе, соответствие выбранной формы (коллаж презентация, вернисаж, поэтический сборник),
  • умение представить групповой проект; четкость, красота, эмоциональность, выразительность речи.

Вы получили возможность в совместной деятельности проявить инициативу для достижения цели. Оценивает вашу деятельность учитель.

Обучающиеся представляют проекты:

А. Лето (коллаж).

Б. Осень (вернисаж).

Учитель:

– Многие композиторы обращались к теме осени. Давайте и мы послушаем отрывок из музыкального произведения Вивальди «Времена года. Осень». Закройте глаза и представьте, что вы сейчас в осеннем лесу. Какие картины, образы возникают у вас?

В. За окном зимушка-зима. Снежная, морозная. Мороз и солнце. День чудесный!

Слово зиме (презентация «Полотна художников о зиме»).

Г. Весна. Как радуемся мы с вами первым теплым дням (поэтическая весна).

Физкультминутка. Игра-этюд

– Встаньте, пожалуйста, и присядьте, вы сейчас семена.

Садовник очень бережно относится к семенам, поливает их (гладит по голове), ухаживает за ними.

С теплым весенним солнцем семечко начинает медленно расти (дети поднимаются).

У цветка раскрываются листочки (руки тянутся кверху), растет стебелек (вытягивается тело), появляются цветоносы с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты).

Наступает радостный момент, и бутоны лопаются (резко разжимаются кулачки) и росток превращается в красивый сильный цветок.

Спасибо!

Четвертый этап занятия – сотворчество

Учитель:

– Вы принесли с собой воздушные шары. Что символизирует цвет вашего шарика? (желтый, красный, зеленый, белый)

Ответы обучающихся.

Учитель:

– Каждому времени года свойственны звуки. (Слайд № 9.)

– Задание: распределите звуки по временам года, записывайте их в словарь «опорных слов».

Обучающиеся:

Выполняют работу в тетради, идет взаимопроверка. (Слайд №10.)

Учитель: перед вами ответы, каждый правильный ответ – один балл, количество баллов запишите в маршрутный лист.

Учитель:

– Нам сегодня помогают мастера слова: поэты, писатели русской литературы.

У каждой группы на столе лежит файл, в котором несколько отрывков из художественных текстов (Приложение).

– Назовите самые распространенные средства художественной выразительности.

Обучающиеся называют их (слайд №11).

Учитель:

– Задание: прочитайте отрывки из художественных произведений. В каждом есть свои выразительные средства – это приёмы, слова, выражения, которые делают художественную речь ярче, выразительнее. Подчеркните их простым карандашом.

Обучающиеся приводят примеры.

Пятый этап занятия. Написание творческой работы

Учитель:

– Задачи выполнены. Все виды работ были подчинены одной цели: создать этюд о времени года. Подойдите по одному представителю группы, выберите время года (карточки).

– Не забывайте: этюд должен получиться ярким, неповторимым, пользуйтесь словарем опорных слов, учимся у мастеров слова. (Звучит музыка П.И.Чайковского « Времена года.)

Обучающиеся зачитывают работы, получают оценку за содержание.

Шестой этап занятия. Рефлексивный этап урока

– Каждая группа скажет о своих впечатлениях от занятия. Начну я. Мне занятие понравилось, потому что вы активно работали и достигли цели. (См. на слайд №12.)

Седьмой этап занятия. Подведение итогов работы

Учитель:

– Посмотрите в маршрутные листа, посчитайте баллы и поставьте отметку:

  • 24–25 баллов – отметка «5»;
  • 20–23 балла – отметка «4»,
  • 12–19 баллов – отметка «3».

Восьмой этап занятия. Определение домашнего задания

Тема следующей мастерской: «Снежинка».

  • Подобрать стихотворения, отрывки из прозаических произведений о снежинке;
  • выучить наизусть либо стихотворение, либо отрывок из прозы;
  • составить центон по поэтическим стихам.

Использованная литература:

  • отрывки из произведений А. А. Фета, А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, Л.Н. Толстого, М. М. Пришвина, К. Г. Паустовского;
  • отрывки из музыкальных произведений А. Вивальди , П.И. Чайковского «Времена года».
  • Времена года. Литература. 5 класс. Дополнительные материалы к уроку-мастерской

  • Времена года. Литература. 5 класс. Разработка урока

  • Времена года. Литература. 5 класс. Тексты о природе к уроку-мастерской

  • Времена года. Литература. 5 класс. Маршрутный лист к уроку-мастерской

  • Времена года. Литература. 5 класс. Презентация к уроку-мастерской

  • Времена года. Литература. 5 класс. Словарь опорных слов к уроку-мастерской

Учебные издания по теме

Ограничение доступа

Для доступа к материалу требуется регистрация на сайте

Поделиться в социальных сетях:
Оставайтесь с нами на связи
Оставьте свой электронный адрес, и мы будем оповещать Вас обо всех новинках, а также о вебинарах и других интересных мероприятиях
Восстановление пароля
Забыли пароль?

Просто укажите адрес электронной почты, на указанный адрес будет отправлена ссылка для смены пароля

Еще не зарегистрированы?

Вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация займет не более 2 минут.

Зарегистрироваться